0
2314
Газета Интернет-версия

26.12.2017 00:01:00

Найди себя в смешении времен

Юрий Борисов

Об авторе: Юрий Георгиевич Борисов – журналист.

Тэги: общество, политика, культура, социум, история, власть


Проект, о котором пойдет речь, был осуществлен не сегодня, а несколько лет назад. Но от этого нисколько не понизились его актуальность и практическая ценность. Все началось с заказа Избирательной комиссии Рязанской области одному творческому коллективу под руководством кандидата политических наук Александра Викторовича Семенова – выявить динамику политической культуры избирателей Рязанской области.

Семенов к тому времени уже серьезно интересовался теорией политической культуры, и концепция американцев Алмонда и Вербы его вдохновляла тем, что ее можно было испытать не на какой-нибудь кафедре, а как принято у социологов, в поле – по месту совместного жительства исследователей и исследуемых.

Для этого рязанские энтузиасты решили сделать ретроспективный анализ голосования земляков на выборах в Государственную думу РФ 2011 года и выборах президента РФ в 2012 году. Им было важно сделать такую выборку, чтобы сопоставить политическую культуру областного центра, определенного региона и сельской местности. Опрашиваемые должны были пропорционально соответствовать количеству избирателей в регионе. Также учитывались пол, возраст, образование, уровень занятости.

Для измерения политической ориентации была разработана анкета из 15 вопросов, разбитых на 3 группы:

- знания (когнитивные ориентации);

- чувства (аффективные ориентации);

- оценки (оценочные ориентации).

В каждой группе вопросы были сформулированы таким образом, чтобы определить временные изменения ориентации респондентов в политической системе, а также их отношение к себе как к объекту воздействия.

Предложенные вопросы являлись закрытыми, так как предполагали откалиброванные варианты ответов. Они были сформулированы таким образом, чтобы выбранный респондентом ответ условно соотносился с тем или иным базовым типом политической культуры:

  • согласен – 2 балла (активистская);
  • не согласен – 1 балл (подданническая);
  • не знаю – 0 баллов (патриархальная).

После опроса сумма баллов по каждому респонденту подсчитывалась, на основе чего каждый отвечавший был отнесен к носителю того или иного типа политической культуры.

Минимально возможный результат по результатам опроса – 0 баллов представлял собой чистый тип патриархальной культуры. Максимально возможный результат – 30 баллов обозначал чистый тип активистской культуры. Таким образом, все другие типы (в том числе и смешанные) находятся в интервале от 0 до 30 баллов.

Подсчет результатов проводился по следующей дифференциации результатов:

  • 0–6 баллов – патриархальная;
  • 7–12 баллов – патриархально-подданническая;
  • 13–18 баллов – подданническая;
  • 19–24 балла – подданническо-активистская;
  • 25–30 баллов – активистская (культура участия).

Таким образом, полученные данные давали представление о наличии значимых различий между группами избирателей с разной политической культурой.

Результаты, учитывающие территориальный фактор, были систематизированы (таб. 1). Анализ распределений показывает, что большинство представителей патриархальной и патриархально-подданнической политической культуры проживают в сельской местности. А большинство представителей активистской и подданническо-активистской политической культуры – в Рязани.

Распределение типов политической культуры по половому признаку (таб. 2) показало, что среди мужчин больше всего представителей подданническо-активистской культуры. А женщинам оказалось ближе всего подданничество без примеси активизма.

Распределение типов политической культуры по возрастному признаку (таб. 3) выявило, что основными носителями патриархальной политической культуры являются молодежь в возрасте до 24 лет и избиратели преклонного возраста – старше 65 лет. Если со второй группой ситуация в принципе предсказуема, то относительно первой группы могут существовать различные гипотезы: именно представители данной группы находятся еще в процессе политической социализации или актуальные интересы и ценности данной группы находятся вне политической сферы.

Во всех возрастных группах, кроме одной, носители подданнической политической культуры доминируют над носителями остальных типов и только в группе от 35 до 44 лет больше всего носителей подданническо-активистской культуры. Носители активистской культуры преобладают в группах с возрастом от 45 до 54 и от 18 до 34 лет.

Немаловажные результаты удалось выявить с помощью образовательного признака опрашиваемых (таб. 4). Среди носителей активистской культуры больше всего респондентов с высшим образованием и нет таких, кто имеет незаконченное среднее и низкое образование. А вот носителей патриархальной культуры больше всего представляют люди с начальным и более низким образованием.

При анализе типов политической культуры среди респондентов по роду занятий (таб. 5) нужно было как минимум обратить внимание на следующие особенности:

- из анализа были исключены профессиональные группы, имеющие незначительное представительство в выборке (колхозник, предприниматель, военнослужащий, работник правоохранительных органов, безработный);

- больше всего носителей патриархальной культуры среди пенсионеров и работников сферы торговли и услуг;

- среди рабочих и технической интеллигенции самый высокий процент представителей подданническо-активистской культуры;

- самый высокий процент представителей активистской культуры среди гуманитарной интеллигенции;

- среди носителей патриархальной политической культуры практически отсутствуют представители гуманитарной интеллигенции, а среди носителей активистской – рабочие и временно не работающие.

Сравнительный анализ результатов двух этапов исследования: сентябрь 2011 года и август 2013 года (таб. 6) позволил определить основные тенденции в динамике политической культуры избирателей Рязанской области. Как видим, основной тенденцией за данный период стало снижение доли респондентов подданнического типа культуры. Одновременно с этим произошло увеличение доли респондентов подданническо-активистской культуры и доли респондентов активистской культуры. При этом доля респондентов патриархальной и патриархально-подданнической культуры осталась неизменной.

Как показывает анализ, снижение количества респондентов подданнического типа культуры произошло по всем территориям. Одновременно выросло количество респондентов подданническо-активистского типа культуры на всех территориях, при этом в Рязани и городах области их количество выросло в два раза. На всех территориях также выросло количество носителей активистской культуры, но здесь наиболее выделяется Рязань.

В динамике типов политической культуры по возрастному признаку можно отметить следующие тенденции: в возрастной группе до 24 лет более чем в 3 раза возросло количество респондентов с патриархальным типом культуры и более чем в 4 раза – респондентов с активистским типом культуры. Во всех возрастных группах пошло значительное снижение респондентов с подданническим типом культуры. Рост респондентов с подданническо-активистским типом культуры наблюдается в возрасте от 35 лет и выше, при этом в группе старше 65 лет наблюдается рост более чем в 5 раз. Наблюдается рост количества респондентов активистского типа культуры по всем возрастным группам, кроме когорты старше 65 лет.

Таким образом, основной тенденцией анализируемого периода стало снижение доли респондентов подданнического типа политической культуры и рост доли респондентов подданническо-активистского и активистского типов.

Проведенное исследование, конечно же, не дает возможности выстраивать сценарий дальнейшей динамики развития политической культуры в регионе. Во-первых, потому, что Рязанская область – это лишь определенная и малая часть страны, которая отличается гораздо большим числом факторов, определяющих условия подобных опросов.

Во-вторых, результаты, несомненно, будут зависеть от того, в какую политическую культуру, представленную в примененной теории, пойдет Россия дальше уже после марта 2018 года.

Но главное в этом социологическом опыте  то, что сама инициатива исследования доказывает, что в обществе есть интеллектуальные силы, которые понимают: для того, чтобы двигаться дальше, надо знать и изучать то общество, которое составляет Россию сегодня. Только так можно планировать или предполагать ее дальнейшее движение в будущее. Или в прошлое.

Что касается настоящего, то у него есть странная особенность – быстро заканчиваться. Каким бы прекрасным оно кому-то ни казалось.

В статье использованы материалы Избирательной комиссии Рязанской области.

NEZG_.jpg


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Ольга Соловьева

Более 50% россиян ждут повышения качества жизни через несколько лет

0
914
Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Стилистика традиционного обращения КПРФ к президенту в этом году ужесточилась

0
1007
Доллар стал средством политического шантажа

Доллар стал средством политического шантажа

Анастасия Башкатова

Китайским банкам пригрозили финансовой изоляцией за сотрудничество с Москвой

0
1277
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
899

Другие новости