0
895
Газета Спецслужбы Интернет-версия

05.10.2007 00:00:00

Возникла реальная угроза космическим стартам...

Тэги: байконур, учения, терроризм


Бойцы Центра специального назначения (ЦСН) ФСБ России с момента его создания нередко удивляли своим умением «верно сделать дело» в, казалось бы, немыслимых ситуациях, найти выход из безвыходного положения. Достаточно вспомнить операцию по вызволению из лап экстремистов заложников, захваченных в октябре 2002 года на Дубровке в Москве во время показа мюзикла «Норд-Ост» (в том, что случилось с людьми потом, когда им столь же оперативно не смогли оказать медпомощь, вины их освободителей нет). Но то, что довелось увидеть офицерам правоохранительных и силовых структур стран СНГ, а также приглашенным на антитеррористические учения лицам 27 сентября на Кислородно-азотном заводе (КАЗ) в районе Байконура, превзошло многие ожидания. Даже при том, что сотрудники спецназа «Вымпел» действовали при очевидных условностях, наблюдатели невольно зааплодировали, дабы выразить свое восхищение. Подобного не замечалось ни на одном из предыдущих подобных мероприятий, которые проводятся с 2002 года – со времени создания Антитеррористического центра (АТЦ) Содружества. Нынешнее, «Байконур-Антитеррор-2007», было шестым по счету.

АТАКА С НЕБА

Перед «вымпелами» (так именуют их спецы-коллеги из других ведомств и в народе) стояла поистине непростая задача. Чтобы не быть замеченными «террористами», они должны были прыгнуть с парашютами с полутора-двухкилометровой высоты с самолета Ан-26 и... Нет, сказать здесь «приземлиться» было бы неточно. Потому что площадкой приземления являлась крыша того самого КАЗа, под которой на одном из семи этажей «бандиты» удерживали «заложников» (в роли последних выступали рабочие предприятия).

Возможно, при ясной солнечной и штилевой погоде данная «десантная операция» и не представляла бы для спецназовцев особой трудности. Но, как назло, в самый неподходящий момент закапризничала природа – дул довольно ощутимый, с порывами холодный ветер. И это уже оказалось никакой не условностью, а подлинной реальностью. Крыша здания тоже была отнюдь не «условной»: она хоть и плоская, но изобиловала различного рода «надстройками» – какими-то мачтами, грибками вентиляционных выходов, водостоками, чердачными лазами... Прыгали бойцы «под шумок» лопастей вертолета Ми-8, на котором учебным злоумышленникам по их требованию «подвезли» 5 млн. долларов. То есть «вертушка» заглушала гул вышедшего на цель воздушного транспортника со спецназом. В роли террористов выступали сотрудники Комитета государственной безопасности (КГБ) Белоруссии, Комитета национальной безопасности (КНБ) Казахстана и ФСБ России – трех стран СНГ, непосредственно участвовавших в учениях.

От борта Ан-26 отделилось с десятка два черных фигурок, причем – в визуальном восприятии – довольно далеко от захваченного объекта. Вскоре они повисли на стропах парашютов (управляемых, как объяснил комментатор происходящего) и «взяли курс» на КАЗ. «Шли» уступом, лесенкой. По-над точкой приземления как бы зависали. Иной раз скорость их спуска вдруг столь увеличивалась, что это вызывало невольный «ох» волнения у зрителей – казалось, человек вот-вот во что-нибудь врежется или просто пролетит над зданием. Но в следующий момент все уже видели, как ноги очередного парашютиста плавно касались поверхности крыши.

Аплодисменты раздались в тот момент, когда последний «вымпеловец» успешно «заглушил» купол на КАЗе. Порывистый ветер продолжал дуть... «Террористы», наблюдавшие из окон за подступами к объекту, спецназовского десанта не заметили... Это, конечно, уже есть условность, но игра есть игра, без заданности не бывает на учениях любого рода.

А дальше все пошло уже как по накатанной колее. Как говорится, такое мы уже видели не на одних маневрах. Бойцы закрепили на крыше, опустили вдоль стен канаты и по ним заскользили к этажу, где засели «террористы». Зазвучал обратный отсчет времени: «...пять, четыре, три, два, один. Штурм, штурм, штурм!..» Черные фигуры, разбивая спецсредствами стекла, влетали уже в проемы окон. Внутри все закончилось, как и полагается, в считаные секунды. Несколько условных бандитов было «убито», сами же «вымпела» потерь не понесли. Не пострадали и «заложники».

СОМНЕНЬЯ ВСЕ ЖЕ БЫЛИ...

Это было заключительным этапом учений «Байконур-Антитеррор-2007». Такая учебная операция по нейтрализации условных террористов и «отбиванию» у них заложников за годы существования АТЦ была проведена впервые. Организация же ее легла главным образом на плечи Национального антитеррористического комитета (НАК) России и ЦСН ФСБ РФ.

Уникальность же учений заключалась в их беспрецедентной приближенности к реальной боевой обстановке. Ведь «террористы» и спецназ действовали не на каком-то законсервированном объекте: КАЗ – работающее промышленное предприятие, очень важное и экологически опасное – кислородо-азот отсюда поступает для обеспечения запусков космических аппаратов. Между прочим завод находится в определенной близости от старта пилотируемых кораблей. Кроме того, Байконур находится, по крайней мере, за тысячу километров от российской границы и в 2,5 тыс. километров от Москвы. Огромная площадь арендована у Казахстана до 2050 года и, по сути, является субъектом РФ за рубежом.

Поэтому, например, глава НАКа и директор ФСБ РФ Николай Патрушев, подводя итоги учений, обратил главное внимание на то, что они позволили впервые отработать «весь комплекс мероприятий по пресечению совершения угрозы террористических актов в отношении российских объектов, находящихся на территории другой страны». В этой связи директор ФСБ также отметил, что особый статус комплекса Байконур (а это и 70-тысячный одноименный город, и стартовые площадки, и промышленное производство), за безопасность которого отвечают правоохранительные органы России, «обуславливают необходимость организации и поддержания активного взаимодействия с казахстанскими коллегами». Кстати, Патрушев сразу и поблагодарил «казахстанских партнеров, которые с пониманием отнеслись к инициативе России, поддержали ее и оказали содействие в организации и проведении учений на своей территории». Он заявил, что о результатах учений доложит высшему руководству РФ.

Еще одним важным итогом учений «Байконур-Антитеррор-2007» Патрушев определил слаженность механизма взаимодействия спецслужб государств СНГ, «в том числе в деле переброски значительных сил и средств на большие расстояния и готовность решать задачи в нестандартных ситуациях». Действительно, НАК и ФСБ перебросили в Казахстан не только большое количество личного состава ЦСН, но и немалое число единиц спецсредств и техники, включая, например, БТРы и вертолет.

В свою очередь, председатель КНБ Казахстана генерал-лейтенант Амангельды Шабдарбаев, также выразив удовлетворение итогами прошедших мероприятий, сообщил, что решение о проведении столь масштабных учений на космодроме принималось в свое время в Астане не без сомнений. Ибо «что такое Байконур, известно всем, и могут быть самые разные последствия», если что-то вдруг выйдет за рамки прописанного сценария. По словам Шабдарбаева, о предложении России было доложено президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву, который дал «добро» на проведение маневров. «Результат их показывает, что решение о том, чтобы учения состоялись, было правильное», – сказал глава КНБ.

Заинтересованность Казахстана в организации должной безопасности на российском Байконуре подтверждает тот факт, что на заключительный этап учений приехал премьер-министр республики Карим Масимов. Он посчитал своим долгом лично поздравить участников с успешным проведением тренировочной спецоперации.

«ОПЕРЕЖАЮЩИЙ» ФАКТОР

Почему именно Байконур был выбран в этом году в качестве объекта для отработки техники антитеррористической борьбы? Неужто террористы занесли космодром в свой «черный список» целей для совершения будущих терактов?

С одной стороны, как отметил руководитель АТЦ СНГ генерал-полковник милиции Андрей Новиков, «аналитики спецслужб считают, что международные террористические организации имеют планы использовать объекты по подготовке и запуску космических аппаратов для совершения терактов». И пояснил: «Космодром Байконур – это уникальный объект космического комплекса, который необходимо защищать от любых угроз, и в первую очередь – от террористических. Несанкционированное нарушение технологической цепи либо совершение диверсий на подобных объектах чревато масштабным поражением населения, экономической инфраструктуры и экологической катастрофой. Именно поэтому в ходе учений «Байконур-Антитеррор-2007» мы отрабатываем задачи, умения и навыки по укреплению физической безопасности объектов, стратегически важных, а также представляющих повышенную техногенную и экологическую опасность».

С другой стороны, руководитель аппарата НАК – заместитель директора ФСБ генерал-полковник Владимир Булавин откровенно признался, что «сегодня пока нет сигнальной информации, свидетельствующей о стремлении террористов к захвату космодрома». «Но мы не должны исключать возможности совершения терактов на объектах космического комплекса, критически важным из которых является Байконур, и быть к этому готовы, – заметил он. – Антитеррористические учения на космодроме Байконур должны показать готовность спецслужб стран Содружества к отражению любых террористических атак и угроз на объектах космического комплекса. Мы хотим посмотреть готовность наших сил и средств к этому, а главное – отработать слаженность действий специальных служб».

Весь же комплекс мероприятий в рамках учения «Байконур-Антитеррор-2007» продолжался не одну неделю. О том, что они начались, руководитель АТЦ генерал Новиков сообщал еще 12 сентября. В те дни разворачивался первый этап тренировки: учебные диверсионно-террористические группы разными маршрутами начали движение из Белоруссии через Россию в Казахстан. Против них работали соответствующие органы трех стран. Часть «боевиков» удалось обезвредить на подходах к месту проведения теракта. Другие же, согласно сценарию, проникли-таки к Байконуру и осуществили небезуспешную террористическую операцию по захвату КАЗа┘

После того как о «захвате» завода стало известно, немедленно был создан оперативный штаб по обезвреживанию «террористов». С последними начались переговоры с одновременной подготовкой силовой атаки против них. Дальнейшее было описано в начале данного репортажа...

«Принципиально важным является то, – отметил на подведении итогов руководитель АТЦ СНГ генерал Новиков, – что, проведя комплексные антитеррористические мероприятия на таком экологически опасном и критически важном объекте, как космодром Байконур, мы перешли к практике решения задач на опережение». Все наблюдатели отмечали, что сотрудники АТЦ СНГ, КГБ Белоруссии, КНБ Казахстана, ФСБ, НАКа, Минобороны, МВД и МЧС России, а также органы власти космодрома продемонстрировали высокий уровень компетентности, организованности и взаимодействия в условиях, максимально приближенных к боевым. Всего в учениях, по данным «НВО», было задействовано более 1000 человек.

А руководитель аппарата НАКа генерал Булавин ответственно заявил, что «если будет реальная ситуация, то можно смело доложить президентам наших государств о том, что боевая задача будет решена как положено – без потерь личного состава и с сохранением жизней мирных граждан».

Байконур–Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Хакасии складываются новые политические союзы

В Хакасии складываются новые политические союзы

Дарья Гармоненко

На вакантный депутатский мандат Госдумы может претендовать "Справедливая Россия – За правду"

0
214
Литва и Rheinmetall подписали протокол о намерении по строительству завода боеприпасов

Литва и Rheinmetall подписали протокол о намерении по строительству завода боеприпасов

  

0
119
Партию любителей пива воскресят спустя 30 лет

Партию любителей пива воскресят спустя 30 лет

Дарья Гармоненко

Экзотическая политструктура в бюллетене станет аналогом графы "Против всех"

0
243
В России мобилизована многотысячная армия дропперов

В России мобилизована многотысячная армия дропперов

Анастасия Башкатова

Кибермошенники успешно получают доступ и к персональным данным, и к кэшу

0
338

Другие новости