0
1844
Газета Интернет-версия

25.11.2008 00:00:00

Меньше, да лучше

Сергей Груздев

Об авторе: Сергей Груздев - директор проекта "Предпринимательство" фонда "Общественное мнение".

Тэги: бизнес, кризис


бизнес, кризис Большинство предпринимателей воспринимают ситуацию спокойно.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)

В октябре 2008 года фонд «Общественное мнение» провел 15 групповых дискуссий с мелкими и средними предпринимателями. Тема – влияние мирового финансового кризиса на российский малый бизнес. Прошедшее в Москве, Самаре, Перми и Новосибирске исследование не позволяет сделать выводов сколько-нибудь значимых отличий в мнениях предпринимателей из различных регионов России и о большем или меньшем влиянии кризиса на малый бизнес в том или ином регионе.

Проблемы и сферы их проявления

В целом опрошенных предпринимателей экономический кризис пока затронул сравнительно слабо. Основными проявлениями кризиса в своем бизнесе малые предприниматели считают: некоторое увеличение дебиторской задолженности, которое вызвано задержками платежей со стороны контрагентов («уже несколько заказчиков прислали извещения о том, что не отказываются, однако приостанавливают платежи»); затруднения в получении кредита («в банке денег не дают, банкоматы карточек не принимают», «мы хотели кредитоваться под определенные цели – у нас все было собрано, и нам не сказали ни да, ни нет, просто сказали, что ждем до декабря»); некоторое сокращение покупательной способности клиентов вследствие неопределенности дальнейших перспектив развития кризиса («непонятно, что будет, – это не паника, это на грани, это состояние ожидания чего-то»).

Это те основные проблемы, с которыми предприниматели уже столкнулись. При этом необходимо отметить, что чаще других с проявлениями кризиса сталкиваются предприниматели, занятые в сфере услуг компаниям. Торговля и сфера услуг физическим лицам пока практически не затронуты кризисом.

Перспективы, сроки

Говоря о перспективах развития кризиса, предприниматели практически единогласно утверждают, что его влияние на их бизнес начнет всерьез ощущаться после Нового года. Такое единодушие связано с ожиданием, что к этому времени период нынешней неопределенности закончится и станет понятно, насколько сильно кризис заденет простое население («скоро Новый год, потом китайский Новый год – весь кризис будет зимой, а сейчас на самом деле у нас рушится банковский рынок»).

Самое основное проявление кризиса, которое прогнозируют предприниматели, – это ощутимое снижение покупательной способности населения («самая большая угроза в уменьшении покупательной способности») и компаний-клиентов. Более оптимистичными, как и следовало опять-таки ожидать, оказались предприниматели, занятые в торговле. С их точки зрения, даже достаточно серьезный спад покупательной способности населения отразится не на объеме, а в худшем случае на ассортименте потребления («как продавали, так и будем продавать, у меня же малый бизнес», «ну не будет больших, серьезных затрат – неважно, проживем без этого; но потреблять основные вещи все равно мы будем – это продукты питания, одежда, бензин, медуслуги»).

Стратегии, возможности

Что касается стратегий в кризисный период, предприниматели в первую очередь говорят: о сокращении штатов («сейчас мы просчитываем вариант середины 90-х, что сейчас мы девочек увольняем и начинаем работать в том же режиме»); об отказе от планов расширения и развития бизнеса («были новые проекты, а сейчас, в этой ситуации, новые проекты просто не запускаются, и старые бизнесы перешли в режим консервации»).

Большинство предпринимателей говорят о кризисных временах достаточно спокойно, как о нормальном экономическом периоде («экономика – это цикличная штука: если сейчас кризис, то потом будет рост»), не сомневаясь в том, что они смогут выжить в новых условиях («не первый переживаем – объемы снизятся, деньги снизятся, а потом опять поднимемся»). По мнению участников дискуссий, кризис затронет в основном крупный бизнес и простое население, а малый бизнес в силу своей гибкости сможет достаточно легко приспособиться к новым условиям существования. Некоторые предприниматели видят в кризисе не только угрозу для своего бизнеса, но и дополнительные возможности. Такие возможности, по их мнению, возникнут вследствие снижения зарплатных ожиданий потенциальных работников, которое позволит взять на работу хорошего специалиста за приемлемую зарплату («предприятия сокращают кадры, рынок труда получает новый толчок развития – я тут вижу плюс в том, что я буду получать извне персонал, который будет адекватен и будет чувствовать, что он должен заработать деньги»); возможного «передела рынка», на котором они работают («наш бизнес финансовый кризис серьезно поддержал – коммерческие структуры нищают стремительно, а это привело к нам новых партнеров, людей с именем, людей, с которыми работать престижно, и, заручившись их поддержкой, мы можем выходить на новый уровень»).

Таким образом, достаточно четко представляя перспективы возможного влияния кризиса на их бизнес, предприниматели строят планы не только выживания, но даже и развития в новых экономических условиях.

Говоря об ожиданиях предпринимателей, можно выделить две основные группы – относительные оптимисты и относительные пессимисты. К первым в основном относятся предприниматели, занятые в торговле и считающие, что негативное влияние кризиса на их бизнес сведется в крайнем случае к смене ассортимента. Ко второй группе, к пессимистам, чаще относятся предприниматели, имеющие производство или занятые в сфере услуг, – по их мнению, кризис может нанести большой ущерб их бизнесу, вплоть до полного уничтожения последнего.

Прямая речь: оптимист

Марина, Москва, павильон сувениров и бижутерии

Если в 98-м году конкретно нашей страны коснулся, то теперь он касается всего мира. Люди будут копить деньги, потому что для них главное – это дети, их там секции и все прочее, проплаты, образование, питание, во всем остальном будет затишье. Конечно, будут меньше покупать. Ну человек не может сразу, вот сразу взять – и не покупать, он привык. Женщины стресс снимают шопингом. Яркость нужна, яркость цветов┘ Куда ни зайдешь – вот смотрите: серое, черное, мрачное┘ Вот у кого денежка будет, тот будет ходить и продолжать все скупать – вот на них надо и рассчитывать. Но мне кажется, не такая уж мрачная картина, понимаете? Потому что все равно, в любом случае пусть это будет меньше, но лучше, как у Маркса, да, но лучше. Трусы все равно будут покупать, без трусов ходить никто не будет. Ремонт все равно будут делать, если потолок обвалился. Вечеринки тоже, наверное, никто отменять не собирался, правильно, и своим детишкам там праздник устраивать. Лучше, как говорится, в другом себя урезать, но ребенку-то┘ И потом выпускники – они будут всегда, правильно? Как выпускникам чего не сделать? Да последние, последние штаны снимут для выпускников, для своих любимых детей. Здесь уже фантазия нужна, думай, гадай, как чего.

Прямая речь: пессимист

Николай, Новосибирск, производство тепло- и звукоизоляционных материалов

У меня уже несколько заказчиков прислали извещения о том, что не отказываются, однако приостанавливают платежи. А в принципе мне нужно платить аренду. Если неплатежи будут, у меня частные заказчики только останутся. Частные заказчики есть более или менее. Бухгалтера я не хочу отпускать, технолога – конечно, нет. Есть минимум людей, пять человек вместе со мной остаться должны. Ядро останется. Мне нужно будет каким-то образом выживать. Остальные пришли, ушли – ничего страшного. Но как мне жить? Я вот на самом деле боюсь. Я уже начинаю мандражить потихоньку. То есть я дошел до определенного объема производства, уже все налажено. И это начинает ломаться – из-за чего? Платить нечем. Я на склад сделаю, а у меня не будут брать – зачем? Если у меня пустой склад, я оборудование вывез, и все, от аренды отказался. А так куда я дену? Мне государство чем поможет? Для моей <компании кризис> – это точно сокращение жесткое. Это я уже готовлюсь и уже всем объявил. И вот знаю точно, что вот этих людей я вытащу точно через какой-то другой бизнес, что-то найду. Однозначно сокращение. Мы же сейчас уже дурака валяем. Это настроение такое. То есть в принципе у меня тоже очень много знакомых, которые сейчас работают и зарабатывают гораздо больше меня. Хотя я вкалываю – слава богу! Но они в таком же настроении. Они понимают, что может захлопнуться их само предприятие, в котором они работают, потому что это на самом деле «купипродайки» И очень много моих знакомых говорят, что непонятно, что будет. Это не паника, это на грани. Состояние такого вот ожидания чего-то. Я бы тоже обанкротился, если бы мне дали много кредитов, я бы их набрал, а потом объявил себя банкротом и сказал: да забирайте железяки┘ которые, знаю, никому не нужны. Но я не так воспитан.

 

Прямая речь: оптимист

Марина, Москва, павильон сувениров и бижутерии

Если в 98-м году конкретно нашей страны коснулся, то теперь он касается всего мира. Люди будут копить деньги, потому что для них главное – это дети, их там секции и все прочее, проплаты, образование, питание, во всем остальном будет затишье. Конечно, будут меньше покупать. Ну человек не может сразу, вот сразу взять – и не покупать, он привык. Женщины стресс снимают шопингом. Яркость нужна, яркость цветов┘ Куда ни зайдешь – вот смотрите: серое, черное, мрачное┘ Вот у кого денежка будет, тот будет ходить и продолжать все скупать – вот на них надо и рассчитывать. Но мне кажется, не такая уж мрачная картина, понимаете? Потому что все равно, в любом случае пусть это будет меньше, но лучше, как у Маркса, да, но лучше. Трусы все равно будут покупать, без трусов ходить никто не будет. Ремонт все равно будут делать, если потолок обвалился. Вечеринки тоже, наверное, никто отменять не собирался, правильно, и своим детишкам там праздник устраивать. Лучше, как говорится, в другом себя урезать, но ребенку-то┘ И потом выпускники – они будут всегда, правильно? Как выпускникам чего не сделать? Да последние, последние штаны снимут для выпускников, для своих любимых детей. Здесь уже фантазия нужна, думай, гадай, как чего.

Прямая речь: пессимист

Николай, Новосибирск, производство тепло- и звукоизоляционных материалов

У меня уже несколько заказчиков прислали извещения о том, что не отказываются, однако приостанавливают платежи. А в принципе мне нужно платить аренду. Если неплатежи будут, у меня частные заказчики только останутся. Частные заказчики есть более или менее. Бухгалтера я не хочу отпускать, технолога – конечно, нет. Есть минимум людей, пять человек вместе со мной остаться должны. Ядро останется. Мне нужно будет каким-то образом выживать. Остальные пришли, ушли – ничего страшного. Но как мне жить? Я вот на самом деле боюсь. Я уже начинаю мандражить потихоньку. То есть я дошел до определенного объема производства, уже все налажено. И это начинает ломаться – из-за чего? Платить нечем. Я на склад сделаю, а у меня не будут брать – зачем? Если у меня пустой склад, я оборудование вывез, и все, от аренды отказался. А так куда я дену? Мне государство чем поможет? Для моей <компании кризис> – это точно сокращение жесткое. Это я уже готовлюсь и уже всем объявил. И вот знаю точно, что вот этих людей я вытащу точно через какой-то другой бизнес, что-то найду. Однозначно сокращение. Мы же сейчас уже дурака валяем. Это настроение такое. То есть в принципе у меня тоже очень много знакомых, которые сейчас работают и зарабатывают гораздо больше меня. Хотя я вкалываю – слава богу! Но они в таком же настроении. Они понимают, что может захлопнуться их само предприятие, в котором они работают, потому что это на самом деле «купипродайки» И очень много моих знакомых говорят, что непонятно, что будет. Это не паника, это на грани. Состояние такого вот ожидания чего-то. Я бы тоже обанкротился, если бы мне дали много кредитов, я бы их набрал, а потом объявил себя банкротом и сказал: да забирайте железяки┘ которые, знаю, никому не нужны. Но я не так воспитан.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
594
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
605
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
1000
"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

Дарья Гармоненко

Партия готова отступить от принципа жесткого отбора преданных ей депутатов

0
494

Другие новости