0
3006
Газета Спецслужбы Интернет-версия

29.03.2002 00:00:00

Цепь необъяснимых катастроф

Тэги: катастрофа, диверсия


Версия

ВАХТЕННЫЙ журнал линкора русского Черноморского флота "Евстафий", запись от 7 (20) октября 1916 г.:

"6 ч 20 м - на линкоре "Императрица Мария" большой взрыв под носовой башней
6 ч 25 м - последовал второй взрыв, малый
6 ч 27 м - последовали два малых взрыва
6 ч 30 м - линкор "Императрица Екатерина" на буксире портовых катеров отошел от "Марии"
6 ч 32 м - три последовательных взрыва
6 ч 35 м - последовал один взрыв. Спустили гребные суда и послали к "Марии"
6 ч 37 м - два последовательных взрыва
6 ч 40 м - один взрыв
6 ч 45 м - два малых взрыва
6 ч 47 м - три последовательных взрыва
6 ч 49 м - один взрыв
6 ч 51 м - один взрыв
6 ч 54 м - один взрыв
7 ч 00 м - один взрыв. Портовые катера начали тушить пожар
7 ч 01 м - один взрыв. "Императрица Мария" начала погружаться носом
7 ч 08 м - один взрыв. Форштевень ушел в воду
7 ч 12 м - нос "Марии" сел на дно
7 ч 16 м - "Мария" начала крениться и легла на правый борт".

Так сухо, но последовательно и документально точно излагается хроника одной из наиболее страшных трагедий отечественного ВМФ, в результате которой Россия лишилась новейшего линейного корабля, погибли 228 человек, а еще 232 получили ранения или ожоги. Впрочем, об этой катастрофе и в СССР, и в РФ знал, да и сейчас знает, и стар, и млад - в первую очередь благодаря популярнейшему роману Анатолия Рыбакова "Кортик". С 1916 г. и по сей день причины гибели русского дредноута не устают занимать умы наших исследователей - моряков, историков, журналистов, литераторов. Но окончательный ответ на вопрос, почему произошел пожар и взрыв в районе носовых крюйт-камер линкора, содержавших 12-дюймовые (305-мм) заряды, не найден до сих пор.

О чем, однако, очень мало известно у нас в стране - так это о том, что в годы Первой мировой войны подобные сверх-ЧП отмечались и в военно-морских силах других государств, причем не раз. Так, 4 ноября 1914 г. в Атлантическом океане опять-таки по неустановленной причине произошел взрыв на германском легком крейсере "Карлсруэ", в результате которого всю носовую часть корабля вместе с мостиком словно отрезало гигантскими ножницами и она исчезла под водой. Вскоре на дно ушел сам "Карлсруэ". Спаслись 146 моряков, 262 вместе с командиром крейсера погибли. Немецкий флот потерял своего очень удачливого "корсара", захватившего и потопившего за три месяца 16 судов противника общим тоннажем 72 тыс. т. 26 ноября 1914 г. во время погрузки боеприпасов в Ширнессе (Великобритания) буквально взлетел на воздух английский линкор "Булварк". Из 750 членов его экипажа уцелели всего 12 человек. Рухнули многие портовые сооружения.

27 мая 1915 г. вновь в Ширнессе взорвался минный заградитель "Принсес Ирен". 31 декабря того же года в Кромартин Ферт рванули боеприпасы на броненосном крейсере "Наталь". Из 700 моряков спаслись менее половины. В 1917 г. самой тяжелой потерей британского Гранд Флита стала гибель дредноута "Вэнгард", взорвавшегося на рейде Скапа Флоу (Оркнейские острова, Шотландия). При этой трагедии лишились жизни 950 офицеров и матросов, спаслись всего два человека. Причины опять-таки установить не удалось.

Почему все же произошли данные катастрофы?

Конечно, многое можно списать на небрежность экипажей, на халатное отношение людей к своим обязанностям, на усталость в результате активных и напряженных боевых действий. Кроме того, нельзя сбрасывать со счетов и такой немаловажный фактор, как отсутствие опыта столь интенсивной работы портовых служб в ходе невиданного ранее по масштабу и ожесточенности вооруженного противоборства, особенно с взрывоопасными грузами. Примером тому может служить гибель 6 декабря 1917 г. даже не корабля - города!

Утром этого дня в Галифаксе (Канада) столкнулись норвежское судно "Ино" и французский сухогруз "Монблан". Последний перевозил взрывчатые вещества и бензол. Вместо того чтобы оставить столь опасный транспорт ожидать формирования конвоя на внешнем рейде под усиленной охраной, его ввели в порт. Никто, разумеется, не предвидел такой страшной беды, но она произошла...

Большинство специалистов-пиротехников сходятся во мнении, что взрыв в Галифаксе - сильнейший в истории человечества до появления атомной бомбы. Помимо ряда предприятий - заводов, фабрик, складов, а также школ и церквей - было полностью разрушено около 1600 и сильно повреждено 1200 жилых домов. По официальным данным, 6 декабря 1917 г. оборвались жизни 1963 человек, более двух тысяч пропали без вести, около 9 тыс. получили ранения. В порту взрыв уничтожил дюжину крупных транспортов, серьезно пострадали и нуждались в длительном ремонте десятки пароходов и военных кораблей.

Однако, скажем, в случае с "Императрицей Марией" уже в ходе расследования катастрофы по горячим следам из трех возможных ее причин - самовозгорание пороха, небрежность в обращении с огнем или порохом, злой умысел - следственная комиссия наиболее вероятной признала последнюю. При этом отмечалось, что доступ в крюйт-камеру не представлял особого труда, а между тем на линкоре при стоянке его в Севастополе производились некоторые работы, для чего ежедневно на корабль приезжали до 150 мастеровых от разных заводов. Их проверка производилась крайне небрежно и вовсе не гарантировала от проникновения на дредноут диверсантов. Вдобавок, согласно показаниям нескольких матросов, в ночь 7 (20) октября они видели на "Марии" двух каких-то рабочих, хотя последние мастеровые должны были покинуть ее около 10 часов вечера...

А то, что линкор, как и другие вышеназванные корабли, вполне мог стать жертвой диверсии, свидетельствует итальянский опыт...

...27 сентября 1915 г. в Бриндизи взорвался линкор-додредноут (эскадренный броненосец) "Бенедетто Брин". При этом погибли 422 моряка, в том числе контр-адмирал Рубин де Черви. 2 августа 1916 г. в Таранто взлетел на воздух новейший линкор-дредноут "Леонардо да Винчи" - как и на "Императрице Марии", на нем произошел взрыв артпогребов. Погибли 203 офицера и матроса.

Загадку этих ЧП решили контрразведывательные службы Антанты. Они установили, что оба корабля уничтожили австрийские агенты, осевшие в Цюрихе еще осенью 1914 г. и использовавшие в качестве "крыши" отделение генерального консульства Австро-Венгерской монархии в Швейцарии. Диверсионная группа была вычислена и уничтожена в ходе вооруженного налета на псевдо-консульство в ночь с 25 на 26 февраля 1916 г.

В общем, памятуя о небывалом расцвете шпионажа в годы Первой мировой войны, вовсе нельзя исключать версию книги Александра Солженицына "Ленин в Цюрихе", в которой описана встреча Владимира Ильича с известным политическим авантюристом и мультимиллионером Парвусом. Последний тогда якобы заявил: "...я вот этими самыми руками взорвал "Императрицу Марию".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Правящая коалиция в Польше укрепила позиции в крупных городах

Правящая коалиция в Польше укрепила позиции в крупных городах

Валерий Мастеров

Премьер заочно поспорил с президентом о размещении в стране ядерного оружия

0
769
Асад не теряет надежды на сближение с Западом

Асад не теряет надежды на сближение с Западом

Игорь Субботин

Дамаск сообщил о сохранении переговорного канала с Вашингтоном

0
899
ЕС нацелился на "теневой флот" России

ЕС нацелился на "теневой флот" России

Геннадий Петров

В Евросоюзе решили помогать Украине без оглядки на Венгрию

0
1135
Инвестиционные квартиры нужно покупать не в столице, а в Таганроге

Инвестиционные квартиры нужно покупать не в столице, а в Таганроге

Михаил Сергеев

Реальные шансы на возврат денег от приобретения новостроек снижаются

0
863

Другие новости