0
1363
Газета Спецслужбы Интернет-версия

29.06.2001 00:00:00

Угрозы, которые растут

Олег Хлобустов

Об авторе: Олег Максимович Хлобустов - эксперт Фонда национальной и международной безопасности.

Тэги: антитеррористический, центр, СНГ


Как известно, не так давно Совет глав государств СНГ принял решение об образовании Межгосударственного антитеррористического центра СНГ (МГАТЦ СНГ).

ПОД ЭГИДОЙ ООН

В соответствии с достигнутыми ранее договоренностями, правительство Российской Федерации своим постановлением от 21 ноября 2000 г. # 1643-р утвердило план мероприятий по реализации Программы государств-участников СНГ по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма на период до 2003 г.

Один из пунктов этой программы ориентирует на изучение зарубежного опыта противодействия терроризму и политическому экстремизму. В этой связи представляется целесообразным рассмотреть рекомендации, принятые международным сообществом в последние годы, направленные на повышение эффективности противодействия названным угрозам безопасности общества, личности и государства.

В то же время необходимо сразу разграничить употребляемые термины: "борьба" с терроризмом и "противодействие" терроризму.

По нашему мнению, борьба, с терроризмом - более узкое понятие, подразумевающее непосредственное пресечение готовящейся или совершенной террористической акции, в том числе и проведение в необходимых случаях специальных операций или мероприятий правоохранительными органами, а также расследование самой акции.

Противодействие терроризму - термин более широкого смысла. Под ним понимаются вся совокупность законодательных, идеологически-информационных, организационных, административно-правовых, воспитательных, в том числе и пропагандистских, мер, призванных упредить, воспрепятствовать появлению субъектов терроризма (особенно групп и организаций); не допустить их перехода к активным действиям, к реализации преступных намерений. Таким образом, различаются и субъекты этих действий - правоохранительные органы в первом случае и иные государственные органы, вплоть до общественных объединений граждан, во втором.

В последнее десятилетие XX века вопросы противодействия терроризму, в силу расширяющихся масштабов этой угрозы человечеству, неоднократно рассматривались Организацией Объединенных Наций, а также иными международными институтами.

Например, в преамбуле Декларации о мерах по ликвидации международного терроризма (одобрена резолюцией Генеральной ассамблеи ООН 9 декабря 1994 г. 49/60) отмечалось, что продолжающиеся во всем мире акты терроризма во всех его формах и проявлениях, включая и те, в которых прямо или косвенно участвуют государства, приводят к гибели ни в чем не повинных людей, имеют пагубные последствия для международных отношений и могут ставить под угрозу безопасность государств.

Особо подчеркнута настоятельная необходимость "дальнейшего укрепления международного сотрудничества между государствами для принятия и утверждения практических и эффективных мер по предотвращению, пресечению и ликвидации всех форм терроризма, которые затрагивают все международное сообщество".

В дополнение к 11 ранее заключенным основным антитеррористическим конвенциям ООН за последние годы приняла еще два важных межгосударственных соглашения - Международную конвенцию о борьбе с бомбовым терроризмом от 15 декабря 1998 г. и Конвенцию о борьбе с финансированием терроризма (открыта для подписания участниками 8 декабря 1999 г.).

ПАКЕТ ИЗ 25 МЕР

Проблемы борьбы с терроризмом обсуждались также руководителями "восьмерки" ведущих индустриально развитых государств мира.

Так, в Итоговом документе Парижского совещания министров "восьмерки" по борьбе с терроризмом от 30 июля 1996 г. зафиксировано "общее мнение о необходимости нахождения решений, которые бы учитывали все факторы обеспечения прочного урегулирования нерешенных конфликтов, а также необходимость противостоять условиям, способствующим развитию терроризма".

Подтвердив усиление в международном сообществе настроя в пользу осуждения терроризма в любых его проявлениях и формах, независимо от мотивов, и недопущения уступок террористам, участники совещания приняли пакет из 25 мер, рекомендованных государствам для повышения эффективности противодействия этой угрозе. К числу мер внутригосударственного характера отнесены:

- расширение подготовки антитеррористических кадров, в том числе по противодействию актам с использованием радиоактивных, химических, биологических и токсичных веществ;

- расследование, когда для этого существуют основания в соответствии с национальным законодательством, случаев использования террористами для прикрытия своей деятельности организаций, групп или ассоциаций, в том числе преследующих благотворительные, социальные или культурные цели;

- принятие эффективного законодательства и правил по контролю за производством, перевозкой и экспортом оружия, взрывчатых веществ и любых устройств, предназначенных для причинения разрушений и увечий, в целях предотвращения их использования террористами;

- привлечение к уголовной ответственности лиц, обвиняющихся в планировании, подготовке или совершении террористических акций, или оказании поддержки террористическим действиям;

- принятие административных мер для предотвращения свободного передвижения террористов путем усиления пограничного контроля и контроля за выдачей документов, удостоверяющих личность их владельцев, и проездных документов, а также проверки лиц, добивающихся предоставления им политического убежища.

Специально оговаривалась, принимая во внимание использование террористами электронных и телеграфных средств связи, необходимость выработки соответствующих национальному законодательству мер по предотвращению подобной преступной деятельности.

Для углубления международного сотрудничества в сфере противодействия терроризму участникам совещания, в частности, рекомендовалось:

- принять меры по скорейшему присоединению к действующим международным антитеррористическим договоренностям (конвенциям);

- развивать путем заключения межгосударственных соглашений механизмы взаимной правовой помощи по ускорению и облегчению раскрытия и предотвращения террористических акций;

- предпринимать в соответствии с внутригосударственным законодательством меры по предотвращению прямого и косвенного финансирования терроризма и деятельности террористических организаций, что допускает введение мониторинга и контроля за денежными переводами и раскрытие банковской тайны;

- принять меры по улучшению обмена информацией в сфере борьбы с терроризмом.

Рекомендации по последнему направлению сотрудничества, изложенные в пунктах 22-25 Итогового документа, в наиболее полном виде реализованы в Договоре о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с терроризмом от 4 июня 1999 г.

ПРИ ЕДИНСТВЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВОЛИ

В заявлении участников Московской конференции министров стран "восьмерки" о противодействии терроризму 20 октября 1999 г., в частности, утверждалось:

"Терроризм представляет угрозу миру и стабильности всех государств, безопасности и благосостоянию их граждан. С глубокой озабоченностью мы отмечаем, что террористы все чаще прибегают к бесчеловечным действиям, имеющим целью наибольшее число жертв среди невинных людей и нанесение максимального ущерба собственности. Всем государствам следует предпринять необходимые шаги для защиты своих граждан от террористических нападений. Всем государствам следует использовать законодательные и практические средства в рамках международных стандартов в области прав человека и норм международного права для предотвращения террористических актов и наказания лиц, виновных в их совершении.

Всем государствам следует предотвратить и пресекать на своей территории действия по подготовке и финансированию террористических актов... Террористам нигде не должно предоставляться убежище... Нашей главной задачей является укрепление практического сотрудничества как одного из наиболее эффективных средств противодействия терроризму во всех его формах. Политические решения должны воплотиться в практические действия. Мы также должны еще раз подкрепить нашу политическую волю коллективно и индивидуально, чтобы потребовать безусловной нетерпимости к терроризму где бы то ни было".

Серия террористических акций, совершенных в августе-сентябре 1999 г. в ряде городов Российской Федерации, а также в других республиках СНГ, получившая широкий международный резонанс, привела к обсуждению проблемы выработки эффективных мер по противодействию терроризму в Совете Безопасности ООН.

Во впервые принятой этим органом 19 октября 1999 г. специальной резолюции, обязательной для всех государств-участников ООН, содержится безоговорочное осуждение всех актов, методов и практики терроризма, не имеющих оправдания, независимо от их мотивов, во всех формах и проявлениях, где бы и кем бы они ни совершались, особенно те, которые могли бы угрожать международному миру и безопасности. Государства-участники ООН призывались:

- предотвращать и пресекать на своей территории всеми законными средствами деятельность по подготовке и финансированию любых актов терроризма;

- к отказу в предоставлении убежища посредством ареста и судебного преследования тех лиц, что планируют, финансируют и совершают террористические акты;

- активизировать в соответствии с национальным законодательством и нормами международного права обмен информацией, а также сотрудничество в административных и судебных вопросах.

КАРА НЕОТВРАТИМА

Не остаются в стороне от выработки международно-правовых документов в сфере борьбы с терроризмом и государства СНГ. Так, в заявлении Межпарламентской ассамблеи государств-участников СНГ от 16 октября 1999 г. в связи с террористическими актами на территории государств-участников СНГ подчеркивалось:

"В последнее время вызывает серьезную озабоченность активизация таких крайних форм экстремизма, как международный терроризм и агрессивный сепаратизм, резко обостривших ситуацию в некоторых странах Содружества Независимых Государств.

Международные террористические формирования, имеющие современное вооружение, боевую выучку и опыт военных действий, активно используя связи с криминальными структурами, политические, идеологические, агрессивно-сепаратистские, этнические и религиозные лозунги, угрожают территориальной целостности, суверенитету, неприкосновенности границ и безопасности государств, стабильности на их территориях и миру в целом".

В сложившихся условиях Межпарламентская ассамблея СНГ выразила серьезную озабоченность угрозой действий международных террористических формирований безопасности государств-участников Содружества. Она призвала парламенты и правительства государств СНГ совместными усилиями противодействовать организованной преступности, международному терроризму, агрессивному сепаратизму и защитить своих граждан от посягательств террористов. Признано необходимым продолжить разработку рекомендаций по унификации правовых основ борьбы с терроризмом.

Межпарламентская ассамблея СНГ высказалась в поддержку усилий государств по осуществлению адекватных мер в деле предотвращения и ликвидации возникающих угроз, направленных на подрыв стабильности и безопасности в странах Содружества, против их национальных и коллективных интересов.

Государственная Дума России, признавая неотложную необходимость углубления сотрудничества государств в этой сфере, постановила в ноябре 2000 г. образовать специальный подкомитет по сотрудничеству в борьбе с терроризмом и транснациональной преступностью.

Конкретные вопросы сотрудничества государств СНГ по противодействию политическому экстремизму и терроризму в современных условиях планируется обсудить на научно-практической конференции в Санкт-Петербурге, проводимой под эгидой Межпарламентской ассамблеи СНГ.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Дистанционное голосование массированно протестируют на низовых выборах

0
817
Судебная система России легко заглотила большого генерала

Судебная система России легко заглотила большого генерала

Иван Родин

По версии следствия, замглавы Минобороны Иванов смешал личные интересы с государственными

0
1379
Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Екатерина Трифонова

Принимать решения без присутствия всех сторон процесса получается не всегда

0
1008
Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

0
528

Другие новости