0
869
Газета Спецслужбы Интернет-версия

13.10.2000 00:00:00

Совбез разъясняет содержание новой доктрины

Тэги: шерстюк, совбез


-ВЛАДИСЛАВ Петрович, почему для информационного обеспечения государственной политики России необходимо укреплять государственные СМИ? Не означает ли это введение цензуры для независимых средств массовой информации? Угрожает ли Доктрина свободе печати?

- Опыт последних лет показал, что отдельные граждане и общество в целом не получают в достаточном объеме необходимую им правдивую информацию о деятельности государственной власти, ее планах и намерениях. Данная информация доходит до людей в различной, иногда даже полярной трактовке. Разобраться в этой пестрой картине, отделить правду от вымысла бывает очень трудно.

При этом федеральные органы исполнительной власти зачастую не умеют общаться с людьми через СМИ. Самый свежий пример этого - позиция Минфина России. В настоящее время большинство военнослужащих озабочено предстоящим введением в действие нового Налогового кодекса. В нем предусматривается налогообложение военных, у которых вместе с тем повышается денежное довольствие. Информация СМИ по данному поводу рождает массу неясностей и кривотолков. Однако Минфин России молчит, несмотря даже на неоднократные обращения в его адрес со стороны аппарата Совета безопасности с просьбой дать официальные разъяснения общественности. Очевидна необходимость коренного улучшения государственной информационной политики, проводимой прежде всего через государственные СМИ. Одной из целей, поставленных в Доктрине, как раз и является расширение их возможностей по своевременному доведению достоверной информации до российских и иностранных граждан. Результатом должны стать прозрачность, открытость и правдивость освещения действий государственных органов.

При этом государство не собирается ущемлять независимые СМИ, а тем более устанавливать, как говорят некоторые журналисты, полный и всеобъемлющий контроль над телеэфиром, нарушать свободу слова. Таких положений в Доктрине вы не найдете, их там просто нет. Согласитесь, что контроль над средствами массовой информации (о чем много говорят и пишут критики Доктрины, и о чем в ней нет ни слова) и укрепление государственных СМИ - это не одно и то же.

- В разделе Доктрины об угрозе информационной безопасности Российской Федерации есть пункт об использовании зарубежными специальными службами СМИ, действующих на территории России, для нанесения ущерба обороноспособности страны и безопасности государства, распространения дезинформации. Не могли бы вы привести какие-либо примеры в связи с этим?

- Приведу пример, непосредственно касающийся Совета безопасности. Возможно, вы знаете о существовании русскоязычного интернетовского сайта "Кавказ", занимающегося информационной поддержкой преступных действий террористов на территории Чеченской Республики. Известно, что этот сайт создается за пределами России и финансируется зарубежными источниками. В конце минувшего года на нем появился текст некоего "документа", якобы созданного в Совбезе и направленного в Государственную Думу. Скажу сразу - таковой разработки в природе не существовало. Об этом мы сразу же сообщили общественности. И, тем не менее, некоторые средства массовой информации, как российские, так и зарубежные, на первых порах клюнули на эту грубую фальшивку, содержащую далеко не безобидные тезисы, направленные на обострение и без того непростой ситуации на Северном Кавказе. Я не исключаю, что к фабрикации этой "липы" приложили руку зарубежные спецслужбы.

Подобных примеров, к сожалению, немало. Причем мастера информационных диверсий действуют зачастую не так топорно, как создатели упомянутого сайта. Их изощренные акции не столь прямолинейны и очевидны, а поэтому могут принести гораздо больший ущерб информационной безопасности личности, общества и государства.

- Почему в Доктрине не отражена роль негосударственных СМИ в обеспечении информационной безопасности России и не ставятся задачи содействия им со стороны государственных органов в деле более качественного информирования граждан нашего Отечества и экспансии на мировом информационном пространстве?

- Это не совсем так. Положения Доктрины распространяются на все без исключения СМИ, действующие на территории России, если это не оговаривается отдельно, а "недостаточная активность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании общества о своей деятельности, в разъяснении принимаемых решений, в формировании открытых государственных ресурсов и развитии системы доступа к ним граждан" определена в Доктрине в качестве одного из источников угроз информационной безопасности. Таким образом, задача по улучшению информирования граждан государственным органам поставлена, и они должны использовать для этого весь спектр отечественных СМИ.

- Доктрина, надо полагать, это отправная точка. Будут указы и законы по вопросам информационной защиты. Но, даже если не верить в реальность "25 кадра" и спутниковых систем США с их "информационным оружием", что конкретно будет сделано в этом направлении?

- Вы абсолютно правы, каждая из составляющих информационной безопасности должна получить свое концептуальное развитие и практическую реализацию, прежде всего через совершенствование нормативной правовой базы. В частности, упомянутый вами "25-й кадр" лежит в области информационно-психологической безопасности, и необходимость защиты от подобного рода угроз предусматривается в разрабатываемом в настоящее время документе, определяющем направления госполитики в этой сфере.

- Считаете ли вы, что необходимо широко информировать общественность обо всех аспектах, тенденциях развития и применения "информационного оружия", тем самым, во-первых, конкретизируя образ новейшей угрозы для безопасности как России, так и мирового сообщества, и, во-вторых, упреждая нападки недобросовестных комментаторов представленной Доктрины?

- Вы абсолютно правы, называя "информационное оружие" новой и очень серьезной угрозой как для России, так и для мирового сообщества в целом. Поэтому политика России в этом направлении заключается в продвижении через ООН идеи создания международной системы информационной безопасности, а также в адекватном противодействии угрозе применения "информационного оружия" против России. Безусловно, также необходимо широкое и активное разъяснение мировой общественности опасности данной угрозы. Эту функцию, в частности, выполняет и утвержденная Доктрина.

- Есть предложение:

1. Организовать ООО "Государственная информационная компания", которая будет издавать газету "Россия", которой будет принадлежать ТВ-канал "Россия" и радиостанция "Россия".

2. Все остальные газеты, ТВ-каналы и радиостанции запретить.

3. Интернет запретить.

Может быть, это немного грубо, но чего не сделаешь во имя безопасности сограждан.

- Второй и третий пункты обсуждать не будем. Однако, несмотря на иронию, содержащуюся в ваших предложениях, пункт первый можно было бы рассмотреть. Наши оппоненты любят ссылаться на опыт Соединенных Штатов и других развитых стран. Так вот, во главе системы информационного обеспечения внешней политики Америки стоит Информационное агентство США (ЮСИА), являющееся структурным подразделением государственного департамента. В соответствии с законом "О международном вещании" 1994 года ЮСИА осуществляет руководство деятельностью телерадиовещательных корпораций "Голос Америки", "Радио Свобода/ Свободная Европа", "Радио и Телевидение Марти", "Уорлднет Телевижн" и "Радио Свободная Азия". Годовой бюджет ЮСИА при штате 5 тысяч человек превышает 1 миллиард долларов. Финансирование осуществляется из государственного бюджета США. ЮСИА имеет более 200 представительств в 143 странах. Подведомственный ЮСИА телевизионный спутниковый канал принимается в более чем в 50 странах. Все это наглядно свидетельствует о том, что США уделяет самое пристальное внимание информационной поддержке своей политики. Так почему же Россия не должна заботиться о том же?

- Содержание некоторых сайтов Интернета входит в противоречие с целями, которые декларируются в Доктрине. Нормально ли это?

- Отношение и не только мое к любому интернетовскому сайту должно основываться на положениях действующего законодательства. Если размещаемые на нем материалы не подрывают основы конституционного строя, не разжигают межнациональную или религиозную ненависть и вражду, то закрывать его нет оснований. Если же, как вы утверждаете, размещаемая информация способствует разжиганию межнациональной вражды и это доказано, то соответствующие меры следует принимать. Однако действующее законодательство в сфере развития и функционирования Интернета в нашей стране еще должным образом не разработано. Именно поэтому по инициативе аппарата Совета безопасности в августе нынешнего года президентом Российской Федерации дано поручение правительству подготовить соответствующие предложения.

- Какое место в настоящее время занимает, по вашему мнению, Федеральное агентство правительственной связи и информации в обеспечении информационной безопасности России? Каковы дальнейшие перспективы развития ФАПСИ в этом направлении?

- Безусловно, ФАПСИ занимает важное место в обеспечении информационной безопасности и по мере развития информационной инфраструктуры его роль в этом будет возрастать. В частности, ожидаемое утверждение российским правительством Федеральной целевой программы создания и развития информационно-телекоммуникационной системы специального назначения в интересах органов государственной власти на 2001-2007 годы, в которой ФАПСИ определено как ее государственный заказчик, можно рассматривать как конкретную, практическую реализацию положений Доктрины.

- Технологическая зависимость России от иностранных государств - объективный факт, и существующее положение дел, к сожалению, в одночасье исправить нельзя. В сущности, это следствие нашего общего экономического отставания от ведущих стран, поэтому ставить задачу преодоления вышеуказанной зависимости в отрыве от реального соотношения нашего и лучших зарубежных уровней развития просто бессмысленно. Можно, конечно, объявить данную сферу приоритетной и попытаться убедить общество и парламентариев, что именно она требует усиленного финансирования. Но не получилось бы так, как в свое время с проектом наших ЕСовских компьютеров: ухлопали огромные средства на тупиковую ветвь развития.

- Предполагается подготовить соответствующую федеральную программу, в которой будут конкретизированы методы и способы достижения целей, поставленных в Доктрине применительно к отдельным сферам деятельности общества и государства. При этом, естественно, будут учитываться достижения мирового технологического процесса и выбираться оптимальные пути наилучшего их использования применительно к отечественным нуждам. С другой стороны, исходя из требований обеспечения национальной безопасности, в Доктрине особо подчеркивается необходимость первоочередного решения задачи: "обеспечения технологической независимости РФ в важнейших областях информатизации, телекоммуникации и связи, определяющих ее безопасность, и в первую очередь в области создания специализированной вычислительной техники для образцов вооружения и военной техники". Обращается внимание на необходимость разработки современных методов и средств защиты информации, обеспечения безопасности информационных технологий, и прежде всего используемых в системах управления войсками и оружием, экологически опасными и экономически важными производствами.

- Будут ли проверяться итоги внедрения и использования компьютерных технологий на предприятиях оборонного авиапромышленного комплекса? Имеется подозрение, что попытки внедрения и использования СAD/CAM технологий (IMAN, Unigrafics и т.д.) - это и есть "диверсионно-подрывная деятельность специальных служб иностранных государств, осуществляемая методами информационно-психологического воздействия".

- Применение компьютерных технологий, в том числе CAD/CAM технологий для систем автоматизированного проектирования, в разработке и производстве новых товаров, безусловно, ускоряет процесс их создания, снижает издержки и повышает конкурентоспособность.

Особенно это важно в оборонных отраслях промышленности при конструировании и выпуске новых образцов и систем вооружения в целях обеспечения национальной безопасности страны. При их создании в обязательном порядке осуществляется ряд мероприятий по предотвращению ущерба безопасности страны, предусмотренных нормативными документами, на всех стадиях приобретения, установки и использования программно-аппаратных средств. Контроль этого производится компетентными федеральными органами исполнительной власти. К примеру, технический контроль эффективности защиты (некриптографическими методами) государственной и служебной тайны осуществляется Гостехкомиссией России.

- Как будет, и будет ли вообще согласовываться политика в области обеспечения информационной безопасности в рамках СНГ? С какими государствами Содружества Россия имеет общие подходы к решению этих проблем и будет создавать совместное информационное пространство?

- Политика в области обеспечения информационной безопасности согласовывается со странами СНГ в случае заключения двусторонних государственных соглашений в этой области. В настоящее время такое соглашение действует между Российской Федерацией и Республикой Беларусь. В его рамках проводятся совместные работы по созданию условий для формирования общего информационного пространства Союза Беларуси и России, по защите общих информационных ресурсов двух государств.

С членами Содружества заключен и действует ряд соглашений в области обеспечения информационной безопасности. Так, 15 мая 1992 года в Ташкенте было подписано главами государств - Армении, Азербайджана, Белоруссии, Грузии, Казахстана, Киргизии, Молдовы, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, Украины и России - Соглашение об обеспечении безопасности шифровальных средств. На основе этого документа создан и активно работает Координационный совет по обеспечению безопасности шифровальных средств и их эксплуатации в системах правительственной и закрытой ведомственной связи участников Содружества.

В Минске 22 января 1993 года главами государств СНГ подписано Соглашение о взаимном обеспечении сохранности межгосударственных секретов. Ряд соглашений и протоколов в области обеспечения информационной безопасности заключены и действуют на двусторонней основе по линии взаимодействия секретарей советов безопасности стран Содружества.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Ольга Соловьева

Более 50% россиян ждут повышения качества жизни через несколько лет

0
842
Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Стилистика традиционного обращения КПРФ к президенту в этом году ужесточилась

0
902
Доллар стал средством политического шантажа

Доллар стал средством политического шантажа

Анастасия Башкатова

Китайским банкам пригрозили финансовой изоляцией за сотрудничество с Москвой

0
1169
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
833

Другие новости