0
5218
Газета Интернет-версия

29.03.2016 00:01:10

Зайцы против гуманизма

Анна Кроткина

Об авторе: Анна Кроткина – американский журналист.

Тэги: общество, политка, гумманизм, сша


общество, политка, гумманизм, сша Ничто так так не греет душу и тело, как сладкий сон под монументом. Фото Reuters

Приближается Пасха, в университетах Америки грядут весенние каникулы, и десятки тысяч молодых людей поедут домой навестить соскучившихся по ним родителей. Но не все так просто в семейных отношениях в США. Ни горы крашеных яиц, ни запеченные на праздник окорока, ни пасхальные шоколадные зайцы не отвлекут собравшихся вместе родных и близких от семейных разборок на темы религии, морали и политики.

Большинство американцев считают себя христианами, но количество верующих уменьшается с каждым годом. Отходит от религии в основном молодежь. По последним данным, 20% американцев в возрасте от 18 до 25 лет называют себя атеистами. В среде поколения их родителей неверующих только 8%. По данным статистического центра Пью, половина молодых американцев считает такие праздники, как Рождество и Пасха, лишь приятным культурным наследием, в то время как для подавляющего большинства их родителей эти праздники имеют религиозный смысл.

Попытки списать растущее отрицание религии на задорность молодости и временный протест желторотых и неоперившихся не подтверждается статистикой. Среди 30-летних за последние шесть лет количество атеистов увеличилось на 6%.

В этот предвыборный год семейные споры на тему религиозных и моральных ценностей обещают быть особенно жаркими. Среди молодежи из кандидатов на роль американского президента лидирует секулярный еврей Берни Сандерс, не заглядывающий ни в синагогу, ни в церковь.

На недавних дебатах кандидатов от Демократической партии на роль президента пожилая школьная администраторша спросила Сандерса о его отношении к религии. «Думаете ли вы, что в сегодняшнем мире есть место для Бога?» – спросила она.

Вопрос был коварный – еще год назад почти половина американцев заявили, что они ни за что не будут голосовать за неверующего кандидата в президенты, даже если этот кандидат наиболее квалифицирован для этого поста.

Учитывая настроение немалого числа избирателей, ответ Сандерса был радикален: «Я думаю, что когда мы говорим о Боге – христианском ли Боге, иудаистском, исламском или буддистском, – мы говорим о том, что дорого для всех религий. Поступай с другими так, как бы ты хотел, чтобы они поступали с тобой».

Демократические дебаты, на которых выступал в этот момент Сандерс, проходили в штате Мичиган в городе Флинт, признанном недавно местом экологической катастрофы. Администрация штата в целях экономии решила снабжать город, где в основном живет бедное население, водой из местной реки. Загрязненная вода разъела трубы, и в водопроводе оказалась губительная для здоровья концентрация свинца.

Отвечая на вопрос о своих религиозных воззрениях, Сандерс вернулся к экологии района: «Я баллотируюсь в президенты… потому, что я верю, что морально и этически мы не имеем права отвернуться от детей Флинта, отравленных свинцом; мы не имеем права отвернуться от наших ветеранов, которые спят на улице. Моя вера, как вера деда семи чудесных внуков, такая: я хочу, чтобы вы беспокоились о моих внуках, а я буду беспокоиться о ваших семьях. Потому что это наши общие заботы».

Этот ответ Сандерса дважды прерывался восторженными аплодисментами, и молодежь хлопала особенно усердно. На праймериз в Мичигане победа была за ним.

В словах Сандерса молодые выпускники университетов услышали знакомые принципы западного гуманизма, при котором главным источником морали является сам человек, а не Церковь или Бог, и главным моральным принципом является сочувствие и солидарность с другими людьми.

В идеалах Сандерса легко просматривались и идеалы знаменитого американского философа, либерала и гуманиста Ричарда Рорти, для которого нет никакой абсолютной и всеобъемлющей истины, кроме обобщающей нас всех способности испытывать боль. По мнению Рорти, с которым Сандерс, очевидно, согласен, человек должен сознательно воспитывать в себе солидарность и чувствительность по отношению к другим, даже самым отдаленным людям, принадлежащим другим социальным классам, культурам, расам и религиям. Солидарность же надо воспитывать в себе посредством знаний о страданиях и унижениях других людей. «Увеличивающаяся в результате знания отзывчивость сделает более трудной маргинализацию людей, отличающихся от нас самих. Мы не сможем думать: «Они не чувствуют так, как Мы чувствуем» или «В жизни всегда будет страдание. Пусть уж лучше Они страдают», – утверждает созвучный Сандерсу философ.

Конечно, традиция гуманизма существовала в Америке задолго до Рорти и Сандерса и заложена в самые основы государства.

Томас Пэйн, автор трактата «Права человека», последователь французского Просвещения, мыслитель и политический деятель XVIII века, тоже агитировал государство заботиться о бедных и больных и при этом утверждал, что христианство и христианский бог – это «человеческое изобретение, цель которого – запугать и поработить людей, а также монополизировать власть и доходы».

Хотя большинство современников совершенно не разделяли взгляды Пэйна, принципы гуманизма эпохи Просвещения, а не религиозные догмы, легли в основу американской Конституции. Идеи всеобщего равенства, «неотъемлемых прав», а также возведения «стены между Церковью и государством» были сформулированы другом Пэйна Томасом Джефферсоном и сделались самыми важными законодательными принципами в США.

Берни Сандерс, дирижер поколения своих внуков: «А теперь все вместе с ноты «Да!».
Берни Сандерс, дирижер поколения своих внуков: «А теперь все вместе с ноты «Да!».

В результате американская Конституция оказалась гуманистической по духу. Большинство же населения страны оставалось глубоко религиозным.

Этот странный дуализм секулярной Конституции и религиозных граждан продолжает до наших дней подспудно стимулировать конфликт внутри общества.

В современной Америке интересы секулярно настроенных граждан отстаивает Партия демократов, а Партия республиканцев представляет себя как защитник традиционных религиозных ценностей.

В настоящий момент надежды и чаяния религиозных избирателей озвучиваются кандидатами на роль президента во время президентских дебатов республиканцев. Тед Круз, Марко Рубио и Дональд Трамп горячо обсуждают депортацию нелегальных иммигрантов, строительство стены между Штатами и Мексикой, увеличение армии, урезание программ социальной поддержки и полную отмену всеобщего медицинского страхования.

При таком раскладе традиционные христианские ценности – сострадание, помощь бедным, исцеление больных – энергично перекочевывают под крыло Партии демократов и безбожников-гуманистов вроде Сандерса, ратующего за эти ценности, но не связывающего их с определенной религией.

О текущем культурном конфликте, поддержке молодежью Сандерса и противостоянии поколений я расспросила профессора истории религий из университета Вашингтона и Ли в Вирджинии Джеффри Коски.

Профессор Коски видит закономерность в том, что образованная молодежь поддерживает Сандерса. «Сандерс поднимает важную тему – можно ли быть моральным человеком без религии? В истории, конечно, полно примеров, когда мораль не связывалась с верой в Бога. Например, можно сказать, что разумно быть моральным, то есть мораль связана с рациональностью человеческого сознания». Это гуманизм Канта, который, с точки зрения профессора, не потерял интерес для молодого поколения и сегодня.

«Мои студенты продолжают интересоваться все теми же извечными вопросами, на которые отвечала религия. Но от религии они отходят. В конечном счете студентов интересуют традиционные вопросы, но они не хотят услышать традиционные ответы. Это видно по их выбору курсов – студенты все реже интересуются курсами на тему традиционных религий». По наблюдению профессора, на кафедре истории религий студентов больше интересуют такие курсы, как «Принципы секуляризма», чем курс под названием «Новый Завет».

Коски считает, что причиной ухода молодежи из религии и интерес к ценностям гуманизма за пределами церковных догм кроется в том, как религия позиционирует себя в современном мире: «Представители религии, которых молодежь все время видит по телевизору, крайне несимпатичны. За последнее десятилетие религия сделалась особенно негибкой, не терпящей сомнений, исканий. А молодые люди всегда немножко растеряны, всегда в состоянии поисков чего-то. Они не хотят слышать от религии, что растерянность, неуверенность, сомнения – это признак безнравственности. Они хотят услышать, что это нормально, что это часть молодости».

По мнению Коски, молодежь и религиозные консерваторы (а очень часто это их собственные родители) по-разному смотрят на культурное многообразие в современной Америке. И это может быть и есть основа разногласий: «Молодые люди не хотят слышать, что существует только один правильный путь, потому что это поколение намного более толерантно по отношению к другим верованиям, другим стилям жизни. Для них, в отличие от старого поколения религиозных консерваторов, культурное, расовое и религиозное многообразие – это явление положительное», – заключил он.

Молодым, как правило, цвести. Но мир политики живет по своим законам, и за кем тут будущее, покажут следующей осенью президентские выборы.  

 Вашингтон

Без-имени-1.jpg


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
627
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1306
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1143
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2187

Другие новости