0
6691
Газета Интернет-версия

25.04.2017 00:01:00

Выйду на улицу, гляну на село...

Шамиль Фарахутдинов

Об авторе: Шамиль Фаритович Фарахутдинов – кандидат социологических наук, доцент кафедры маркетинга и муниципального управления Тюменского индустриального университета.

Тэги: общество, социология, молодежь, провинция


общество, социология, молодежь, провинция Неделя невысоких надоев, но высоченной моды. Фото Александра Петросяна/PhotoXPress.ru

Сегодня в России почти треть населения страны – это молодые люди. Как ни банально, но от их социального самочувствия зависит будущее всей страны. Понимание процессов и явлений, происходящих в этой возрастной среде, может способствовать совершенствованию социальной политики государства по отношению к молодым людям.

Хочу сразу сказать, что социология молодежи в отечественной гуманитарной традиции занимает одно из центральных мест. Накопленные за прошедшие годы знания, общественное признание ряда научных школ, образование профессионального сообщества способствовали изучению множества аспектов, связанных с жизнедеятельностью этой группы.

В то же время недостаточно раскрытыми остаются проблемы отдельных категорий, в частности сельской молодежи. Некоторые исследователи  указывают даже, что изучение этой территориально-демографической группы долгое время «не имело системного характера и не учитывало целого ряда имманентно присущих ей признаков».

Однако говорить, что проблематика сельской молодежи не вызывала исследовательского интереса, было бы некорректно. Проблемы молодых селян изучались в рамках как социологии молодежи, так и социологии села. Наибольшее внимание сельской молодежи уделялось в советский период истории страны.

Существовал даже общественно-политический журнал «Сельская молодежь», который выпускался издательством «Молодая гвардия» с 1935 по 2000 год. В постсоветский период интерес снизился, а риторика большинства публикаций, с которыми приходится сталкиваться, сводилась к описанию многочисленных проблем молодых селян и их последствиям: миграции в города, ухудшению качества жизни, алкоголизации и т.п. Но я думаю, что проблемы и процессы сельской жизни уже тогда были сложнее и интереснее, чем их отражение. Что уж говорить о том, что мы видим сегодня.

Между тем за последние годы ситуация на селе стала меняться еще заметнее. Произошла серьезная перестройка аграрного сектора, государство стало обращать больше внимания на АПК, особенно в свете санкционной политики, вызванной сложными отношениями на международной арене.

Так или иначе, но в 2016 году в стране был собран рекордный урожай зерновых – 117 млн т. Стало ясно, что сельскохозяйственное производство становится высокотехнологичной отраслью.

Изменилась и сама сельская молодежь. Сегодня довольно трудно выделить группу, которую можно было бы однозначно причислить к молодым селянам. Процессы урбанизации стирают грань между городом и селом, а массовость высшего образования «вытягивает» из родных мест на несколько лет молодых людей, превращая селян в «полугорожан».

Развитие транспортной инфраструктуры, способствующее повышению мобильности, также влияет на этот процесс: сегодня уже не вызывают удивления молодые люди, выезжающие в город для совершения покупок или проведения досуга. Распространение и повышение качества телекоммуникационных услуг в сельской местности способствует информационному насыщению. Набирает популярность сельский дауншифтинг – выбор человеком образа жизни, связанного с отказом от большинства благ современной цивилизации.

Как социологу мне было важно узнать, что же дали эти изменения сельской молодежи. Улучшилось ли качество их жизни? Как молодые селяне приспосабливаются к столь бурным изменениям?

Для ответа на эти и другие вопросы летом 2016 года в рамках деятельности Совета муниципальных образований Тюменской области при участии автора этих заметок было проведено исследование, направленное на изучение адаптационных возможностей молодежи в социально-экономической сфере. Мы опросили жителей 6 районов, 14 сельских поселений. Количество опрошенных составило 892 человека. Была выбрана экономически активная группа молодежи 23–35 лет.

Один из ключевых вопросов анкеты был направлен на выявление значимости различных проблем. Респондентам была дана возможность выбрать не более пяти вариантов из списка того, что их сегодня больше всего волнует. Обзор приведенных данных показывает, что, исходя из степени актуальности, можно выделить несколько групп проблем, схожих по содержанию.

О самом главном, и не только

К первой группе можно отнести самые актуальные проблемы, связанные с экономическим аспектом их жизнедеятельности. Это рост цен (71,2%), низкие зарплаты, пенсии (69,2%) и безработица, недостаток рабочих мест  (42,7%).

Вторую группу составляют проблемы, связанные с обеспечением комфортной и удобной жизненной среды: жилье (33,1%), состояние дорог  (25,2%), проблемы медицинского обслуживания (21,4%). Сюда же можно отнести пьянство и алкоголизм, беспокоящие молодых людей (28,8%).

Следующая по значимости группа представлена такими проблемами: отток из села молодежи (19%), снижение уровня производства, закрытие промышленных, сельскохозяйственных предприятий (18,6%), нехватка или недоступность досуговых учреждений (14,3%), падение нравов, агрессивность, равнодушие людей (14,3%), низкое качество связи, Интернета (13,7%). В целом эту группу проблем можно охарактеризовать как недостатки социального и коммуникативного пространства селян.

Проблемы, связанные с обустройством окружающего пространства, стоят на четвертом месте по значимости. Так, проблемы благоустройства, чистоты села указали 11,1% опрошенных, экологические проблемы, загрязнение окружающей среды выбрали 10,9%, а неудовлетворительную работу ЖКХ отметили 8,6% молодых людей.

Миграция в масштабах одного района.	Фото Дмитрия Феоктистова/PhotoXPress.ru
Миграция в масштабах одного района. Фото Дмитрия Феоктистова/PhotoXPress.ru

И наконец, наименее актуальные для респондентов проблемы. Сюда можно отнести недостаток образовательных учреждений (6,2%), наплыв приезжих из ближних и дальних регионов России, зарубежья (5,6%), рост бытовой преступности, ухудшение криминальной обстановки (4,9%), проблемы, связанные с религиозной и национальной напряженностью (3,4%). Нетрудно заметить, что эта группа связана в основном с межнациональными и межконфессиональными отношениями, криминогенной обстановкой.

Полученные результаты (табл. 1) представляются закономерными. Аналогичные тенденции фиксируются современными исследователями и в научной литературе.

Трудно ли одолеть трудности

Каковы же реальные возможности у молодежи для преодоления экономических трудностей? Для этого мы подготовили блок вопросов, направленных на изучение экономической составляющей жизни молодых селян.

Образование. Оказалось, что почти половина указала на наличие среднего специального образования (48,5%). Примерно треть опрошенных имели высшее образование, причем высшее гуманитарное или экономическое. Техническим или естественно-научным обладали 8,6%. Были и те, кто указал вариант «другое», как правило, так они отмечали, что еще находятся в процессе обучения.

Зависимость рассматриваемого вопроса от пола показала, что незаконченное среднее образование в четыре раза чаще встречается у мужчин, а высшее гуманитарное или экономическое – в четыре раза чаще у женщин.

Также анализ выявил прямую связь между уровнем профессионального образования и планами молодых людей относительно возможности переезда на другое место жительства. Респонденты с высшим образованием больше указывали на возможность переезда. Особенно это касалось тех, у кого было техническое или естественно-научное образование.

Бюджет. В условиях сложностей на рынке труда в сельской местности  дополнительные источники поддержки семейного бюджета могут сыграть ключевую роль в их экономическом самочувствии. На вопрос о наличии таковых больше половины указали, что такие источники имеются (табл. 2).

Как выяснилось, наиболее часто встречающимся средством поддержки молодых людей в сельской местности является личное подсобное хозяйство. На его наличие указал каждый четвертый респондент (25,9%). Примерно равное количество респондентов выбрали такие источники, как случайные приработки и сезонный сбор ягод, грибов и других даров природы (14,8 и 13,1% соответственно).

Те, кто выбрал вариант «другое» (1,3%), упоминали социальные пособия: детские пособия, пенсию при потере кормильца.

Последний вопрос рассматриваемого блока предлагал респондентам оценить достаточность зарабатываемых средств для полноценной жизни. Для подавляющего большинства молодых людей зарабатываемых средств оказалось недостаточно.

Отвечая на вопрос об уровне дохода семьи, всего 8% указали, что их доходы позволяют жить без проблем и делать накопления. А 17,9% отметили, что могут существовать, ни в чем себе не отказывая.

Чуть более половины могут позволить себе приобретать только самое необходимое (55%). С трудом поддерживают свое существование 16,9%. А 2,1% не имеют даже самого необходимого.

Удовлетворенность. Помимо изучения проблем сельской молодежи и возможностей их решения другим важным условием исследования была оценка удовлетворенности различными аспектами своей жизни. Психологи утверждают, что удовлетворенность жизнью тесно связана с самодетерминацией, которая, в свою очередь, способствует формированию внутренней мотивации, повышению уровня сложности выполняемых задач, гармонизации отношений с другими людьми, а также понижению уровня стресса. Это очень важный показатель самочувствия любой социальной группы.

В процессе подбора подходящих вопросов анкеты было принято решение использовать наработки Левада-центра в мониторинговом проекте «Курьер», что позволило сопоставить полученные результаты с общероссийскими данными.

Сравнение со всей Россией

Полное распределение ответов на блок указанных вопросов представлено в табл. 3. Данные показывают, что современная сельская молодежь по большей части удовлетворена практически всеми аспектами своей жизни. Самый низкий показатель удовлетворенности связан с материальным положением, а самые высокие – с кругом общения и отношениями в семье.

Среди других особенностей можно отметить высокий процент затруднившихся с ответами на вопросы, связанные с трудовой деятельностью. Это объясняется выбором данного варианта, помимо собственно затруднившихся, еще и теми, кто на момент опроса просто не имел работы.

Из приведенной таблицы видно, что базовые потребности, связанные с экономическим благополучием, удовлетворены в значительно меньшей степени, чем социальные. Исключение составляют уже упомянутое выше состояние окружающей среды, состояние здоровья, которое разнится в группах, а также образование, удовлетворенность которым внутри общероссийской выборки существенно выше, чем внутри каждой из молодежных выборок.

Сравнение показывает, что практически по всем аспектам у сельской молодежи удовлетворенность выше, чем у россиян в целом (табл. 3).

Исключение составляют лишь три переменные, значения которых практически не отличаются. Если же сопоставить сельскую молодежь Тюменской области с российской молодежью, можно отметить, что различия здесь менее значимы и заключаются в более высокой удовлетворенности селян экономическими (жилье, работа, материальное положение), а также частично рекреационно-эстетическими аспектами. Удовлетворенность социальной составляющей жизни молодых людей в обоих исследованиях примерно одинакова.

Место жительства. Также мы сравнили удовлетворенность молодежи, проживающей в разных сельских поселениях: в центральных, на периферии и полупериферии.

Выяснилось, что молодые люди из поселений периферийного типа в меньшей степени подвержены процессам урбанизации, проживающие там молодые люди больше сохранили в себе аутентичные ценности и нормы, характерные для селян (табл. 4).

Из таблицы видно, что в различных типах поселений удовлетворенность одинакова только по четырем аспектам: положение в обществе, образование, жилищные условия и работа в целом.

Удовлетворенность жизнью в целом несколько выше в центральном типе. Питанием и материальным положением в полупериферийных типах поселений респонденты выражали удовлетворенность реже, чем в периферийных и центральных, а состоянием окружающей среды в центральных типах реже, чем в других.

Что касается отношений на работе – единственном аспекте, которым в периферийных поселениях удовлетворены меньше, чем в остальных, показательно распределение затруднившихся с ответом. Оно указывает на высокий уровень безработицы на периферии и полупериферии, что подтверждается статистическими данными, собранными нами в ходе предыдущих этапов исследования.

Приведенные данные позволяют сделать заключение: молодежь, проживающая в периферийных поселениях, демонстрирует самый высокий уровень удовлетворенности большинством аспектов жизни. Следом идут респонденты центрального типа поселений, а самая низкая удовлетворенность в полупериферийных местах проживания.

Счастье и доходы. Полученные результаты оказались довольно неожиданными. Многочисленные исследования указывают, что доход положительно влияет на уровень удовлетворенности, хотя это влияние и нелинейно.

Парадокс Истерлина

Почему же молодые люди, проживающие в экономически неблагополучных периферийных поселениях, оказались в большей степени удовлетворены различными аспектами жизни? Ответ на этот вопрос видится в существовании комплекса факторов.

Американский экономист и демограф Ричард Истерлин, исследователь в сфере экономики счастья, утверждал, что экономический рост не обязательно ведет к увеличению удовлетворенности жизнью населения. В случае международных сопоставлений средний уровень счастья не сильно коррелирует с ВВП, особенно для стран с доходами, достаточными для удовлетворения основных потребностей. При этом Истерлин отмечал, что люди в бедных странах становятся счастливее, когда они могут позволить себе самое необходимое. Это явление получило название «парадокс Истерлина». Думаю, что оно может быть экстраполировано на результаты и нашего исследования.

В случае, когда когнитивные механизмы оценки собственной жизни слабо связаны с материальной составляющей, удовлетворенность экономическими аспектами жизни может быть низкой на фоне остальных, что мы и наблюдаем у представителей молодежи из глубинки. Периферийные поселения географически изолированы, а в отдельные деревни этого типа можно добраться только по зимнику в холодное время года.

Труднодоступность формирует аутентичную социальную среду и  соответственно особый менталитет, базирующийся на традиционных нормах и ценностях. Наши наблюдения, сформированные в ходе выездов в такие поселения, показывают, что среди жителей периферии выше уровень сплоченности, а коллективизм зачастую является единственным условием для нормального существования в суровых условиях и изоляции. Распространенные в больших городах и характерные для рыночной экономики индивидуализм, конкуренция и высокий уровень притязаний  практически не затрагивают местных жителей. Как следствие, эти люди, в том числе и молодежь, удовлетворены имеющимся положением дел и проявляют недовольство только в крайних случаях.

Подводя итог, следует отметить, что сельская молодежь менее притязательна по сравнению с городской. На это указывает их более высокий уровень удовлетворенности практически всеми аспектами жизни. В то же время экономические проблемы стоят перед современными молодыми селянами очень остро. Ситуация усугубляется низким уровнем доходов существенной части респондентов, а также высоким уровнем безработицы. Многие молодые люди вынуждены искать дополнительные источники поддержки семейного бюджета, а почти половина их не имеют дополнительных источников дохода.

Несмотря на то что молодежная политика в нашей стране сегодня оформлена в нормативном и организационном плане, необходимо говорить о важности поиска дополнительных механизмов поддержки сельской молодежи. Это связано с тем, что молодые селяне имеют меньше возможностей для самореализации по сравнению с горожанами. Поддержка должна быть адекватной существующей социально-экономической и политической ситуации и соответствовать требованиям времени, в котором мы живем.

12-1.jpg

12-2.jpg


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Хунта Мьянмы смягчается под давлением оппозиции и повстанцев

Хунта Мьянмы смягчается под давлением оппозиции и повстанцев

Данила Моисеев

Аун Сан Су Чжи изменена мера пресечения

0
959
Вашингтон совершил северокорейский подкоп под ООН

Вашингтон совершил северокорейский подкоп под ООН

Владимир Скосырев

Мониторинг КНДР будут вести без России и, возможно, Китая

0
1467
Уроки паводков чиновники обещают проанализировать позднее

Уроки паводков чиновники обещают проанализировать позднее

Михаил Сергеев

К 2030 году на отечественный софт перейдут до 80% организаций

0
1100
"Яблоко" занялось антитеррором

"Яблоко" занялось антитеррором

Дарья Гармоненко

Инициатива поможет набрать партии очки на региональном уровне

0
1069

Другие новости