0
1367
Газета Спецслужбы Интернет-версия

18.05.2001 00:00:00

Первая линия обороны

Тэги: Буш, национальная, безопасность, США, ХартРудман


Одной из непростых, но приоритетных задач для Джорджа Буша-младшего в первые месяцы его президентства стала перестройка структуры и функций институтов национальной безопасности США. Формированием стратегической линии государства в соответствии со своими конституционными полномочиями заняты и члены американского конгресса. В разгар дебатов по бюджету 2001 г. на повестке дня оказался доклад специальной комиссии, которую возглавили бывшие сенаторы - демократ Гэри Харт и республиканец Уоррен Рудман. Комиссия предложила наиболее смелый, радикальный проект реформы системы национальной безопасности, существующей практически в неизменном виде с 1947 г.

РЕКОМЕНДАЦИИ

По мнению комиссии Харта-Рудмана, территория США имеет "проницаемые" границы, уязвима к действиям террористов и использованию противником новых технологий. В ответ предложено создать Национальное агентство внутренней безопасности на правах министерства, чей руководитель имеет статус члена правительства. Это ведомство могло бы объединить Береговую охрану, Таможенную службу, Пограничный патруль и Федеральное агентство по управлению в чрезвычайных ситуациях. Среди задач такого агентства - координация мероприятий по обороне страны, в связи с чем меняются и функции Национальной гвардии США.

Рекомендовано упразднить Национальный экономический совет, сократить штаты и понизить политическую роль Совета национальной безопасности (СНБ), а также объединить воедино несколько профильных комитетов обеих палат конгресса. Основные замечания комиссия высказала в адрес оборонного и внешнеполитического ведомств. Так, в отчете содержится предложение сократить раздутые структуры министерства обороны, уменьшив расходы на содержание его аппарата на 20-25% в течение десяти лет. Обращено внимание на программы Пентагона по закупке вооружений: в них должно быть меньше бюрократизма, больше долгосрочного планирования и "чувствительности" к внедрению новых технологий.

Наиболее радикальные изменения, если предложения будут приняты президентом, ожидаются в структуре государственного департамента, названного комиссией "искалеченным" и "деморализованным" учреждением. Предлагается ликвидировать должность заместителя главы ведомства по политическим вопросам, при этом усиливаются полномочия зама по глобальным проблемам. Равными ему по статусу должны стать пять новых региональных заместителей госсекретаря. Каждый из них мог бы ведать в своей "епархии" вопросами политики, экономики, безопасности и деятельности транснациональных структур. Рекомендованная пятерка регионов - Европа, Африка, Америка (Северная и Южная), Ближний Восток и Южная Азия, а также остальная Азия (Центральная, Восточная и Юго-Восточная).

ЦЕНТРАЛЬНАЯ РАЗВЕДКА

По законодательству, главным оперативным звеном в системе внешней безопасности США является Центральное разведывательное управление. Директор ЦРУ номинально руководит всем разведывательным сообществом (РС), однако большинство операций финансируются из бюджета Пентагона, который в 2001 г. увеличится до 310 млрд. долл. На нужды РС предполагается выделить около 30 млрд. С 1997 г. публикуется годовой бюджет каждого из 13 элементов РС. За распределение этих средств сейчас идет борьба, где каждое ведомство старается доказать свою значимость. Для президента Буша-младшего ЦРУ (бюджет около 3,5 млрд. долл.) - предмет особой заботы и, можно сказать, семейной гордости (напомним, что когда-то его директором был Буш-старший). Однако после холодной войны за последние десять лет ведомство, пережив несколько аппаратных реорганизаций, так и не выработало концепции своего реформирования.

В начале мая Джордж Тенет и исполнительный директор ЦРУ А.Б. "Баззи" Кронгард (вместо имени во всех публикациях указаны лишь его инициалы и прозвище "звонкий") наметили приоритеты деятельности управления - негласный сбор развединформации, аналитическая разведка по всевозможным источникам и активное использование технологий. Из имеющихся четырех директоратов к 4 июня 2001 г. планируется упразднить Административный директорат (АД), а его функции передать Исполнительному совету, который будет приравнен по статусу к директорату в структуре ЦРУ. Из АД выделяются пять главных подразделений - развития информационных технологий, финансовое, кадровое, безопасности и поддержки глобальных программ.

Вторым человеком в ЦРУ после директора остается его заместитель Джон Маклафлин. Оперативный директорат, или "службу тайных операций" уже около двух лет возглавляет Джеймс Пэвит. Его заместитель - Хью Тэрнер. Заместитель по контрразведывательной работе - руководитель Центра контрразведки Барри Ройден. Разработкой операций ведает Пэт Хэнбек. Директорат информационно-аналитической разведки возглавляют Уинстон Уайли и его заместитель Джэми Мисчик, директорат научно-технической разведки - Джоанн Исхэм и ее заместитель Джим Раниан.

ПОД ОСОБЫЙ КОНТРОЛЬ

Выполняя пожелания президента, в конце марта директор ФБР Луис Фри распорядился, чтобы около 500 сотрудников (агентов) Бюро, включая 150 человек руководящего состава, прошли испытание на полиграфе ("детекторе лжи"). В первую очередь это те, кто работает в штаб-квартире Бюро в Вашингтоне, а также специальные агенты, возглавляющие 56 отделений ФБР на территории США. Проверяющие экзаменовали специалистов управления национальной безопасности и других подразделений ФБР, занимавшихся последние годы расследованием дел по шпионажу. В ходе комплексной проверки режима секретности будут определены рамки доступа личного состава к текущим оперативным делам и секретной информации в электронной базе данных.

Особое расследование по оценке ущерба, нанесенного национальной безопасности "делом Хансена", возглавил бывший директор ФБР и ЦРУ 76-летний Уильям Уэбстэр. При ныне действующей весьма громоздкой структуре управления американскими спецслужбами число проверяющих неизбежно превысит количество проверяемых. Более того, по мнению авторитетных экспертов, нынешняя ловля "кротов" может возродить в стране политический сыск. Дополнительно из 27 тыс. агентов Бюро специальному тестированию подвергнутся только контрразведчики - специалисты по борьбе с иностранным шпионажем. Испытуемых, правда, не будут спрашивать об их личной жизни, финансовых проблемах, отношении к потреблению наркотиков. Тех, кто откажется "побеседовать с детектором лжи", ожидают смещение с должности, потеря секретного допуска и другие оргвыводы за прямое неподчинение приказу.

Какова ожидаемая эффективность применения тестов на полиграфе? Мнения на сей счет разделились. Однако пресса и общественность уже обеспокоены, не снизят ли эти мероприятия престиж Америки, гордящейся своими демократическими свободами. Стало известно, что теперь каждые пять лет всех сотрудников ФБР и других 13 элементов разведывательного сообщества США, включая ЦРУ, будут брать под особый контроль. Не случайно со второй половины 90-х гг. в прессе США периодически циркулирует информация о небывалом росте числа русских шпионов на американской земле.

Обмен "дипломатическими ударами" между США и Россией, когда Вашингтон выслал из страны четырех российских дипломатов, побудил Москву предпринять адекватные шаги. На очереди, как известно, еще по полусотне сотрудников посольств с каждой стороны, подозреваемых в принадлежности к разведслужбам. Нечто подобное уже случалось 15 лет назад, на излете холодной войны, когда в октябре 1986 г. решением президента Рейгана из США были высланы 80 сотрудников советских дипломатических миссий в Вашингтоне, Нью-Йорке и Сан-Франциско. Эта операция, разработанная в недрах СНБ и контрразведки ФБР, имела кодовое название "ФЭМИШ" ("FAMISH"). Секретной подоплекой той "шпионской битвы" являлась неспособность ФБР обеспечить требуемое для идеологического наступления на СССР ("империя зла", по Рейгану) количество взятых с поличным "русских шпионов". Тогда и появились на свет комплексные операции по тотальной вербовке советских дипломатов, особенно тех, кого американцы относили к сотрудникам спецслужб.

"БЕЗУМСТВО КОНТРРАЗВЕДКИ"

По мнению некоторых бывших сотрудников разведки КГБ, в основе нынешней шпионской коллизии лежит - понятное с оперативной точки зрения - стремление американских спецслужб разыграть очередную комбинацию, используя "фактор Хансена". Здесь много загадок, как унаследованных от прошлого, так и порожденных реалиями последнего десятилетия. Суть в том, что каждый ведет свою игру. Если посмотреть на это с точки зрения разведки, то наиболее обоснован такой вывод: в списки объявляемых персонами нон грата российских дипломатов должны попадать те, кого ФБР не сумело завербовать. Контрразведка при этом старается тщательно замаскировать свои реальные знания о противнике.

Чтобы продлить игру, пока на то есть одобрение президента, и выжать максимальные бюджетные средства для работы бригад контрразведчиков, Вашингтоном запущена легенда о "втором кроте". Со ссылкой на ФБР в прессе появилась информация, что после многомесячного изучения неких "полученных из Москвы" документов, которые якобы "помогли выявить Хансена", его бывшие коллеги по контрразведке "сделали вывод, что один человек не мог нанести всего того ущерба, который они обнаружили". Как сообщил журнал "Ю.С. Ньюс энд уорлд рипорт", сейчас идут "чрезвычайные поиски" второго шпиона типа Хансена. Конвейер работает, пока есть условия в виде поддержки части общества.

Среди упоминавшихся проверочных тестов на полиграфе имеются вопросы о контактах испытуемых с иностранными разведками. Любое отклонение в ответе от некоего шаблона дает возможность следователям начать служебное расследование. Вполне "в духе Гувера" (директора ФБР в 1924-1972 гг.) и сопутствующие такой обязательной экзекуции выяснение щекотливых деталей прошлой жизни сотрудника, а также проведение интервью (опросов) с его родными и друзьями. Противники полиграфа считают, что с помощью этого средства трудно выявить шпиона, зато легко сломать карьеру сотрудника. По словам президента Ассоциации агентов ФБР Джона Сеннета, опасения профессионалов вызваны тем, что они "могут лишиться должности после неубедительных результатов проверки". Кроме того, как замечают многие эксперты, показания полиграфа не есть юридическое доказательство в судебных спорах. Погрешность при интерпретации данных тестирования составляет не менее 15%.

Вдобавок отставной капитан армии США Джордж Машке, который содержит в Интернете сайт "Антиполиграф", называет полиграфирование "лженаукой". Его мнение таково: "Больше детекторов лжи не означает больше безопасности... Любого можно обучить справляться с полиграфом за несколько минут". Серьезность вопроса видна на примере дела сержанта ВМС США Дэниэла Кинга. После "плохого экзамена" на полиграфе в конце 1999 г. его арестовали, объявив шпионом России. Первичный допрос контрразведка вела непрерывно в течение 19 часов. Адвокат Кинга добился пересмотра дела. Сегодня обвинения сняты. Кинг - не единственный, из кого выбивали показания (!) с целью получить еще одного виртуального агента Москвы.

"ФБР не знает, где искать второго крота и какого рода информацию он выдает", - комментирует британская "Телеграф". Подозрения падают то на ЦРУ, то на сверхсекретное Агентство национальной безопасности (АНБ), то на Государственный департамент США, где Хансен последние 5 лет являлся старшим должностным лицом от ФБР и курировал работу отдела зарубежных миссий.

Боязнь иностранных шпионов за последние месяцы достигла небывалых размеров, пишет Джей Тейлор, бывший директор Бюро разведки и исследований госдепа, работавший заместителем госсекретаря по координации разведки в администрации Рейгана. Показателен заголовок его статьи в "Лос-Анджелес таймс" - "Безумство контрразведки" ("Counterintelligence Run Amok"). По словам Тейлора, сейчас в США планируются усиленные мероприятия по слежке за своими дипломатами, а также контролю за их работой с секретными документами.

...Начиная с Гарри Трумэна все американские президенты следовали тезису, что операции центральной разведки - это "больше чем дипломатия, но меньше чем военное вмешательство". Отец нынешнего президента высказался так: "ЦРУ должно быть первой линией обороны Америки". Вот эту линию образца 1947 г. в администрации, судя по всему, будут "оборонять" от реформирования и от демократов в конгрессе.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
482
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
528
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
756
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
626

Другие новости