0
3607
Газета Спецслужбы Интернет-версия

08.10.2010 00:00:00

Атомная бомба для Каракаса

Тэги: сша, шпионаж, ядерное оружие


сша, шпионаж, ядерное оружие Похоже, спецслужбы США не прочь вылепить из Уго Чавеса образ очередного "ядерного диктатора".
Фото Reuters

В середине сентября Министерство юстиции США разместило на своем официальном сайте информацию о том, что 17-го числа этого месяца агентами ФБР был задержан натурализованный американец аргентинского происхождения 75-летний физик-ядерщик Педро Маскерони (Pedro Mascheroni) и его 67-летняя жена американка Марджори Роксби Маскерони (Marjorie Roxby Mascheroni). Там же вывешен и предварительный акт обвинения, составленный на 29 листах. Им вменяется в вину шпионаж в пользу иностранного государства, намерение продать ядерные секреты Америки представителю спецслужб Венесуэлы, дача ложных показаний и многие другие нарушения федерального законодательства США.

ИСТОРИЯ НЕУДАВШИХСЯ ПРОДАВЦОВ АТОМОМ И ОБВИНЕНИЯ

Супружеская пара, проживавшая на территории американского штата Нью-Мексико в г. Лос-Аламос и много лет проработавшая в знаменитой атомной лаборатории с таким же названием, попыталась продать секретную информацию, касающуюся разработок ядерных технологий США агенту ФБР, выдававшему себя за представителя спецслужб Венесуэлы.

Маскерони, имеющий степень доктора физических наук, которую он получил в Калифорнийском университете в Беркли (The University of California, Berkeley), работал в двух отделах в лаборатории Лос-Аламоса с 1979 по 1988 год. До 1987 года ученый был сотрудником исследовательской группы X-I отдела X, занимающегося вопросами экспертизы ядерных проектов. Однако после того, как он выступил с критикой ядерной программы Белого дома, его перевели в отдел N этой лаборатории, который отвечает за технологии и проектирование ядерного оружия. А в марте 1988 года Маскерони был совсем уволен из LANL.

Его жена трудилась в этой же лаборатории с 1981 по 2010 год в качестве составителя и редактора технических инструкций. В течение всего этого времени супруги имели доступ к информации самого различного уровня секретности и были достаточно подробно осведомлены о многих проектах военного и гражданского назначения, реализуемых Лос-Аламосской лабораторией, включая сведения по проектированию, производству и использованию ядерного оружия, а также по технологиям изготовления специальных ядерных материалов и их применению в энергетической сфере.

В поле зрения контрразведки Маскерони попал, когда он начал искать контакты в венесуэльском посольстве. Следователи полагают, что ученый решил наладить связи со спецслужбами Каракаса, после того как в США были отклонены его теории о производстве ядерной энергии посредством водородно-фторидного лазера.

На связь с ученым агент ФБР вышел по телефону. В соответствии с предварительным обвинением, в котором подробно описаны все действия Маскерони и его встречи и контакты, касающиеся намерений продать атомные секреты, в марте 2008 года ученый имел несколько бесед с агентом ФБР, представившегося ему сотрудником венесуэльского правительства и назвавшим себя Луисом Хименесом, и встречу в одном из отелей американского города Санта Фэ.

В ходе встречи Маскерони рассказал фэбээровцу Хименесу о том, что он может помочь Венесуэле в течение 10 лет создать ядерную бомбу. С этой целью он составил специальную программу. По предложению Маскерони Венесуэла могла бы построить секретный подземный реактор для получения плутония и завод для его обогащения, а также создать наземный атомный реактор для получения электроэнергии. По его программе Каракас мог бы стать обладателем 40 баллистических ракет с ядерными боеголовками уже к 2020 году.

За свои услуги физик запросил почти 800 тыс. долл. и выразил желание получить венесуэльское гражданство, чтобы переселиться из США, поскольку опасался раскрытия и преследований со стороны американских спецслужб. Он также выразил свои симпатии президенту Уго Чавесу, которого назвал хорошим политиком.

В дальнейшем ученый и его «венесуэльский» контрагент общались по телефону и электронной почте. Для этой цели Маскерони завел себе специальный адрес, по которому он фигурировал как «Люк». Информация и деньги передавались через тайник, в качестве которого использовался почтовый ящик.

В июле 2008 года «соратник» Маскерони отправил ему перечень с 12 вопросами, которые якобы исходили от венесуэльских ученых и военных. А в ноябре физик заложил в тайник компакт-диск, на котором в закодированной форме была записана составленная им программа создания Венесуэлой ядерного оружия. В этом документе, который редактировала жена Маскерони, на 132 страницах содержались закрытые сведения о ядерном оружии США. Американский ядерщик объявил Хименесу, что эта информация, за которую он запросил только 800 тыс., стоит многие миллионы долларов.

В июне 2009-го он получил от агента ФБР новый перечень вопросов, на этот раз якобы уже от правительственных чиновников Венесуэлы, и свое первое вознаграждение за услуги в размере 20 тыс. долл.

В июле 2009 года Маскерони переправил ему ответы на поставленные вопросы, которые заняли 39 страниц, содержали закрытые сведения о ядерном оружии США и тоже были отредактированы его женой. В предисловии к своему посланию доктор написал, что его информация является секретной и составлена на основании сведений об испытаниях ядерного оружия, к которым он имел доступ во время работы в LANL. Ученый также подчеркнул, что если его отношения с Венесуэлой «не будут работать», то он будет утверждать, что этот документ составлен на основе открытых источников, которые можно найти в Интернете.

В середине августа 2009 года Маскерони и его жена встретились с Хименесом в отеле Hyatt Regency, расположенном в одном из курортных местечек штата Нью-Мексико. Ученый спецагент продолжил обсуждение будущей ядерной программы Венесуэлы. «Агент» Каракаса задал ему ряд вопросов, в том числе касающихся биографических данных доктора и его супруги, чтобы они, перед встречей с официальными лицами Венесуэлы, смогли пройти необходимую проверку, установленную законодательством «его» страны.

Контрразведчики США вели следствие по этому делу около года. В октябре 2009 года сотрудники ФБР изъяли компьютеры, документы, фотографии, книги и сотовые телефоны из дома супругов Маскерони в Лос-Аламосе. У них было найдено большое количество документов Лос-Аламосской лаборатории под грифом «Секретно». Арестованные были доставлены в отдел ФБР суд в г. Альбукерке, где Педро Маскерони был взят под стражу, а его жена освобождена с рядом ограничений на передвижение по территории США и за пределы страны.

Задержанным предъявлены обвинения по 22 пунктам нарушения федерального законодательства США. Жена ученого обвиняется по семи пунктам, включая дачу ложных показаний. Сам ученый категорически отрицает инкриминируемые ему преступления. Он заявил следствию, что контрразведчики ФБР ошибочно приняли его за шпиона.

«Действия, о которых идет речь в обвинительном заключении, весьма серьезны и должны послужить предупреждением любому, кто рассматривает возможность выдачи ядерных секретов нашей страны во имя наживы», – заявил помощник генерального прокурора США Дэвид Крис.

КАРАКАС ТОЖЕ РЕШИЛ ОТПРАВИТЬСЯ В ЯДЕРНЫЙ КЛУБ

По поводу этого инцидента президент Венесуэлы Уго Чавес в конце сентября пообщался с прессой. Как сообщают зарубежные СМИ, 27 сентября он объявил журналистам, что правительство Каракаса начало проведение мероприятий по запуску программы создания атомной энергетики. По словам президента, в настоящее время в соответствующих органах власти страны и в научных кругах Венесуэлы идет активное обсуждение всех аспектов использования ядерной энергии в мирных целях. Чавес объявил, что национальный проект «по работе с мирным атомом», первоначальные исследования по которому уже начали реализовываться, запущен. И добавил, что ни США, ни их союзники в Европе и на других континентах мира «не смогут остановить» мирные атомные начинания его страны.

Несколько ранее президент Чавес уже делал заявления о возможности запуска ядерной программы у себя в стране, но не называл сроков начала проведения исследований. В апреле этого года он заявил, что свою первую АЭС Венесуэла может построить при участии России. А в сентябре объявил, что российский премьер-министр Владимир Путин два года тому назад пообещал помочь Венесуэле с ее ядерной программой. В своих выступлениях Уго Чавес много раз приводил в пример Бразилию и Аргентину, которые успешно развивают гражданскую ядерную энергетику и не намерены создавать атомную бомбу, на что Вашингтон и его сторонники реагируют вполне лояльно.

Каракас является одним из самых близким союзников Тегерана. Как известно глава Венесуэлы неоднократно весьма активно выступал против намерений Белого дома и его приверженцев любыми мерами остановить ядерные амбиции Тегерана. Он утверждал, что все разработки Ирана имеют исключительно мирный характер и ни в коей мере не направлены на создание ядерного оружия. Его стране, как подчеркнул президент, тоже не нужна атомная бомба.

Свои заявления Чавес сделал на пресс-конференции в Каракасе, где он комментировал инцидент с задержанием супругов Маскерони. «Они задержали ученых, кажется, аргентинцев, но я даже не успел опровергнуть нашу причастность к этому делу, так как уже выступил представитель их правительства и сообщил, что никаких свидетельств причастности Венесуэлы они не нашли», – подчеркнул президент Чавес, отметив, что произошедший инцидент свидетельствует о намерении Соединенных Штатов бездоказательно обвинить «Венесуэлу в создании ядерной бомбы», имея в виду, что Вашингтон может начать против Каракаса такие же репрессии, как и против Тегерана.

И действительно, после задержания бывших сотрудников Лос-Аламосской лаборатории Министерство юстиции США официально заявило, что следственной группе так и не удалось установить факты реальных контактов правительства Венесуэлы с потенциальными торговцами ядерными секретами Америки.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
1015
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1655
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1492
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2808

Другие новости