0
1850
Газета Спецслужбы Интернет-версия

11.08.2006 00:00:00

11 сентября по-израильски

Александр Гончаров

Об авторе: Александр Гончаров - эксперт в сфере деятельности спецслужб.

Тэги: израиль, перес, террорист, 11 сентября


Как-то недавно один из руководителей Агентства безопасности Израиля (ISA – Israeli Security Agency) заявил, что «нашим «11 сентября» были серии террористических атак, которые имели место еще в период 1968–1972 годов, когда Организация освобождения Палестины организовала и провела целую кампанию против израильских объектов и органов по всему миру».

Представитель ISA (ранее – Генеральная служба безопасности, Шин Бет; General Security Service, Shin Bet) уточнил, что еще в начале 1970-х годов его ведомство cформировало специальный департамент безопасности (Security Department), который по своему предназначению представляет собой наиболее близкий аналог нынешнему американскому Департаменту собственной безопасности (US Homeland Security Department).

ГЛОБАЛЬНАЯ БОРЬБА

Агентство безопасности Израиля (ISA), по сведениям его представителей, с начала 1970-х годов приступило к разработке и внедрению в практику более совершенных современных и перспективных технологий и концепций противодействия терроризму и защиты от его атак израильских объектов.

Источники в ISA подчеркивают: «Каждая террористическая атака на израильские объекты в странах мира вызывала немедленную активную реакцию соответствующих институтов безопасности Израиля». Так, захват террористами и угон в Алжир в 1968 году гражданского лайнера израильской авиакомпании EL-AL с пассажирами на борту, обусловил внедрение системы обеспечения безопасности самолетов и пассажиров и в аэропортах, и на авиационных линиях; атака японской экстремистской группировки «Красная армия» на аэропорт Тель-Авива в 1972 году вызвала необходимость резкого усиления защиты воздушных ворот страны; «Черный сентябрь» 1972 года – террористическая акция на Олимпийских играх в Мюнхене против израильских спортсменов – способствовала организации системы безопасности многочисленных израильских делегаций в зарубежных поездках.

Представители ISA говорят, что поскольку «...невозможно обеспечивать постоянно 100-процентную безопасность всюду и всегда, необходимо постоянно и непрерывно корректировать и концентрировать свои усилия, концепции и способы действий в соответствии с изменяющимися угрозами, их местом, уровнем и характером». Однако, по мнению сотрудников ISA, есть специфические сферы безопасности, в которых нет и не может быть никаких послаблений. Одной из таких сфер израильские спецслужбы считают предотвращение терактов в пассажирских самолетах и аэропортах. Вооруженные офицеры израильской службы безопасности охраняют каждый израильский авиалайнер.

По воспоминаниям бывшего руководителя ISA Avi Dichter, некоторые чиновники ISA из соображений экономии средств и сил рекомендовали ему в 2000 году сократить штат офицеров безопасности на борту пассажирских воздушных судов, но он отказался и был прав – через год, в сентябре 2001 года в Соединенных Штатах 19 невооруженных террористов в отсутствие охраны на борту американских самолетов сумели захватить их и осуществить свои ужасающие преступные деяния. Экс-шеф ISA убежден: будь на американских авиалайнерах хотя бы по одному офицеру безопасности, проведение масштабного террористического акта удалось бы сорвать.

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР И ТЕХНОЛОГИЯ

Израильская доктрина безопасности традиционно отдает предпочтение человеческому фактору перед технологией в операциях по проверке и контролю людских масс на предмет выявления террористов.

Весь персонал ISA проходит профессиональную подготовку в Академии безопасности агентства (ISA Security Academy). Ее слушателей обучают «классическим» методам «селекции» (selection) и «изоляции» (screening) угроз среди масс людей, например, среди пассажиров самолетов – методам проверки, выявления и изоляции потенциально опасных личностей. Эти методы разработаны, широко практикуются в Израиле уже 30 лет и вполне оправдывают себя. Они основаны на принципах проведения персональных, первоначально кратких, бесед с людьми с целью их «глубокого просвечивания». Хотя такой метод считается политически некорректным во многих странах мира, но, по мнению опытных сотрудников ISA, он является наиболее эффективным, в ряде случаев даже «критически важным», при решении задач обеспечения безопасности. При этом к разным людям, например, среди пассажиров самолета, поезда или автобуса, подход должен быть разный, в зависимости от обстоятельств, поведения человека.

В Академии безопасности специалистов-«селекторов» профессионально готовят к тому, чтобы они были способны тонко чувствовать и улавливать характерные нюансы поведения человека и замечать малейшие подозрительные признаки наличия потенциальной опасности. Опыт работы подтверждает эффективность такого метода. В ряде случаев с его помощью удавалось выявить наличие взрывных устройств в багаже пассажиров – даже заложенных без их ведома.

Один из наиболее показательных случаев имел место в 1986 году в лондонском аэропорту Хитроу. Молодая ирландка Анн Мари Мурфи, будучи на седьмом месяце беременности, пыталась сесть в самолет израильской авиакомпании El-Al, не подозревая, что в ее сумку заложено взрывное устройство. Как выяснилось в беседе с пассажиркой, сумку женщине передал ее друг – палестинец, который провожал Анн Мари. Сумка оказалась с двойным дном, в котором и находился мощный заряд (3 кг пластита), запрограммированный на взрыв при подъеме самолета на высоту 39 тыс. футов (около 12 тыс. м), что привело бы к гибели самолета и всех пассажиров, включая и Мурфи. Однако из ответов на вопросы во время «интервью» с ирландкой у офицеров безопасности возникли подозрения, и бомба была обнаружена.

Руководство ISA особо подчеркивает, что предотвращение терактов на израильских пассажирских самолетах, особенно взрывов во время полета, является «высшим приоритетом» в работе агентства. Поэтому оно внедрило уникальные стандарты и методы работы с пассажирами. Не случайно израильский международный аэропорт Бен-Гурион (Ben-Gurion) признан одним из самых безопасных в мире.

Вместе с тем, несмотря на успехи многолетнего применения вышеназванного метода «выявления и изоляции» потенциальных угроз на авиационном транспорте, ISA в середине 2005 года там же, в аэропорту Бен-Гурион, ввело в действие новую американскую систему трехмерного рентгеновского контроля всего багажа пассажиров стоимостью 26 млн. долларов. Она обеспечивает практически 100-процентное обнаружение опасных закладок в багаж, включая взрывчатые вещества.

В ноябре 2002 года по заходящему на посадку в аэропорту города Момбаса (Кения) израильскому пассажирскому самолету были выпущены две ракеты из ПЗРК «Стрела-2», которые едва не поразили машину.

Эта атака террористов из группировки, предположительно связанной с «Аль-Каидой», оказалась неожиданной даже для службы авиационной безопасности Израиля. Правительство еврейского государства оценило характер новой угрозы и приняло решение оснащать все израильские пассажирские авиалайнеры системами защиты от ракетных атак с земли. Для создания таких систем Министерство обороны Израиля выбрало дочернюю компанию министерств военной промышленности (IMI) и авиационной промышленности (IAI) страны Elta Electronics Industries, которая создала самолетную бортовую оборонительную систему DAS – Flight Guard Defensive Aid System, обеспечивавшую защиту лайнеров от поражения ракетами ПЗРК, которые все шире применяются террористами.

ЧТОБЫ ИЗБЕЖАТЬ «ПРОКОЛОВ»

Несмотря на предпринимаемые спецслужбами Израиля многочисленные меры по обеспечению безопасности полетов пассажирских авиалайнеров из международного аэропорта Тель-Авива, выяснилось, что несколько международных террористов все же сумели пройти через главные воздушные ворота страны совершенно незамеченными. Причем в одном из таких случаев преступнику удалось даже провести взрывчатое устройство.

Так, в апреле 1996 года в аэропорт Тель-Авива рейсом из Цюриха (Швейцария) прибыл некто Хуссейн Микдад, боевик террористической группировки Hizbullah, который пытался пронести бомбу, вмонтированную в переносной радиоприемник. Для въезда в Израиль террорист использовал фальшивый паспорт гражданина Великобритании и был арестован лишь через несколько дней совершенно случайно, когда бомба неожиданно взорвалась в его гостиничном номере и он был серьезно ранен.

В результате этого ЧП и ряда подобных случаев службами безопасности страны были приняты срочные меры по ужесточению режима проверки при въезде в страну во всех без исключения аэропортах Израиля. Для решения этой задачи израильская полиция в настоящее время получила на свое оснащение и развертывает новую систему пограничного контроля и регистрации – BCRS-2000 (Border Control and Registration System). По сведениям ISA, эта система с 2005 года устанавливается на всех пограничных контрольных пунктах въезда и выезда в стране и обеспечивает возможности многоведомственного доступа в информационную базу данных и более эффективный мониторинг и контроль за всеми приезжими путешественниками на территории страны.

В деле совершенствования контроля в системе обеспечения безопасности власти Израиля не останавливаются на уже принятых мерах. Например, вице-президент научно-исследовательского и производственного агентства страны Rafael Эйтан Юделевич, отвечающий за вопросы маркетинга и развития бизнеса, недавно сообщил журналистам: «Нашим следующим шагом в обеспечении безопасности аэропортов, самолетов и пассажиров будет внедрение в систему контроля биометрических данных и метода опознавания людей «по лицу» (biometrics and face recognition systems)».

Юделевич подчеркнул, что службы безопасности и контроля Израиля уже принимают меры по внедрению и использованию адаптированных к задачам опознавания людей новейших сенсорных технологий, которые ранее создавались для оснащения высокоточных ракетных систем, а теперь приспосабливаются для специальных систем контроля и «экранирования» больших масс людей, в частности, в аэропортах и общественных местах. Электронная компания ELBIT SYSTEMS в середине 2005 года возглавила проект создания специализированного консорциума предприятий страны для разработки и производства интегрированных систем контроля скоплений (толп) народа, выявления среди них опасных личностей, скрытных в багаже и ручной клади (или в одежде) взрывчатых веществ, оружия, обнаружения людей с подозрительными характеристиками (приметами), например, среди пассажиров самолетов и прочего транспорта.

Создаваемый консорциум будет использовать уже существующие высокие технологии агентства Rafael, разработанные и внедренные в оптических системах наблюдения и экранирования людей, а также достижения компании ELTA в области технологии миллиметровых радиолокаторов (ELTA’s technology in millimeter wave radars) и достижения компании EL-OP в технологии ИК-сканирования, радиографии и рентгеновском отображении в реальном времени (EL-OP technology in IR-scanning and Real time Radiography in X-ray Imaging). Планируется также создавать на этой основе новые высокие технологии персонального контроля. Так, новый консорциум предпринимает усилия для разработки новой аппаратуры, которая должна быть способна тщательно проверять массы людей и выявлять наличие скрытых опасных угроз среди них.

По оценке Джозефа Акермана, президента компании Elbit Systems, «перед нами стоит серьезный технологический вызов и сложная проблема его разрешения – как достигнуть того, чтобы в работе системы контроля ограничить и существенно снизить количество «ложных сигналов выявлений» угроз (false positives) и одновременно бесконфликтно проверить и отфильтровать остальную массу людей, не несущих опасности».

Эта проблема тем более сложна, поскольку система такого контроля может затрагивать «чувствительную» сферу прав человека на невмешательство в частную жизнь, или вызывать неприязнь и протесты людей по поводу того, что они постоянно подвергаются электронному просвечиванию и облучению».

ЗАЩИТА ОБЪЕКТОВ ЗА РУБЕЖОМ И ВНУТРИ СТРАНЫ

Руководство ISA исходит из того, что Израиль объективно является «приоритетным объектом» глобального джихада террористов. Термин «глобальный джихад» (global jihad) введен в употребление израильскими спецслужбами для характеристики действий против страны сети радикальных исламистских группировок, нередко связанных с «Аль-Каидой», которые стремятся развернуть террористические операции на территории еврейского государства, а также против его зарубежных учреждений (посольства, консульства, торгпредства и т.д.).

Защита последних – один из важных приоритетов в деятельности ISA, утверждают высокопоставленные сотрудники агентства. Например, в 1992 году, когда имело место вооруженное нападение на посольство Израиля в Буэнос-Айресе, спецслужбы еврейского государства пришли к выводу, что совершенно недостаточно иметь вооруженную охрану в дипмиссии, чтобы защитить ее от разрушения при внешней бомбовой атаке. После этого инцидента ISA совместно с инженерным корпусом ЦАХАЛа провели специальное исследование на предмет определения прочности и стойкости строительных конструкций зданий и строений к разрушительному воздействию различных взрывных устройств.

Озабоченность руководства Израиля о безопасности израильских зарубежных представительств усилилась после террористических актов в 1998 году против посольств Соединенных Штатов в ряде стран Африки. Тогда ISA были приняты срочные дополнительные меры для обеспечения защиты зарубежных представительств Израиля по всему миру путем возведения фортификационных сооружений и укрепления строительных конструкций зданий, а также для оснащения домов и территорий представительств современными средствами наблюдения за ними и за персоналом – местным и собственным. По словам экспертов, ISA реализует долгосрочную программу совершенствования охраны и повышения безопасности всех зарубежных представительств и, по сведениям источников в агентстве, уже довело уровень их защиты до ранее разработанных и принятых высоких стандартов.

Однако дело с обеспечением такой же безопасности стратегических государственных и военных объектов внутри Израиля обстоит иначе и вызывает беспокойство, что признают и официальные представители ISA (агентство отвечает за безопасность всех объектов жизнеобеспечения в стране, это электрические сети, газо- и нефтетранспортные системы, системы водоснабжения, все виды связи, грузовые терминалы, порты, мосты, транспортные узлы и т.п.). Все органы страны, ведающие деятельностью объектов гражданской инфраструктуры, обязаны подчиняться директивам агентства по вопросам организации и обеспечения безопасности.

Палестинские террористы в последние годы несколько раз предпринимали попытки совершить диверсии на этих объектах. Например, в ноябре 2003 года два боевика-смертника преодолели рубежи охраны, проникли в израильский морской порт Ашдод на Средиземном море и взорвали себя на его территории, чуть не уничтожив огромную цистерну, наполненную опасным химическим веществом – бромом. После этого инцидента парламент страны приступил к постоянному мониторингу состояния безопасности стратегических объектов на территории Израиля. Комитет кнессета, возглавляемый Ефраимом Снэхом, подготовил и издал два доклада руководству с важными предупреждениями о недопустимости малейших прорех в режиме охраны и безопасности объектов, которые могут дать возможность террористам нанести удары по системам жизнеобеспечения страны.

В результате израильские власти и службы безопасности приняли меры по обеспечению охраны морских портов и теперь ввели режим контроля за каждым кораблем, судном или катером, появляющимся у морского побережья еврейского государства. Для этих целей зачастую привлекаются даже водолазы ВМС Израиля.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Ольга Соловьева

Более 50% россиян ждут повышения качества жизни через несколько лет

0
935
Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Стилистика традиционного обращения КПРФ к президенту в этом году ужесточилась

0
1039
Доллар стал средством политического шантажа

Доллар стал средством политического шантажа

Анастасия Башкатова

Китайским банкам пригрозили финансовой изоляцией за сотрудничество с Москвой

0
1316
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
929

Другие новости