0
5840
Газета Спецслужбы Интернет-версия

08.02.2002 00:00:00

После Зорге

Тэги: зорге, рамзай, разведка


Аспект

КТО не знает прославленного ныне советского разведчика Рихарда Зорге и возглавлявшуюся им группу "Рамзай"? Одним из ее достижений считается знаменитая радиограмма о том, что после 15 сентября со стороны Дальнего Востока СССР нападение не грозит. Биографы Зорге и историки преподносили эту информацию как апофеоз деятельности "Рамзая".

Но в Москве, принимая к сведению донесения разведчиков, всегда старались их проверить и перепроверить по всем возможным каналам. Уже 26 октября командующие армиями Дальневосточного фронта получили шифровку из штаба ДФ. Документ явно не соответствовал оптимистичной радиограмме из Токио и поэтому стоит привести его полностью.

"Начальник Разведуправления Красной Армии сообщает о следующем:

1.Из Стокгольма сообщают, что 26-28 октября выступят японцы. Основной удар - Владивосток.

2.Из Вашингтона сообщают, по мнению высших военных китайских властей, японское нападение на Сибирь произойдет в ближайшие дни."

Тревога оказалась ложной, однако сам факт таких предупреждений говорит о многом.

ТРЕВОЖНАЯ ОСЕНЬ 41-го

После 18 октября в Разведупре продолжали анализировать обстановку в Дальневосточном регионе и регулярно выпускать соответствующие спецсообщения. В этих документах, которые посылались Сталину и членам Государственного комитета обороны (ГКО), постоянно подчеркивалось: Япония готовится к нападению на Советский Союз и наращивает мощь Квантунской армии. Очевидно, поэтому численность дальневосточной группировки РККА не только не сократилась, несмотря на переброску на советско-германский фронт наиболее боеспособных соединений, но и увеличилась с 700 тыс. человек на 22 июня 1941 г. до 1340 тыс. на 5 декабря 1941 г.

Вот спецсообщение Разведупра от 3 ноября 1941 г. Обстановка в Японии оценивалась как очень тревожная для Советского Союза. Отмечалось, что смену кабинета в Японии следует рассматривать как стремление руководящих кругов Токио ускорить вступление в войну против СССР. На этот раз основная агентурная информация поступила из Китая. По оценке китайских правительственных кругов, кабинет Тодзио считается предвоенным и от него можно ожидать внезапного нападения на СССР. В спецсообщении говорилось: "По агентурным данным, полученным из Шанхая, японцы намерены выступить против СССР независимо от времени года, как только немцы добьются крупных успехов в наступлении на Москву". Здесь же подтверждались ранее поступившие сведения о том, что Япония ставит своей задачей овладеть в первую очередь Владивостоком, а также захватить северо-восточную часть МНР.

По данным спецсообщения, за период с 10 сентября по 30 октября состав и группировка японских войск против СССР существенно не изменились. В Маньчжурии и Корее на 30 октября было сосредоточено 35 пехотных дивизий, 12 танковых полков, три кавалерийских бригады, два механизированных соединения, 20 артиллерийских полков и 35 авиаотрядов. Общая численность - 1150 тыс. человек. Основной вывод, который был сделан в спецсообщении: "...Японцы могут начать военные действия против Советского Союза при наличии уже сосредоточенных войск в Маньчжурии и Корее".

ВСЕ РЕШАЛОСЬ

ПОД МОСКВОЙ

Через два дня - 5 ноября - новое спецсообщение Разведупра. Оценки обстановки на Дальнем Востоке, сформулированные в предыдущем спецсообщении, не изменились. Однако к этому времени наметилась и другая тенденция - поворот Японии на Юг. От агентуры Разведупра, связанной с английскими и японскими источниками, начали поступать сведения о том, что "наряду с продолжающимися мероприятиями против СССР, со второй половины октября значительно усилились мероприятия военного характера против Таи" (то есть Юго-Восточной Азии. - В.И.).

Основной вывод спецсообщения: "Главным объектом военного нападение Японии по-прежнему остается Советский Союз, поэтому не исключена возможность повторения провокационных выступлений Квантунской армии на наших дальневосточных границах". Вместе с тем не исключалась и другая возможность: "Японцы, поддерживая напряженную обстановку на границах СССР и продолжая сковывать наши силы на Дальнем Востоке, могут в ближайшее время предпринять внезапное выступление против Таи".

Очередное спецсообщение датируется 9 ноября, оно также разослано членам ГКО. В нем основное внимание вновь уделено угрозе возможного нападения Японии на Советский Союз. В документе отмечалось, что японское правительство намерено использовать тяжелое положение СССР и предъявить ему требования территориального характера. А те военные приготовления, которые проводились в это время в Маньчжурии, должны были подкрепить эти требования. В документе также отмечалось: в правящих кругах Японии "полагают, что если немцы потерпят поражение под Москвой, то Япония не выступит против СССР до весны 1942 года, а ограничится действиями в районе Южных морей".

АГРЕССИЯ ПОД ВОПРОСОМ

7 декабря 1941 г. японский военно-морской флот напал на американскую базу Перл-Харбор, и началась война на Тихом океане. Обстановка в регионе кардинально изменилась. Япония четко определила свою позицию, повернув острие агрессии на Юг. Казалось бы, для руководства военной разведки обстановка на Дальнем Востоке окончательно прояснилась и можно вздохнуть с облегчением - войны на два фронта не будет.

В спецсообщении от 11 декабря давался состав японских сил на Юге и отмечалось, что сюда, по агентурным данным, было переброшено 2 пехотные дивизии, 300 самолетов из Китая и 2 пехотные дивизии и 250 самолетов из Маньчжурии. Группировка японских войск, сосредоточенных против СССР, определялась в 30 пехотных дивизий, два мотомехсоединения, 12 танковых и 9 артиллерийских полков Резерва главного командования. А потому в выводах отмечалось, что японцы не ослабили существенно свои силы против СССР. Подчеркивалось: "Опасность нападения Японии на СССР по-прежнему остается реальной".

Последнее спецсообщение 1941 г., обнаруженное в архиве, датировано 16 декабря. Оно - итоговое за год, а потому имело, очевидно, большое значение для определения советской политики на Дальнем Востоке. Первый раздел озаглавлен: "Повышение активности военных приготовлений Японии против Советского Союза". Вот начало этого раздела: "Недавно полученный нами документальный материал, исходящий из японских источников, подтверждает правильность всех ранее поступавших от агентуры РУ Генштаба данных о том, что Япония с началом германо-советской войны все свои усилия направила на подготовку военного нападения на СССР. Из этого документа явствует, что по первоначальным планам Япония должна была начать войну против СССР во второй половине августа 1941 года, а затем этот срок был перенесен на сентябрь; однако в силу целого ряда серьезных причин сроки начала этой войны были перенесены до благоприятного для нападения момента".

ПО-ПРЕЖНЕМУ - НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ

В начале 1942 г. обстановка на Дальнем Востоке продолжала оставаться тревожной. Военная разведка в своих спецсобщениях утверждала, что Япония готовится к войне с Советским Союзом и внезапное нападение может произойти в ближайшее время. После наступления сроков агрессии, предсказанных в очередном спецсообщении, военная разведка называла новые даты.

Фашистская Германия, заинтересованная в агрессии Японии против СССР, делала все возможное, чтобы побудить Токио открыть новый фронт на Севере. В спецсообщении от 31 января 1942 г. говорилось, что, по агентурным данным, 10 декабря 1941 г. Риббентроп обратился к японцам с меморандумом, в котором немцы требовали от своих союзников скорейшего выступления на Дальнем Востоке. Министр иностранных дел Того дал следующий ответ на этот документ: "Японское правительство находит, что координация совместных действий против Советского Союза возможна только после успешного завершения операций в районах Южных морей."

Далее в спецсообщении утверждалось, что, по агентурным данным, исходящим из японских источников, на специальном заседании японского кабинета 30 декабря 1941 г. обсуждался доклад начальника генштаба, в котором был изложен разработанный им очередной план войны против СССР. Подробно говорилось и о новой мобилизации в Японии, о формировании новых пехотных дивизий, танковых и артиллерийских частей. Общий вывод из всей полученной разведывательной информации таков: "...Учитывая то, что в операциях в районах Южных морей участвует до 20 пехотных дивизий, а в Китае активные боевые действия ведут не более 10 пехотных дивизий, совершенно очевидно, что главные силы сухопутной армии - до 50 пехотных дивизий и основная масса танковых и артиллерийских частей - остаются неиспользованными и, по-видимому, предназначены для действий против Советского Союза".

В спецсообщении от 25 февраля уточнялся состав Квантунской армии (32 пехотные дивизии, 12 танковых полков, 19 артиллерийских полков, две мотомеханизированные бригады, три кавалерийские бригады, общая численность 1100 тыс. человек, 1300 самолетов, 1000 танков и 5500 орудий). На основе поступавшей в основном агентурной информации руководство разведки пришло к выводу: "Столь быстрые и неожиданные для самих японцев успехи в войне против США и Англии вскружили головы руководящим кругам Японии и породили сумасбродные планы одновременного продвижения Японии на Север против Советского Союза и через Индию на Ближний Восток с целью соединения там с германской армией".

И еще один документ, имеющийся в распоряжении автора. Это спецсообщение ГРУ Генштаба от 20 июня 1942 г. Первый его раздел вновь озаглавлен: "Подготовка Японии к войне с Советским Союзом". Руководство военной разведки сообщало членам ГКО, что в течение мая и июня поступило большое количество донесений от различных источников о намерении Японии напасть на СССР в течение лета 1942 г. При этом подчеркивалось, что значительная часть информации по этому вопросу исходит из американских, английских и китайских источников.

Конечно, подобное уточнение по вполне понятным причинам снижает степень доверия к информации, как и несбывшиеся предыдущие прогнозы о японской агрессии против СССР, но факт остается фактом: на Дальнем Востоке советское верховное командование было по-прежнему вынуждено держать крупную группировку РККА, находившуюся в состоянии повышенной боевой готовности. Хотя эти войска оказались бы отнюдь не лишними на советско-германском фронте. Особенно - в 1942 г.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
1052
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1693
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1538
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2895

Другие новости