0
4290
Газета Интернет-версия

26.12.2017 00:01:00

И стало виртуальное реальным…

Владимир Колпаков Владимир Колпаков

Об авторе: Владимир Владимирович Колпаков – специалист научного отдела Балаковского филиала РАНХиГС (Саратовская область).

Тэги: общество, политика, культура, социум, история, власть, интернет, политтехнологии


общество, политика, культура, социум, история, власть, интернет, политтехнологии Сегодня уже есть места, где сны обеспечивает wifi... Фото PhotoXPress.ru

Хорошо  известно, что политическая культура составляет часть общей культуры и выступает показателем опыта, знаний, чувств, шаблонов поведения и действия политических субъектов. А также она служит своего рода характеристикой образа жизни государства, группы, личности. Ключевой особенностью здесь является то, что политическая культура составляет не политику и (или) политический процесс, а их толкование, то есть как понимают и оценивают действия государственного аппарата различные слои общества и отдельные граждане.

Эксперты, помимо многих других структурных построений, традиционно выделяют западную и восточную политические культуры, и это разграничение имеет давнюю историю.

Западная политическая культура соотносится с организацией власти в Древней Греции, где предполагалось обязательное участие населения в решении вопросов общества. Базовым принципом является восприятие и отношение к труду как к залогу жизненного успеха. Рационализм, состязательность, стремление к прогрессу – идеалы данного типа культуры.

Для восточного типа характерно, напротив, неприятие индивидуализма и материального фетишизма. Здесь преобладают коллективистские формы организации общественной жизни с восприятием власти как области божественного правления, а государство являет собой уже не институт защиты прав и свобод человека, как в западном мире, а орган принуждения и подавления.

Необходимо подчеркнуть, что базовые ценности и принципы западного и восточного типов политической культуры являются основными координатами для большинства стран современного мира в их государственном развитии.

В зависимости от основных форм и характера устройства общества, особенностей участия и поведения людей в социальной жизни можно выделить три типа государств в современной истории – демократическое, авторитарное, тоталитарное. Конечно, при этом бывают государства и переходные между перечисленными состояниями.

Демократическую политическую культуру характеризует приверженность демократическим ценностям и идеалам. Это прежде всего плюрализм мнений, приоритет прав человека, гражданское общество и правовое государство.

Для авторитарной политической культуры свойственна ключевая роль государственного аппарата и одной партии в управлении страной. Поэтому и общественные ценности определяются властью централизованно. Соответственно интересы государства при таком режиме выше интересов людей и групп.

Тоталитарная культура подразумевает направляемые и контролируемые формы участия людей в политической жизни и жестко идеологизированные стереотипы поведения. Для нее характерно явно выраженное лояльное отношение к институтам власти и символам. Это достигается в том числе и за счет контроля деятельности средств массовой информации, публичных выступлений и т.п.

Существует также переходная модель, которая проявляет себя при изменении политического курса. Например, когда происходит смена авторитарного режима на демократический. Или наоборот – когда наступает режим «затягивания гаек», переход к жесткому, вертикальному, ручному управлению.

Таким образом, культуру того или иного общества возможно узнавать, классифицировать, изучая существующий политический режим.

Под лайки фейсбучного люда живем в ожидании чуда...	Фото Reuters
Под лайки фейсбучного люда живем в ожидании чуда... Фото Reuters

Политическая культура может быть открытой (ориентированная на изменения, адаптирующаяся к новым реалиям) и замкнутой (формирование по образцу, который установлен традициями). Иными словами, замкнутый тип такой культуры является консервативным и может существовать автономно, так как его отличает склонность к традиционным ценностям и нормам жизни.

Бюрократическая (этатическая) культура акцентирует внимание на решении политических проблем посредством действий госаппарата. Естественно, что это идет вразрез с частными желаниями граждан и приводит к ограничению и (или) запрещению, скажем, конкурентной борьбы или свободы собраний.

Рыночная политическая культура представляет собой набор ценностей, позволяющих развивать бизнес на основе частной собственности, создавать сферу услуг, поощрять конкуренцию и т.д. На мой взгляд, развитие таких моделей привело к пониманию того, что политическая деятельность также может быть катализатором коммерциализации политики со всеми вытекающими отсюда приметами и последствиями.

Сегодня несмотря на многообразие типологий остается малоизученным влияние на политическую культуру процесса интернетизации современного мира. Меж тем культура в широком смысле этого слова уже давно представляет собой как офлайновый, так и онлайновый феномен. И политика в этом смысле уже тоже находится под воздействием двух миров – реального и виртуального.

Для онлайновой политической культуры характерно влияние Интернета на текущий политический процесс с помощью огромного информационного ресурса путем как распространения необходимых данных, так и широкого использования каналов обратной связи, развития у аудитории навыков интерактивности.

Сегодня офлайновая политическая культура отражается в сетевой галактике в полной мере. Коммуникационные процессы и информационные потоки все больше становятся предметом постоянного рассмотрения сетевых новостей реальными органами власти, различными институтами и соответствующими структурами. Более того, власть активно использует Интернет при подготовке своих публичных мероприятий (форумы, демонстрации, митинги, шествия и т.д.).

Онлайновая политическая культура не только позволяет осуществлять информационное сопровождение населения многочисленным электронным средствам массовой информации, но и предоставляет обществу возможность выражать личную позицию в отношении политической повестки дня.

Это обеспечивается широкими дискуссиями субъектов в социальных сетях, что позволяет многим из нас находить единомышленников и формировать группу сторонников определенных политических взглядов.

Очень важно, что одним из основных направлений использования интернет-ресурсов является сбор подписей в поддержку того или иного начинания, обращения, петиции. В этом есть не только сильная демократическая составляющая. Власть может всегда анализировать поведение и мировоззрение как активной, так и пассивной части населения.

В суровых условиях оппозиция невольно обретает образ и методы сектанства.	Фото Reuters
В суровых условиях оппозиция невольно обретает образ и методы сектанства. Фото Reuters

К иным способам формирования общественного мнения следует также отнести участие в различных интернет-опросах. Так, результаты проводимых социологических исследований становятся не только показателем общественных настроений, но и служат основой для практической деятельности институтов власти и политических субъектов.

Интернет-пространство сегодня уже накрепко связано с реальной жизнью, и этим широко пользуется политическая власть. Так, сетевые объявления, приглашения граждан на политические мероприятия (митинги, демонстрации), как правило, значительно расширяют аудиторию участников того или иного действа.

А опубликованные в Сети расследования коррупционных правонарушений и обращения граждан на действия (бездействие) представителей органов власти в большинстве случаев выступают отправной точкой для принятия административно-политических решений организационного характера.

Отметим, что политически ориентированная информация в Интернете в период избирательной кампании является типичным примером данного типа культуры. Оказывая влияние на общественное мнение, политическая сила прежде всего рассчитывает на реальное действие индивида – голосование за определенного кандидата в единый день выборов. На мой взгляд, сетевая активность влияет не только на политический процесс, но и на политические знания – как составной элемент политической культуры. Вследствие этого происходят изменения в сознании граждан, и это меняет их отношение к определенным вопросам и проблемам.

Интернет как новая технология политической культуры власти и гражданского общества является важным составным элементом политической системы. Он уже оказывает заметное влияние на политику в Российской Федерации. Это подтверждается следующими факторами.

Во-первых, количество интернет-пользователей в России, по некоторым подсчетам, уже составляет 110 млн человек. За последние пять лет, начиная с 2012 года по настоящее время, доля россиян, пользующихся Интернетом, возросла с 47% до 75%. Президент Российской Федерации Владимир Путин на встрече с интернет-предпринимателями отметил: «По количеству людей, которые пользуются услугами Интернета, Россия уверенно занимает первое место в Европе».

При этом влияние телевидения на общество остается наиболее сильным. Однако доверие к нему постепенно снижается – с 62% в 2015 году до 47% – в нынешнем.

И это естественно. При разнообразии информации и различных интерпретациях ее в интернет-ресурсах у обычного пользователя повышаются свои требования к распространяемым новостям, комментариям, событиям и т.д.

Кроме этого, появилась чрезвычайно важная возможность участия потребителей информации в ее обсуждении – за счет интерактивной обратной связи.

Помимо этого, несомненное преимущество выражается еще и в меньшем присутствии регуляторов, фильтров поступающей информации. К тому же сетевые архивы по сравнению с радио и телевидением обладают большей степенью доступности своих архивов. Пользователь сам может отыскать информацию, ставшую главной новостью дня 10 лет назад.

Недаром сегодня Интернет используется для поиска новостных материалов уже у 32% опрошенных. Предполагаю, что в дальнейшем эти цифры будут только увеличиваться, поскольку уже сейчас Сеть – главный источник новостей для 65% 18–24-летних и 50% – 25–34-летних.

Интернет, являясь платформой для еще одного канала взаимодействия человека и объединений в сфере политической жизни, предоставляет нам различные механизмы участия граждан в общественно-политических процессах. Пользователи Сети всегда смогут узнать об организации реальных политический действий – митингов, забастовок, шествий и т.д.

В частности, в Сети функционируют сайты, посвященные проведению пикетов и митингов, с подробными инструкциями – чем пользуются, за что ратуют отдельные политические силы и общественные объединения. А инструментом политической коммуникации в процессе организации таких мероприятий выступают социальные сети.

Интернет-пространство позволяет использовать широкий спектр инструментов для политической деятельности. Работа официальных сайтов и форумов, функционирование социальных сетей и сервисов позволяет с минимальными затратами охватить всю территорию государства с последующим привлечением граждан и общественных объединений в политическую жизнь. Таким образом, Сеть предоставляет существенную возможность влиять на политическое поведение, принятие и исполнение государственных решений, деятельность политических институтов и политический процесс в целом.

В частности, интернет-ресурс «Российская общественная инициатива» (РОИ) предназначен для размещения инициатив граждан Российской Федерации с последующим голосованием. Проект был создан по Указу президента Российской Федерации от 4 марта 2013 года № 183 «О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса «Российская общественная инициатива».

Вот изложение сути этого документа: общественная инициатива (предложение) гражданина России по вопросам социально-экономического развития государства, совершенствованию государственного и муниципального управления размещается на интернет-ресурсе РОИ для сбора голосов в поддержку инициативы в установленный срок. В зависимости от уровня инициативы (федеральный, региональный, муниципальный) установлены следующие значения по необходимому количеству голосов:

– федеральный уровень – не менее 100 тыс.;

– региональный уровень – для субъектов с населением свыше 2 млн – 100 тыс., а для остальных – 5% от населения региона;

– муниципальный уровень – 5% от населения муниципального образования.

Если инициатива набирает необходимое количество голосов в установленный срок, то она направляется для рассмотрения в экспертную рабочую группу соответствующего уровня, которая принимает мотивированное решение о реализации или отклонении инициативы не позднее двух месяцев после окончания голосования. Решение и его обоснование публикуются на официальном сайте интернет-ресурса.

Российская общественная инициатива позволила подготовить несколько предложений. Так, 100 807 голосов было собрано за инициативу «Запрет чиновникам и сотрудникам компаний с государственным (муниципальным) участием приобретать легковые автомобили стоимостью свыше 1,5 млн руб.», и текст законопроекта готов для внесения на рассмотрение Государственной думы.

100 016 голосов получило предложение оборудовать все железнодорожные переезды системами видеорегистрации. Таким образом, решением экспертной группы планируется принять данное дополнение в Федеральную целевую программу «Повышение безопасности дорожного движения в 2013–2020 гг.».

Отметим, что ряд начинаний граждан не набрал необходимых голосов поддержки, что, впрочем, не помешало некоторым общественным инициативам обрести законодательное закрепление. Предложение «Перечислять зарплату в банк, выбранный сотрудником, а не работодателем» набрало лишь 1246 голосов, а 21 446 голосов были отданы инициативе «Сохранять номер мобильного телефона при переходе от одного оператора связи к другому». Данные инициативы были реализованы органами государственной власти, так как относились к федеральному уровню.

Таким образом, Интернет влияет на динамику и изменения политической жизни общества, предоставляя новые формы публичного, межгруппового и индивидуального взаимодействия, а также интерактивные способы влияния и распространения информации и знаний. Данные обстоятельства позволяют выделить новые типы политической культуры – онлайновую и офлайновую, которые являются взаимозависимыми.

Именно информационное сопровождение тех или иных проектов в виртуальном пространстве, предоставляющее сведения в открытом доступе, влияет на формирование норм, ценностей, инициатив населения, а соответственно и на политическое поведение общества, в том числе при проведении избирательных кампаний, организации митингов 

и т.п. В частности, «Российскую общественную инициативу» следует рассматривать как ответ государства на запрос общества о влиянии на политическую жизнь территорий посредством современных информационных технологий.

Я уверен, что политическая культура органов власти и гражданского общества продолжит видоизменяться, находясь под активным влиянием динамично развивающихся информационных технологий.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
1050
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1691
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1535
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2891

Другие новости