0
4431
Газета Спецслужбы Интернет-версия

08.02.2002 00:00:00

Секреты свергнутого короля

Тэги: Георг V


Версия

В ЯНВАРЕ 1936 г. скончался английский король Георг V, и на престол вступил его сын - Эдуард VIII. Он казался образцом европейского монарха ХХ в. - высокий, красивый, спортивный, совершал ежедневные часовые пробежки в парке Букингемского дворца, играл в гольф, пилотировал самолет.

Однако у холостого 42-летнего венценосца была дама сердца, которую он желал видеть своей законной супругой. Между тем его избранница Уоллис Уордфильд родилась в бедной семье в Балтиморе, в США. В 20 лет она вышла замуж за летчика американской морской авиации. Затем последовал развод, и новым мужем Уоллис стал английский бизнесмен Эрнест Симпсон. Госпожа Симпсон стала появляться в высшем свете, где и была замечена Эдуардом - тогда еще принцем Уэльским. Вскоре принц стал королем и решил жениться на Уоллис. Но парламентарии и министры учинили грандиозный скандал. Бедному монарху пришлось сделать выбор - корона или любимая. Эдуард VIII предпочел любимую и отрекся от престола. В июне 1937 г. во Франции состоялась свадьба. Супруги прожили долгую и счастливую жизнь. Эдуард умер в 1972 г., а Уоллис - в 1986-м.

Но, видимо, не только свершившийся неравный брак лишил короля престола. Британские правящие круги, судя по всему, смущала неординарность многих поступков Эдуарда. В юности, обучаясь в Оксфорде, он посещал собрания студентов-социалистов, где под аккомпанемент своего банджо распевал революционные песни. Осенью 1914 г. принц добровольно вступает в армию, причем отправляется не в штаб, как иные титулованные особы, а в окопы Западного фронта.

После окончания Первой мировой войны наследник британского престола колесит по свету - Канада, Мальта, Индия, Австралия. В Бомбее он произвел сенсацию, общаясь с "неприкасаемыми". Во время знаменитой английской шахтерской забастовки 1926 г. внес солидную сумму в забастовочный фонд. Вдобавок настораживали взгляды принца на роль короля в Великобритании. Он хотел царствовать по-настоящему, а не "быть боровом, поставленным на откорм" (как сказал однажды Наполеон Бонапарт), и, превратившись в Эдуарда VIII, предпринял шаги к созданию массовой королевской партии.

Однако особенно беспокоили прогерманские симпатии Эдуарда. Хотя он и воевал некогда против немцев. "Каждая капля моей крови - немецкая", - с гордостью говорил член британской королевской семьи. И это утверждение соответствовало истине, которая, по понятным причинам, особо не афишировалась.

Елизавета, дочь английского короля Якова I Стюарта (1567-1625 гг.), вышла замуж за курфюрста Фридриха V. Уже их дочь София (1630-1714 гг.) вступила в брак с герцогом Брауншвейгским. После чего в родословной английской королевской династии следуют пятеро мужчин, женатых на немках. Мужем королевы Виктории (1819-1901 гг.) также стал немец Альберт Саксен-Кобург-Готский. У них было 9 детей. Старшая дочь Адельгейда вышла за германского императора Фридриха III и стала матерью кайзера Вильгельма II. Старший сын Эдуард VII был английским королем и дедом Эдуарда VIII. Дочь Виктории Алиса вышла замуж за герцога Гессенского Людвига IV.

Германские родственники Эдуарда VIII благожелательно относились к зарождающемуся национал-социалистскому движению и с началом Второй мировой войны приняли в ней активное участие. Старший сын Вильгельма II, тоже Вильгельм, погиб 26 мая 1940 г. в боях во Франции. Другой сын экс-императора, Луи Фердинанд, служил летчиком в люфтваффе. А младший - Август Вильгельм достиг чина группенфюрера СС. Сторонниками Гитлера были и гессенские принцы Вольфганг и Филипп. Последний в нацистской партии числился под номером 53, т.е. принадлежал к руководству Третьего рейха и часто выполнял щекотливые дипломатические поручения фюрера. Даже жена Филиппа (дочь короля Италии Умберто) вела переговоры с Муссолини.

Эдуард, будучи и принцем, и королем, его родной брат герцог Кентский поддерживали тесные связи с Филиппом и Вольфгангом. Кузены Эдуарда, Филипп Гессенский и Карл Сакс-Кобургский, зачастили в Букингемский дворец, где они передавали ему конфиденциальные послания Гитлера.

В марте 1936 г. Гитлер ввел войска в Рейнскую область, которая по Версальскому договору считалась демилитаризованной зоной. Тогда Германия не была готова к войне и с тревогой ждала реакции Англии и Франции. Но из Лондона прибывает Карл Сакс-Кобугский и сообщает фюреру о положительной реакции Эдуарда VIII. Мало того, британский монарх решил как можно скорее вступить в переговоры с Гитлером. Чтобы нейтрализовать несогласных министров, он был готов ввести "конституционные ограничения", имевшие целью уменьшить власть правительства. "Кто король здесь, в Англии, премьер Болдуин или я? - говорил он герцогу Кобургскому. - Я хочу разговаривать с Гитлером. Я это сделаю здесь или в Германии. Пожалуйста, передайте ему это".

В начале 1930-х гг. в правящих кругах Великобритании шла сложная запутанная борьба за власть. Естественно, она касалась и внешней политики. Имелась группировка, настроенная прогермански, другая же считала возрождение промышленности и военной мощи рейха прямой угрозой Британской империи. В конце 1936 г. возобладала вторая группировка, которая поставила себе первоначальной целью устранение Эдуарда VIII.

Травля Эдуарда VIII напоминала хорошо срежиссированный спектакль. Атаку на короля начала американская пресса, субсидировавшаяся Уолл-стритом. Через несколько недель о моральном облике короля заговорила англиканская церковь в лице епископа Бредфирда, а затем архиепископа Кентерберийского. Затем наступил черед британской прессы и дискуссий в парламенте. Наконец, 7 декабря премьер-министр Болдуин в осторожных выражениях заявил депутатам, что король подумывает об отречении. У Эдуарда были совсем иные намерения, и он решил обратиться по радио с воззванием к стране. Однако Болдуин запретил любые выступления короля в эфире. Дело было на грани силового решения. 10 декабря 1936 г. Эдуарду VIII в конце концов разрешили выступить перед микрофоном, и он зачитал текст своего отречения. На престол взошел его родной брат Георг VI. Свергнутому королю был дан титул герцога Виндзорского. Ему запретили именоваться "величеством", он стал "королевским высочеством".

Опечаленный Эдуард отправился к┘ фюреру. О чем они говорили, мы никогда не узнаем. Правда, английские историки пытаются успокоить обывателей, рассказывая о том, что Гитлер на беседу взял переводчика. Герцог Виндзорский попросил переводчика уйти: немецкий язык являлся для него родным, но фюрер отказался, и поэтому откровенный доверительный разговор якобы не получился.

В начале Второй мировой войны Эдуард находился в Англии. Британская разведка имела информацию о том, что герцог выдавал Берлину секреты, касавшиеся дислокации союзных войск и французских укрепрайонов. Немецкий посол в Гааге утверждал впоследствии, что герцог сообщал важные сведения военного характера. Ряд трофейных немецких документов свидетельствовал о планах герцога заключить сепаратный англо-германский мирный договор.

После войны стало известно, что Гитлер хотел вынудить Англию подписать мир, одним из условий которого было бы возвращение Эдуарда на британский престол. Партия войны во главе с Черчиллем ополчилась на бывшего короля, и он был отправлен в места не столь отдаленные - губернатором на Багамские острова. В фактическую ссылку герцог Виндзорский направился через Пиренейский полуостров. В Лиссабоне он встречался с германским послом. На другой встрече с португальским банкиром - агентом абвера герцог выразил восхищение фюрером и сказал, что готов "выступить" и по условленному паролю вернуться в Лондон.

Понятно, что отставной король и на Пиренейском полуострове опекался британской секретной службой. Но куда более интересно, что герцог уже с 1939 г. был под "колпаком" разведки НКВД. 9 июля 1940 г. начальник 5-го отдела ГУГБ НКВД Павел Фитин представил наверх совершенно секретную записку # К5/8175: "Бывший английский король Эдуард вместе с женой Симсон в данное время находится в Мадриде, откуда поддерживает связь с Гитлером. Эдуард ведет с Гитлером переговоры по вопросу формирования нового английского правительства, заключения мира с Германией при условии военного союза против СССР".

С Багам герцог послал телеграмму "португальскому банкиру", где просил его "дать знать, когда ему надо будет действовать".

Наступил, однако, 1945 г. Король Георг VI вызвал Оуэна Моршеда и Антони Бланта и приказал им возглавить спецподразделение для захвата переписки членов британского королевского дома с немецкими принцами и руководством Третьего рейха, а также любых германских документов, касающихся королевской семьи. Исполнители подобрались архинадежные: Моршед - главный хранитель королевской библиотеки, а Блант - видный сотрудник английской разведки МИ-5. Мало того, мать Бланта была двоюродной теткой королевы Елизаветы, жены Георга VI.

Блант и Моршед блестяще выполнили задачу по вывозу интересующих монарха материалов из американской зоны оккупации, в частности все архивы герцогов Гессенских из замка Хессе. Но тут в дело вмешалась капитан армии США Кэтлин Нэш. Она заявила, что имущество герцогов является собственностью Соединенных Штатов. Блант уговорил ретивую даму связаться с вышестоящим штабом. А пока она звонила, грузовик с документами умчался. Первым движением Нэш было организовать погоню, но тут она с удивлением заметила, что похитители "забыли" драгоценности герцогов, всего на сумму около трех миллионов долларов. Мисс Кэтлин не пришло в голову, что какие-то бумаги стоят на несколько порядков дороже...

Кстати, по соглашению между США, СССР, Англией и Францией немецкие политические документы должны были стать их общей собственностью. Но руководство Великобритании уговорило генерала Эйзенхауэра сделать исключение для всех материалов, связанных с английской королевской семьей. И англичане, и американцы вполне допускали, что утечка информации может привести к крушению британской монархии, и сделали все, чтобы ее не допустить. При этом для своей публики предназначалась дезинформация, что все изъятые бумаги - фальсификация немцев, предназначенная для раскола среди союзников. Советской же стороне англо-американцы так ничего и не сообщили. А Москва ни о чем и не спрашивала. Да и зачем? Ведь Антони Блант с начала 1930-х гг. был агентом советской внешней разведки и работал под псевдонимами "Тони", "Джонсон", "Ян".

После смерти в 1952 г. Георга VI Антони Блант стал советником новой королевы Елизаветы II, своей троюродной сестры. Лишь в 1964 г. английские спецслужбы получили достоверные данные о его разведывательной деятельности. Об этом доложили королеве. Но советский агент не только не подвергся судебному преследованию, его даже не отстранили от должности. Что, впрочем, неудивительно: Блант владел поистине взрывной информацией, и судить его было нельзя. Но он, истинный джентльмен, принял условия игры - положение в обществе в обмен на молчание. И Блант не проронил ни одного лишнего слова до самой смерти 26 марта 1983 г. Его кремация состоялась на лондонском кладбище Путни. К гробу было возложено одиннадцать венков. Все - без подписей.

Итак, все действующие лица этой истории мертвы. Британские архивы откроют фонды Эдуарда VIII в середине нынешнего столетия, но вряд ли там окажутся компрометирующие документы. Остаются лишь соответствующие дела в СВР, в Ясенево.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Правящая коалиция в Польше укрепила позиции в крупных городах

Правящая коалиция в Польше укрепила позиции в крупных городах

Валерий Мастеров

Премьер заочно поспорил с президентом о размещении в стране ядерного оружия

0
1030
Асад не теряет надежды на сближение с Западом

Асад не теряет надежды на сближение с Западом

Игорь Субботин

Дамаск сообщил о сохранении переговорного канала с Вашингтоном

0
1255
ЕС нацелился на "теневой флот" России

ЕС нацелился на "теневой флот" России

Геннадий Петров

В Евросоюзе решили помогать Украине без оглядки на Венгрию

0
1586
Инвестиционные квартиры нужно покупать не в столице, а в Таганроге

Инвестиционные квартиры нужно покупать не в столице, а в Таганроге

Михаил Сергеев

Реальные шансы на возврат денег от приобретения новостроек снижаются

0
1142

Другие новости