0
946
Газета Спецслужбы Интернет-версия

15.10.2004 00:00:00

Моджахед добра не помнит

Андрей Бакланов

Об авторе: Андрей Глебович Бакланов - посол Российской Федерации в Королевстве Саудовская Аравия.

Тэги: ислам, мир, борьба, терроризм


Саудовская Аравия сделала беспрецедентный для этого государства шаг - выдвинула инициативу проведения в Эр-Рияде Международной конференции по противодействию терроризму. Конференция, открытие которой намечено на 5 февраля, мыслится как крупнейшее - в масштабах всего мирового сообщества - политическое событие 2005 года.

В Эр-Рияде не скрывают, что одной из целей этого мероприятия является подтверждение, что королевство сделало свой выбор в пользу активного участия в антитеррористической борьбе.

ЧЕТЫРЕ ЭТАЖА ТЕРРОРИЗМА

Терроризм не следует ассоциировать с какой-либо религией и национальностью, ни одна религия не оправдывает убийства невинных людей. Но именно в интересах подтверждения этого - "универсального" - положения следует разобраться, в силу каких причин в подготовке и проведении терактов наиболее часто принимают участие представители определенных этноконфессиональных групп населения.

Трудности в сфере антитеррора во многом обусловлены также и гораздо более сложной, чем в прошлом, структурой террористического сообщества. Так, можно достаточно четко выделить четыре "слоя" "террористического интернационала".

Первый - непосредственные исполнители терактов. При аресте такого рода элементов в преобладающем большинстве случаев оказывается, что они мало что знают о "заказчиках" терактов, оперативная ценность их показаний весьма ограничена. Зачастую - это либо "зомбированные", либо заблуждающиеся люди, имеющие свои "личные" основания быть недовольными существующим положением вещей. И все чаще речь идет об "обыкновенных" наемниках, преступных элементах, "работающих" за деньги. При этом именно они в основном гибнут в ходе антитеррористических операций.

Второй "этаж" - ячейки "на местах" и организационные структуры, ведущие как вербовку исполнителей, так и отвечающие за практическое осуществление "сценариев" терактов. Этот, казалось бы, "вышестоящий" слой оргструктуры терроризма, как выясняется, мало чем отличается - в плане информированности и участия в принятии принципиальных решений - от исполнителей. Здесь также в основном лишь получают "приказы" и установки "сверху".

Третий "этаж" - руководители, в том числе главари-"символы" типа бен Ладена. Приходится констатировать, что информация для общественного "потребления" в отношении их планов и целей зачастую поступает путем несложных манипуляций со СМИ, в том числе по каналам интернета и при задействовании некоторых межарабских телеканалов, от них же самих. В этом отношении следует крайне осторожно походить к такого рода "сведениям". Важно было бы также разобраться, в силу каких причин от этих личностей исходят именно такие идеи, объяснения целей терактов, не уводят ли они сознательно в сторону от прояснения подлинной природы и намерений террористических организаций.

Как представляется, правильно было бы говорить и о наличии "четвертого этажа" террористических организаций. Это глубоко законспирированные структуры, не обязательно расположенные в гористых и труднодоступных местах в далеких странах. Именно прояснение того, что из себя представляют эти "конструкторы" и руководители терроризма, имеет решающее значение для более успешного противостояния этому злу.

ФИНАНСОВАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ

Терроризм - это все более становится ясно - является международным "проектом", имеющим многие составляющие, причем наиболее важной из них является финансовая "основа" этого феномена. Финансовая составляющая современного международного терроризма - это хорошо просчитанная акция, цель которой, как и любой финансовой операции, обеспечить не только "возвратность", но и прибыльность вложенных средств. Поэтому терроризм выбирает по определенной логике как источники получения денег, так и "адресаты" финансовых вложений, осуществляемых в интересах террористических и связанных с ними структур.

К настоящему моменту выявлены в основном факты, касающиеся получения террористами денег из арабо-исламского мира. Это обусловлено рядом причин, в числе которых - огромный потенциал повсеместно собираемых благотворительных пожертвований. Согласно Корану, пожертвования в адрес нуждающихся - священный долг каждого правоверного. Путь к получению этих денежных потоков, в сущности, достаточно тривиален - обоснование тезиса об "обидах", нанесенных собратьям по вере, а также необходимости оказания содействия мусульманам в "проблемных регионах" мира. При этом далеко не случайно, что террористические организации с самого начала обратили особое свое внимание на богатые нефтедобывающие государства Ближнего Востока. К сожалению, в ряде случаев террористы на определенном этапе обеспечили себе "понимание" и поддержку со стороны части правящих элит этих стран. Это относится в том числе к Саудовской Аравии. В 1970-1980-е годы сложился своего рода союз нового поколения исламистов-радикалов и некоторых саудовских элитарных групп. Радикалы обещали "динамичное" расширение сферы влияния ислама в сопредельных регионах и в мире в целом. Самым обширным плацдармом активности радикальных и экстремистских сил стал Афганистан.

После событий 11 сентября 2001 года, развертывания глобальной антитеррористической кампании, ударов, которые были нанесены по базам террористов в Афганистане, в стане террористических организаций произошли важные изменения.

Лишившись "плацдарма" в Афганистане, многие "арабские афганцы" стали возвращаться на родину. Они "органично" влились в состав местной радикальной оппозиции и, более того, сумели быстро занять руководящие посты в ячейках террористов. Радикалы по существу открыто развернули борьбу за власть. Это в полной мере относится и к Саудовской Аравии. Террористы организовали серию крупных терактов в столице королевства и в других городах страны. Целью этих акций была дестабилизация обстановки в государстве, запугивание иностранцев, в первую очередь занятых в жизненно важных сферах экономики, с прицелом на их отъезд из КСА.

В ответ на этот вызов, а также в контексте выполнения требований международного сообщества, официальные власти Саудовской Аравии, ряда других арабских стран осуществили шаги, направленные на недопущение подпитки с их территории террористических организаций.

Финансирование террористических элементов можно условно разделить на две типа. Первый - перевод денег по открытым, в том числе банковским каналам. Второй - нелегальная передача этих средств.

Сделан большой шаг в деле предотвращения трансфертов "подозрительным адресатам" по легальным каналам. Так, в Саудовской Аравии в 2003 году власти приняли новые правила осуществления операций банковскими учреждениями. Они предусматривали серьезное ужесточение контроля над деятельностью всех финансовых институтов в КСА, включая благотворительные общества и фонды. Эти правила указывали на необходимость открытия каждым из таких обществ единых консолидированных счетов, подлежавших проверке со стороны органов финансового мониторинга. За нарушение этих правил были заморожены счета 40 организаций и лиц. Саудовские компетентные органы передали Интерполу данные на 750 подозреваемых в связях с террористами и организациями, спонсирующими террор.

Что касается второго направления - "негласное" финансирование террористических организаций, то здесь ситуация намного сложнее. В печати приводились примеры существования разнообразных схем безналичной, нигде не фиксируемой передачи денег, в том числе в виде так называемой хавалы - достаточно распространенной в мусульманских странах системы предоставления "под честное слово" крупных сумм денег. Однако, как выясняется, особой необходимости в такого рода ухищрениях на практике не существует. Границы между государствами Аравийского полуострова остаются прозрачными, чем пользуются преступные элементы, в том числе связанные с террористами.

ЕГИПЕТСКИЙ ОПЫТ

Впоследние годы арабские страны немало сделали для развертывания антитеррористической борьбы. Так, в Саудовской Аравии были арестованы более 500 заговорщиков, свыше 1000 человек прошли специальную проверку, были допрошены в связи с совершенными на территории КСА терактами.

В августе 2003 года Саудовская Аравия и США учредили специальную совместную рабочую группу по борьбе с терроризмом. Одним из направлений борьбы с терроризмом стало осуществление Саудовской Аравией рекомендаций международных органов, курирующих проблематику противодействия финансовой подпитки террористических организаций и групп.

Одновременно происходят важные процессы в среде духовенства. Так, в феврале 2003 года Совет улемов КСА выпустил фетву, осуждавшую нападения на иностранных граждан на территории королевства. В этом документе прямо говорилось, что навешивание на иностранцев, в том числе находящихся на работе в КСА, ярлыка "неверных" - противоречит подлинным принципам ислама и является тяжким преступлением. В начале 2004 г. Советом улемов был одобрен более "всеобъемлющий" документ - так называемая "антитеррористическая фетва", которая провозгласила, что терроризм прямо противоречит духу и букве ислама и должен быть искоренен.

Египет оказался одним из первых жертв террора "нового образца". В 1970-1980-е годы власти АРЕ спонсировали выезд радикально настроенных элементов в Афганистан для борьбы с "советским вторжением". Вернувшись в начале 1990-х годов, "египетские афганцы" резко усилили ряды радикальной оппозиции, "Братьев-мусульман" и других организаций. Экстремисты совершили дерзкие покушения на президента страны, премьер-министра, председателя парламента, министра внутренних дел. Под прицелом боевиков оказались и иностранцы - террористы ставили цель ослабить режим, лишить его источников поступления валюты за счет "отпугивания" туристов, представителей нефтяных компаний и т.п. В 1990-1997 годах жертвами терактов стали десятки людей, в том числе иностранные граждане. Правительство объявило войну террору, надо сказать, достаточно успешную. Так, с 1997 года до последних взрывов на Синае в Египте не отмечалось каких-либо новых крупных терактов.

Какие методы применяли египтяне в этой борьбе?

Первое. Провели серию политико-пропагандистских кампаний с привлечением религиозных авторитетов, представителей интеллигенции. В обществе удалось сформировать атмосферу жесткого отторжения идей экстремизма и терроризма.

Второе. Был отрегулирован порядок поступления средств из-за рубежа, перекрыты многие каналы финансирования террористов. Был усилен контроль за всеми видами финансовой деятельности, в том числе благотворительных обществ.

Третье. Были ужесточены законы, направленные против террористов. Главное же - была существенно улучшена работа по контролю за оперативной ситуацией в стране, внедрены новые методики, задействованы, несмотря на ограниченность бюджетных средств, новые образцы соответствующей техники.

Четвертое. Египетские власти продолжали все более настойчиво добиваться закрытия зарубежных центров, в которых вели свою работу по организации ячеек антиправительственной оппозиции египетские радикалы.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Ольга Соловьева

Более 50% россиян ждут повышения качества жизни через несколько лет

0
1098
Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Стилистика традиционного обращения КПРФ к президенту в этом году ужесточилась

0
1319
Доллар стал средством политического шантажа

Доллар стал средством политического шантажа

Анастасия Башкатова

Китайским банкам пригрозили финансовой изоляцией за сотрудничество с Москвой

0
1572
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
1139

Другие новости