0
7576
Газета Спецслужбы Интернет-версия

05.10.2007 00:00:00

Авиационный керосин производит кокаин

Тэги: наркоконтроль, наркотики, керосин


Недавно сотрудники Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) перехватили значительную партию ангидрида уксусной кислоты. Этот продукт является одним из главных прекурсоров (химических реагентов, используемых при производстве токсичных химикатов, в частности наркотиков) для изготовления героина. Спецоперация, по словам заместителя директора ФСКН генерал-полковника полиции Олега Харичкина, была проведена в конце августа. Кислота транзитом переправлялась из России в Афганистан, который, как известно, на протяжении вот уже почти десятилетия остается лидером по производству упомянутого опиата.

Вместе с тем уксусный ангидрид является вполне «легитимной продукцией», выпускаемой для нужд отечественной промышленности. А вообще подобных товаров, которые, попав в руки наркодельцов, становятся прекурсорами, в РФ производится сотни. О том, что предпринимает ФСКН, дабы как можно меньше таких химикатов получали «наркотический статус», обозревателю «НВО» рассказали специалисты данной Службы.

«МЕНЯЮ УКСУС НА ГЕРОИН»

В случае с задержанным «уксусом» для Афганистана возникает закономерное предположение: получается, что российская наркомафия работает в одной связке с афганскими опиумными баронами. Из России транзитом за Пяндж поставляют кислоту-прекурсор, из-за Пянджа на север – готовый продукт. На уточняющий вопрос автора этих строк генерал Харичкин сообщил, что задержанной контрабандной партии уксусного ангидрида хватило бы для производства 200 кг героина.

Олег Харичкин, однако, сразу подчеркнул, что «это был первый такой случай, и в настоящее время ФСКН не располагает фактами о том, что российские прекурсоры поступают в Афганистан». «Если бы где-то наши прекурсоры «засветились», – заметил генерал, – то, поскольку на этом поле деятельности работают правоохранительные органы и спецслужбы многих стран, это, конечно же, немедленно стало бы достоянием мировой общественности». Еще он сообщил, что «сегодня известно о поставках ангидрида уксусной кислоты в Афганистан из Германии и из Китая, причем это легитимные поставки». Россия же, подчеркнул Харичкин, официально с 1997 года прекратила снабжать Афганистан названной кислотой: «За рубеж поставок этого вещества нет вообще. На сегодняшний день наша страна производит его ровно столько, сколько необходимо для нужд отечественного народного хозяйства. Обеспечивает эти потребности один завод».

Между тем ангидрид уксусной кислоты – это только один вид прекурсора для производства «афганского зелья № 1». Помимо него для изготовления, скажем, 1 кг героина требуется «коктейль» из 12 кг ацетона и 0,4 кг соляной кислоты┘ Судя по объемам идущей из Афганистана наркопродукции, поставляются туда эти три «составляющих» в гигантских объемах. Причем, по оценкам международных экспертов, за Пянджем на данный момент легального использования того же уксусного ангидрида ни в промышленности, ни в других сферах нет. Следовательно, весь препарат используется для производства героина из опия. Таким образом, речь может идти о десятках тысяч тонн упомянутых «безобидных в обычной жизни» веществ, которые направляются в Афганистан как заведомые прекурсоры (согласно прогнозам, в 2007 году в Афганистане будет получено 8,1 тыс. тонн опия).

В свою очередь, замначальника Управления по контролю за легальным оборотом наркотиков Оперативно-разыскного департамента ФСКН генерал-майор полиции Михаил Фонарев признал, что «прекурсы» утекают из легального оборота, и мы делаем все возможное, чтобы пресекать эти попытки». Генерал привел следующий «свежий пример». Оперработники центрального аппарата ВСКН совместно с коллегами из Иркутской и Волгоградской областей перекрыли на территории Брянской области (заметим, какой широкий разброс регионов!) канал вывоза из России в Европу бензилметилкетона (или БМК). Последний используется там в качестве сырья для изготовления в подпольных лабораториях небезызвестного «молодежного» наркотика экстези.

И это – не первый подобный случай...

┘И МАРГАНЦОВКА – НАРКОТИК?!

Что осложняет борьбу с производством синтетических наркотиков, с их подпольным производством? Оказывается, многие из химических веществ, с помощью которых изготавливается зелье, не попали в международный список контролируемых. «Взять, к примеру, триметилфентанил (на сленге молодых его потребителей «белый китаец», «крокодил», «триэмэф». – «НВО»), или этанетазет, – пояснил Олег Харичкин. – Эти чисто синтетические наркотики по своей активности каждый в тысячи раз активнее героина. После одномоментного употребления может наступить состояние комы, смерть. Привыкание – моментальное┘ И эти вещества не контролируются». Генерал-полковник отметил, что ФСКН сегодня серьезно думает о том, как сделать «все эти этанетазеты и прочие подконтрольными». Это одно.

С другой стороны, тема контроля за «обычными» химическими веществами, с помощью которых могут изготавливаться наркотические средства, по словам Олега Харичкина, «весьма деликатная: ведь и врачи очень активно применяют различные медикаментозные наркосодержащие препараты и сильнодействующие психотропные вещества».

Вот, допустим, бронхолитин – очень распространенное лекарство-сироп для астматиков. Еще недавно он продавался в аптеках свободно, а теперь будет отпускаться исключительно по рецепту. Почему? Говорит Михаил Фонарев: «Бронхолитин, этот вроде абсолютно безобидный препарат, не так давно заступил на место солутана. А солутан настолько активно использовался в незаконном обороте, что, проанализировав всю ситуацию с ним и собрав всю документацию, мы пришли к абсолютному выводу о том, что более 80% поставляемого в Москву солутана уходило на «черный рынок» – для производства метамфитамина, а теперь перметина, как его называют. Когда эти каналы перекрыли, наркодельцы, а народ они изобретательный, ушлый, скоро нашли ему замену – бронхолитин┘»

Кстати, как отметили и Михаил Фонарев, и Олег Харичкин, «во всех цивилизованных странах практически все лекарственные препараты продаются только по рецепту – без него и аспирин нигде невозможно купить»┘

А тот же ацетон, который сплошь и рядом используется в быту. А тот же уксусный ангидрид, который используется в 140 отраслях народного хозяйства: мыло, духи, одеколон, спрей, кожевенное дело┘ А та же марганцовка (по научному – перманганат калия). Сегодня ее можно купить в любой аптеке, но в то же время она используется при изготовлении метамфитамина – достаточно серьезного наркотика, от которого люди в течение 3–6 месяцев «просто падают в ящик» (выражение генерала Харичкина).

Что же надо делать? Объявить авиакеросин, ацетон или марганцовку веществами, контролируемыми на всех уровнях потребления? Купил пузырек или бутылку – отвечай перед законом? Впрочем, та же марганцовка уже находится под международным контролем в соответствии с Конвенцией ООН 1988 года «О борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ». Россия эту конвенцию ратифицировала.

В общем, «тонкостей» хватает. Плюс немало пробелов в законодательной базе. Как не преминул заметить Олег Харичкин, «она у нас достаточно сложная и достаточно противоречивая».

ДОБРОВОЛЬНОЕ УВЕДОМЛЕНИЕ

В этих условиях ФСКН пошла по пути сотрудничества с компаниями, которые выпускают подобного рода продукцию многотоннажными партиями. В 2005 году Служба подписала совместное соглашение с Роспромом и Союзом химиков о добровольном мониторинге химических веществ, отпускаемых фирмам-потребителям.

Была предложена очень простая схема. Перед заключением сделки купли-продажи компания-производитель должна уведомлять органы наркоконтроля о том, кому она намерена продать свою продукцию. В свою очередь, ФСКН взяла на себя обязательство в течение двух суток с момента поступления уведомления проверить законность будущей сделки. Столь кратчайший срок был определен, чтобы не подорвать желание обеих сторон осуществить куплю-продажу (если такая сделка будет признана законной). Быстрый ответ должен быть дан и в том случае, если поставить продукцию планируется за рубеж. Форма ответа примерно такая: да, фирма-покупатель «Икс» реально существует, использует в производственном цикле такие-то химические вещества┘ Или продавец ставится перед фактом о неблагонадежности партнера, его замешанности в криминальных делах.

Сегодня, как отмечают в ФСКН, данная форма сотрудничества приносит позитивные плоды. По словам Олега Харичкина, в настоящее время в подобном добровольном мониторинге участвует около 100 крупнейших химических предприятий страны. Речь, понятно, идет только о крупных производителях химпродукции. Причем, по словам начальника службы по контролю за легальным оборотом наркотиков Московского управления ФСКН подполковника полиции Ивана Елисаветченко, «польза от этого была моментальная!».

«Руководители одной фирмы, – рассказывает Иван Елисаветченко, – сообщили нам, что некие люди приходили в их офис с документами как юридические лица. Однако, узнав о том, что фирма проводит проверку через ФСКН, моментально исчезали. Это говорит о том, что не только законопослушные предприниматели к ним приходили. Это уже польза, это профилактика».

В то же время, по информации генерал-майора Фонарева, «только в прошлом году нами изъято в РФ более 22 тонн наркотических средств, выявлено более 212 тысяч правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков». Одновременно вместе с МВД и ФСБ было выявлено более 3 тыс. мест незаконного наркопроизводства, и буквально во всех этих случаях там изымали химические вещества, необходимые для производства зелья.

По словам Михаила Фонарева, международная конвенция 1988 года предписывает контроль за 23 видами прекурсоров. Семь из них изготавливается в РФ в крупнотоннажных объемах. Производственные мощности более 150 отечественных крупнотоннажных предприятий, осуществляющих производство прекурсоров, составляют примерно 13–15 млн. тонн при реальной выработке продукции 11 млн. тонн. В то же время генерал-майор весьма затруднился с ответом на вопрос, какое количество веществ из этого вырабатываемого объема становится прекурсорами. Сказал лишь, что «факты случаются, и очень многие факты нами были предотвращены».

Михаил Фонарев подчеркнул, что «в настоящее время идет работа с лучшими экспертами в области химии заинтересованных министерств по определению степеней ответственности и контроля за теми или иными химическими веществами, которые мы будем контролировать в РФ». Одновременно готовятся проекты по унификации отечественного законодательства в области контроля за наркотиками в соответствии с международными нормами.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Правящая коалиция в Польше укрепила позиции в крупных городах

Правящая коалиция в Польше укрепила позиции в крупных городах

Валерий Мастеров

Премьер заочно поспорил с президентом о размещении в стране ядерного оружия

0
1024
Асад не теряет надежды на сближение с Западом

Асад не теряет надежды на сближение с Западом

Игорь Субботин

Дамаск сообщил о сохранении переговорного канала с Вашингтоном

0
1247
ЕС нацелился на "теневой флот" России

ЕС нацелился на "теневой флот" России

Геннадий Петров

В Евросоюзе решили помогать Украине без оглядки на Венгрию

0
1575
Инвестиционные квартиры нужно покупать не в столице, а в Таганроге

Инвестиционные квартиры нужно покупать не в столице, а в Таганроге

Михаил Сергеев

Реальные шансы на возврат денег от приобретения новостроек снижаются

0
1133

Другие новости