0
4124
Газета Спецслужбы Интернет-версия

10.12.2010 00:00:00

Бюджет разведсообщества США значительно вырос

Тэги: сша, бюджет, расходы


сша, бюджет, расходы Директор ЦРУ Леон Панетта вынужден всё чаще отбивать атаки конгрессменов на своё ведомство.
Фото Reuters

В 2010 финансовом году расходы американских спецслужб составили 80,1 млрд. долл. В эту сумму вошли ассигнования, выделенные американским Конгрессом разведывательным структурам, находящимся в подчинении директора национальной разведки, в объеме 53,1 млрд. долл. и 27 млрд. долл., которые получили спецведомства Пентагона. Такие признания сделали директор национальной разведки генерал Джеймс Клэппер (James Clapper), начальник разведывательного управления МО США генерал-лейтенант Рональд Берджес (Ronald Burgess) и председатель сенатского комитета по разведке Диана Файнштейн (Dianne Feinstein).

ВЫНУЖДЕННЫЕ ОТКРОВЕНИЯ

Руководство разведывательного сообщества США сделало достоянием гласности расходуемые им средства на основании закона, по которому ему были выделены ассигнования на прошедший 2010 финансовый год. Директор национальной разведки и начальники спецслужб Пентагона в своих немногословных заявлениях объявили, что по соображениям национальной безопасности США ни о каких деталях структуры своих расходов они не могут в полном объеме оповестить американскую общественность.

За последние 12 лет раскрытие бюджета спецслужб произошло в первый раз. Правда, в прошлом году тогдашний директор национальной разведки США Дэннис Блэр (Dennis Blair) в беседе с журналистами обмолвился о том, что годовой бюджет американской разведки составил 75 млрд. долл.

Подобная информация становится достоянием общественности крайне редко. Например, в 1994 году бюджет разведки был случайно опубликован в числе прочих документов Конгресса, касающихся целого спектра вопросов национальной безопасности страны. Тогда прозвучала цифра в 26 млрд. долл., включая 10 млрд., отпущенных разведывательным подразделениям Пентагона.

Бюджет разведывательного сообщества Америки в течение многих лет был закрыт от американской общественности и находился под грифом «секретно». Только в 2007 году Белый дом в соответствии с новыми юридическими нормами начал сообщать гражданам Америки о своих спецрасходах, правда только в той части, которая не касалась тайных операций спецслужб.

В июле этого года директор национальной разведки генерал Джеймс Клэппер, выступая перед сенаторами, заявил, что ему удалось убедить министра обороны Роберта Гейтса в необходимости информирования общественности США о расходах его ведомства на реализацию программы военной разведки (Military Intelligence Program). «Я полагаю, что американский народ должен иметь полное представления о тех средствах, которые мы ежегодно вкладываем в разведку», – сказал директор.

Стивен Афтергуд, сотрудник Федерации ученых Америки (American Federation of Scientists), занимающийся проблемами разведывательного сообщества США, отметил, что раскрытие финансовых секретов спецслужб является крайне полезным начинанием. «Это поможет сделать бюджет разведки обычным элементом федеральных расходов и позволит официальным лицам открыто и честно говорить об объемах финансирования деятельности спецслужб», – заявил ученый.

ПРОГРАММЫ АМЕРИКАНСКИХ РАЗВЕДЧИКОВ

В конце 90-х годов разведывательное сообщество США провело радикальную реформу системы управления выделяемыми ему ассигнованиями из федерального бюджета. В период с 1994 по 1999 год заместитель министра обороны и директор национальной разведки пришли к соглашению о необходимости изменения структуры бюджета спецслужб в соответствии с модернизацией разведывательного сообщества США, которая произошла после окончания холодной войны.

В 1994/95 финансовом году комитет палаты представителей по вооруженным силам обязал МО разработать структуру статей финансирования военной разведки. Он потребовал составления специального доклада, который должен был определять разведывательные программы и виды деятельности, реализуемые в их рамках.

В связи с этим был проведен специальный анализ деятельности военных спецслужб, и в середине 1994 года министр обороны во взаимодействии с директором национальной разведки утвердил создание самостоятельной Объединенной программы военной разведки (Joint Military Intelligence Program – JMIP)

В соответствии с этими нововведениями ассигнования на проведение операций разведывательного сообщества Америки стали выделяться по трем направлениям:

– программа национальной разведки;

– объединенная программа военной разведки;

– тактическая разведка и контрразведка видов ВС и сбор дополнительных данных (Tactical Intelligence and Related Activities – TIARA);

Программа национальной разведки (National Intelligence Program – NIP), ранее называвшаяся Национальная программа внешней разведки (National Foreign Intelligence Program – NFIP), была учреждена приказом президента США в 1976 году и отредактирована в 1978 и 1981 годах. В 1992 году она была оформлена в виде федерального закона. В соответствии с этой юридической нормой ответственность за формирование бюджета спецслужб США возложена на директора национальной разведки. Эта программа обеспечивает согласованное проведение всех мероприятий спецведомств Белого дома по обеспечению политиков необходимыми данными.

Программа национальной разведки включает программы, проекты и мероприятия разведывательного сообщества США по сбору сведений, необходимых для обеспечения национальной безопасности Америки. Она разрабатывается аппаратами директора национальной разведки, директора ЦРУ, а также соответствующими структурами администрации президента и подразделениями федеральных министерств и ведомств, в функции которых входит решение различных задач по защите благосостояния американских граждан. В эту программу не входит та часть ассигнований, которая выделяется Конгрессом США на реализацию объединенной программы военной разведки и программы тактической разведки и контрразведки.

В NIP входят все программы разведки, контрразведки и наблюдения на государственном уровне за деятельностью зарубежных стран, реализуемые Управлением директора национальной разведки, ЦРУ, МО, а также гражданскими ведомствами, в составе которых действуют соответствующие спецслужбы.

В программу национальной разведки включен целый ряд программ, реализуемых ведомствами, формально не входящими в структуры, непосредственно обеспечивающие военную безопасность Америки.

Сюда входят разведывательные программы ЦРУ (Central Intelligence Agency Program – CIAP), бюро разведки и исследований Государственного департамента США (Department of State, Bureau of Intelligence and Research (INR) Program), ФБР (Department of Justice, FBI Foreign Counterintelligence Program – FBI FCIP), министерств торговли (Department of Treasury, Office of Intelligence Support Program) и энергетики (Department of Energy, Foreign Intelligence Program), обеспечения выхода на пенсию и реабилитации сотрудников ЦРУ (Central Intelligence Agency Retirement and Disability System – CIARDS), а также программа обеспечения открытости деятельности разведывательного сообщества (Community Management Account – CMA).

Объединенная программа военной разведки была выделена из программы национальной разведки с целью обеспечения повышения эффективности управления деятельностью военных спецслужб и повышения согласованности действий соответствующих подразделений специальных служб в рамках национального разведывательного сообщества и МО.

В рамках данной программы реализуется более структурированный подход к управлению деятельностью спецслужб Пентагона. В ней консолидируются все мероприятия по проведению разведывательных операций и обеспечению руководства Минобороны и объединенных командований всеми необходимыми данными для принятия обоснованных решений.

Первоначально в JMIP входили четыре программы:

– криптологическая программа МО (Defense Cryptologic Program – DCP), которой руководил директор Агентства национальной безопасности (NSA);

– программа сбора видеоданных Defense Imagery Program (DIP), которая в настоящее время реализуется агентством геопространственной разведки;

– программа обработки цифровых данных (Defense Imagery Program – DIP);

– программа геодезии и картографии (Defense Mapping, Charting, and Geodesy Program – DMC&GP)

Несколько позднее в нее был включен еще целый ряд программ, обеспечивающих проведение дополнительных мероприятий, направленных на координацию деятельности спецподразделений в рамках реализации программ тактической, технологической, военно-воздушной, космической и антинаркотической разведки.

В настоящее время данная программа имеет довольно разветвленную структуру. Она включает общую программу военной разведки (General Defense Intelligence Program – GDIP), объединенную криптологическую программу (Consolidated Cryptologic Program – CCP), программу военной контрразведки (DoD Foreign Counterintelligence Program – FCIP), программу Агентства геопространственной разведки (National Geospatial-Intelligence Agency Program – NGAP), программу космического наблюдения (National Reconnaissance Program – NRP), а также специальную программу ВМС (Special Activities, Navy Program – SpN).

Через десять лет после открытия JMIP Пентагон учредил программу тактической разведки и контрразведки и сбора дополнительных данных, в рамках которой проводятся все мероприятия по разведке вероятного противника в интересах обеспечения повседневной деятельности оперативных командований ВС США. Помимо этой задачи данной программой предусматривается профессиональная подготовка кадров разведки, создание резервных контингентов специалистов спецслужб МО, а также проведение исследований и разработок по созданию систем и средств разведки и совершенствованию ее организационной структуры.

Создание этой программы было обусловлено необходимостью выделения в специальный блок той части военного бюджета МО, которая предназначалась для обеспечения разведывательной деятельности в интересах оперативных подразделений и не вошла в Программу национальной разведки. По программе TIARA финансируются разведывательные подразделения Пентагона, обеспечивающие проведение тактических операций объединенными и специальными командованиями в Ираке, Афганистане и в других горячих точках планеты, а также несение ими повседневной службы по обеспечению безопасности США.

В Пентагоне не существует единого руководства программой TIARA. Каждый вид ВС имеет свои структуры для управления проводимых в ее рамках мероприятий. Поэтому в отличие от NIP и JMIP эта программа не имеет централизованного управления, что позволяет видам ВС решать свои задачи самостоятельно в соответствии с текущими потребностями и в определенном смысле независимо друг от друга.

Заместитель министра обороны по разведке контролирует, осуществляет постоянный надзор и координирует деятельность подразделений, проводящих тактическую разведку, контрразведку и связанные с их деятельностью мероприятия по сбору и обработке данных и передаче их командирам тактических звеньев управления ВС США.

Следует отметить, что относящиеся к разведке программы, реализуемые Управлением перспективных исследований МО США, ДАРПА (Defеnce Advanced Research Projects Agency), тоже включены в эту программу, которое осуществляет разработку систем и средств, необходимых подразделениям тактической разведки. Разведывательные структуры Командования сил специальных операций Special Operations Command (SOCOM) получают финансовые средства по программе TIARA, а не из программы JMIP.

ОЦЕНКА КОНКРЕТНЫХ РАСХОДОВ АМЕРИКАНСКИХ СПЕЦСЛУЖБ

По оценкам экспертов, из 80,1 млрд. долл., израсходованных спецподразделениями в прошлом финансовом году, на программу национальной разведки пришлось 53,1 млрд. А Пентагон по объединенной программе военной разведки истратил 27 млрд. долл.

В рамках NIP, как подсчитали эксперты, бюджет ЦРУ в 2010 финансовом году составил 10 млрд. долл., ФБР истратило 3 млрд., Министерство внутренней безопасности, Государственный департамент и Министерство торговли – по 100 млн., Министерство энергетики – 200 млн., Агентство национальной безопасности и Национальное управление военно-космической разведки – по 15 млрд., на долю Национального агентства геопространственной разведки и разведывательного управления МО пришлось по 2 млрд., а на реализацию программы борьбы с наркотиками федеральное правительство потратило 6 млрд. долларов.

По программе MIP армия США израсходовала 10 млрд. долл., ВМС – 5, а ВВС – 10 млрд. По другим статьям этой программы было потрачено, как полагают эксперты GlobalSecurity.org, 2 млрд. долл.

По заявлениям некоторых официальных лиц разведки, сегодня в составе спецслужб Америки трудится около 200 тыс. специалистов. Председатель комитета Сената США по разведке Диана Файнштейн сообщила прессе, что с 2001 года, после атаки «Аль-Каиды» на Америку 11 сентября, «бюджет разведки удвоился», поскольку значительно возросли затраты на «кадры, объекты и оперативные нужды». Как отметила председатель, «общие расходы на разведку за последнее десятилетие выросли до неприемлемого уровня».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Ольга Соловьева

Более 50% россиян ждут повышения качества жизни через несколько лет

0
563
Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Стилистика традиционного обращения КПРФ к президенту в этом году ужесточилась

0
575
Доллар стал средством политического шантажа

Доллар стал средством политического шантажа

Анастасия Башкатова

Китайским банкам пригрозили финансовой изоляцией за сотрудничество с Москвой

0
766
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
550

Другие новости