0
1150
Газета Спецслужбы Интернет-версия

17.12.2004 00:00:00

Эксперты бьют тревогу

Александр Горшков

Об авторе: Александр Федорович Горшков - капитан 1 ранга в отставке.

Тэги: МАГАТЭ, уроза, ому, терроризм


По данным МАГАТЭ, в настоящее время в 43 государствах мира действуют 438 ядерных энергетических реакторов на АЭС и 170 реакторов в атомных исследовательских центрах. При этом эксперты организации пришли к заключению, что органы управления и безопасности ядерных объектов в любой стране мира не могут больше рассчитывать на получение от спецслужб сколько-нибудь достоверной упреждающей информации, которая давала бы необходимое время для организации отражения террористических атак. Более того, по мнению специалистов МАГАТЭ, при нынешнем состоянии антитеррористической защиты многих ядерных, практически невозможно своевременно отреагировать на теракт.

УЧЕБНАЯ ТРЕВОГА

Проводившиеся американскими спецслужбами в 1980-1990-х плановые мероприятия по оценке состояния систем безопасности объектов и их способности реагирования на угрозы (OSRE - Operational Safeguard Responce Evaluations) показали, что персонал 50% ядерных объектов не смог отразить условные террористические атаки, хотя был заблаговременно предупрежден об их проведении. Сами учебные атаки осуществлялись со многими условностями, особенно по вопросам тылового обеспечения, уровень которого был несравнимо ниже сопровождения реальных атак, проведенных террористами в США 11 сентября 2001 года. Эта масштабная, образцово скоординированная операция, исполнителями которой стали смертники, - убедительный пример высочайших организационных и операционных возможностей, которыми располагают силы международного терроризма.

Особую угрозу для ядерных объектов представляет новая тактика акций "малых и больших форм" - пространственно рассредоточенных, одновременных и последовательных внезапных атак в разных странах.

СЦЕНАРИИ УГРОЗ

С 1989 по 1999 год в США зарегистрировано 235 угроз бомбовых атак против ядерных предприятий (в большинстве случаев ложных), что составляет 24,8% от всех зафиксированных в этот период инцидентов, касающихся угроз безопасности таких объектов. Американские эксперты разделяют угрозы безопасности ядерным объектам на "внешние", "внутренние" и "совмещенные", где задействованы как внешние силы, так и персонал объектов.

В конце 1980-х годов группа "Патриоты Аризоны" планировала бомбовую атаку на АЭС "Пало Верде" в районе Феникса. В 1989 году четыре члена группы экстремистов-экологов под названием "Земля прежде всего!" были уличены в попытке совершения бомбовой атаки с целью вывода из строя АЭС на юго-востоке США. В 1999 году Дональд Бьюрегард - командир группы "Милиция 77-го режима" в Санкт-Питерсберге, штат Флорида, планировал взорвать линию электропередачи (ЛЭП), связанную с АЭС "Кристал Ривер". При этом он намеревался использовать взрывчатые вещества, похищенные из арсенала Национальной гвардии. ФБР сорвало реализацию преступного замысла благодаря своему информатору, однако тогда же стало известно, что неизвестные злоумышленники преднамеренно вывели из строя один из резервных дизель-генераторов станции.

Фактором, повышающим опасность "внутренних" терактов на ядерных объектах, служит некачественный подбор персонала. Так, был выявлен случай, когда на АЭС "Мейн Янки" на должность программиста поста управления станции устроился преступник Майкл Макдермотт, который в 2001 году находился под следствием по обвинению в убийстве семерых сослуживцев в одной из производственных компаний. В начале 1990-х годов некто Карл Дрега сумел поработать в штате трех АЭС северо-востока США, несмотря на то что ранее подвергался арестам и имел отрицательные служебные характеристики. Через два месяца после приема на последнее место работы на АЭС Дрега застрелил четверых человек. На АЭС "Калверт Клифф", штат Мэриленд, по подложным документам приняли в штат рабочего, который оказался нелегальным мексиканским иммигрантом и неоднократно арестовывался полицией. В 1998 году на АЭС "Туркей Поинт" во Флориде один из рабочих, имеющий на счету 14 арестов, в течение целого месяца имел свободный доступ в закрытые ("критические") зоны АЭС.

Случаи угрозы безопасности ядерным предприятиям фиксировались и в других странах. Например, в Японии в 2000 году преступник, вооруженный семью взрывными устройствами в виде начиненных взрывчатыми веществами отрезков стальных труб, планировал нападение на завод по производству ядерного топлива (ТВЭЛов). На Украине в 2000 году органы безопасности арестовали ряд членов преступной группы, планировавшей взрыв Чернобыльской АЭС. В Швейцарии в том же 2000 году некто сумел посадить свой моторизованный дельта-параплан на крышу ядерного предприятия в Берне.

Следует обратить особое внимание на то, что террористические атаки могут проводиться против всех звеньев технологической цепочки, в том числе против особенно уязвимых - складского хранения и транспортировки материалов и компонентов.

"Внешние" и "совмещенные" атаки на ядерные объекты могут осуществляться с помощью угнанных гражданских авиалайнеров, транспортных или пассажирских вертолетов, специально подготовленных тяжелых дельтапланов, а в век высоких технологий и БПЛА. Может применяться стрельба управляемыми противотанковыми ракетами (ПТУР) или бронебойными гранатами из переносных пусковых установок , или прицельная минометная стрельба, стрельба по атомным реакторам или хранилищам топлива и компонентов, шахтным и мобильным пусковым установкам, складам МБР. Могут производиться подрывы линий электропередач и энергетических подстанций объектов, подрывы или блокада систем водоснабжения реакторов АЭС. Не исключены атаки с помощью тяжело заминированных грузовиков. Есть вероятность и кибернетических атак для нарушения работы систем управления АЭС.

СТАНДАРТЫ И ПРАКТИКА

Анализ состояния физической защиты ядерных объектов, проведенный в 10 странах мира по инициативе МАГАТЭ, показывает, что стандарты и нормативы физической защиты ядерных предприятий и практика их применения в разных странах очень сильно отличаются.

В документах МАГАТЭ подчеркивается, что все проверки проводятся на основе нормативов, действовавших до 11 сентября 2001 года. Однако с тех пор в них внесены существенные корректировки. В частности, изменены маршруты и режимы полетов авиалайнеров, введено патрулирование зон ядерных объектов истребителями-перехватчиками или патрульными самолетами и вертолетами, на ряде ядерных предприятий развернуты даже системы ЗРС и артиллерийские системы ПВО. При этом в целом ряде стран принятие усиленных мер физической защиты все еще неоправданно задерживается.

Следует отметить, что уже в 2002 году государства - члены МАГАТЭ предоставили агентству значительно больше финансовых средств для организации противодействия международному терроризму.Вместе с тем, как признало руководство МАГАТЭ, в одной из сфер деятельности агентства изменений не произошло: "В прошлом усилия концентрировались в основном на проблеме контроля со стороны МАГАТЭ за отвлечением (уводом) государствами-участниками Договора о нераспространении (Non-Priliferation Treaty NPT) части или всего наработанного ядерного топлива из сферы мирного использования ядерной энергии, а также на проблеме его нераспространения. При этом, однако, не уделялось столь же серьезного внимания противодействию замыслам и злонамеренным действиям опасных "субнациональных" группировок в ряде стран". Кроме того, МАГАТЭ не уделяла должного внимания пересмотру и адаптированию положений Договора NPT к новым угрозам международного терроризма.

Как известно, по требованию гендиректора МАГАТЭ Эл Барадея, страны - участники международной Конвенции по физической защите ядерных материалов (CPPNM - the Convention on Phisical Protection of Nuclear Material) с 1999 года пытались согласовать поправки к договору NPT, которые позволили бы странам-участницам принять внутренние стандарты безопасности для обеспечения надежной защиты и сохранности ядерных материалов и компонентов от саботажа и хищений. Но даже после событий 11 сентября 2001 года участники переговоров не смогли договориться о внедрении у себя в странах каких-либо специфических стандартов - были приняты лишь общие принципы внедрения национальных положений и мер физической защиты. Однако на переговорах не было внесено конкретных предложений о включении в конвенцию рекомендаций о том, какими должны быть эти специфические требования и стандарты в практике защиты ядерных объектов и материалов на национальных уровнях. Аналитики считают что без внесения таких стандартов в Конвенцию CPPNM ее принятие мало, что даст для совершенствования на национальном уровне практики и методов физической защиты в свете новых вызовов и угроз со стороны международного терроризма.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
804
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1477
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1318
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2482

Другие новости