0
950
Газета Стиль жизни Интернет-версия

22.12.1999 00:00:00

Рамадан в Дамьетте


ТУРИСТЫ, впервые оказавшиеся в Египте, устремляются сначала к пирамидам, к старинным мечетям Каира, в Александрию. Но вот первый голод утолен, можно "копать глубже", на очереди Луксор, Карнак и реже знаменитый храмовый комплекс Абу Симбел, на самом юге страны. Впрочем, для некоторых знакомство с Египтом ограничивается Хургадой - курортной Меккой новых русских. В самолетном салоне один из них, услышав про Абу Симбел, заявил: "Знаю! Есть такой коньяк!" Если об Абу Симбел кто-то что-то слышал, то про Думьят в "салонном" разговоре упоминать вообще нет смысла - напитка под таким названием нет. А между тем с этим городком, лежащем на севере страны, связаны яркие эпизоды из истории крестовых походов. Освежим в памяти самые важные события.

Первый крестовый поход был начат в 1096 году. Его целью было освобождение Иерусалима от власти мусульман. Предпринятый по призыву папы Урбана II, он увенчался успехом: в 1095 году Иерусалим (Аль-Кудс, святой, как называют его арабы), пал. Вскоре после этого было образовано Иерусалимское королевство. Потерпев поражение, арабские правители начали объединять свои силы и нанесли крестоносцам ряд поражений. Потерпев неудачи в ходе второго - четвертого крестовых походов, рыцари убедились, что традиционный путь к Палестине (через Босфор и далее) вдоль Средиземноморского побережья для них чреват новыми потерями. Вот почему при подготовке пятого крестового похода было решено отправиться в Египет. Захватив дельту Нила, крестоносцы намеревались заставить арабов вернуть им Иерусалим. Целью нападения была избрана Дамьетта (Думьят) - крупный город-крепость, стоящий на берегу одного из судоходных рукавов Нила.

Осада Дамьетты, к которой первые крестоносцы прибыли 27 мая 1218 года, продолжалась около полутора лет. Вначале "воины-интернационалисты" сумели захватить крепостную башню. Но затем силы неприятеля, к которым присоединился разлив Нила, а также эпидемия, разразившаяся среди "ограниченного контингента", приостановили их успехи. Борьба продолжалась с переменным успехом, и в конце концов в августе 1221 года был подписан мирный договор сроком на 8 лет. Крестоносцы должны были покинуть Дамьетту, и они исполнили это требование в сентябре 1221 года.

Путь на автобусе от Порт-Саида до Думьята занимает всего час. Местные власти не могут контролировать всю территорию страны. Крестоносцев здесь давно нет, но "пошаливают" местные фундаменталисты. Поэтому каждый более или менее крупный город представляет собой крепость: при въезде и выезде - блокпосты. Впрочем, Дамьетте к обороне не привыкать, ведь город вновь подвергся нападению в 1249 году, во время седьмого крестового похода...

В те времена Дамьетта была обведена тройным поясом стен и защищена мощной башней, высившейся на островке посреди Нила. От этой башни, соединенной мостом с городом, через реку тянулись толстые железные цепи, преграждавшие доступ к городу со стороны реки. Путешественник, оказавшийся в современном Думьяте, уже не найдет здесь этих старинных сооружений. Но разочаровываться рано: город постарается вознаградить гостя обилием впечатлений.

Вечером в Дамьетте праздничное оживление. Здесь, как и во всем Египте, отмечают наступление рамадана - мусульманского поста. Завтра в городе будет тишина, и лишь к вечеру народ потянется к дастарханам. На набережной - толпы гуляющих. Среди них снуют продавцы сладостей и орехов. Слышны звуки барабанов.

Утром, несмотря на начало рамадана, деловая жизнь продолжается. В лавки и магазинчики время от времени заходят нищие и собирают "дань" с торговцев. Те дают им заранее припасенную мелочь. Есть здесь и другой вид "услуг". На пороге лавки появляется старик в длинной галабии. В левой руке он держит банку с тлеющими углями. В правой - щепотку благовоний. Сыпанув "ладан" в банку, кадильщик начинает окуривать помещение, желая хозяину всяческих благ. За труды полагается вознаграждение - 10 пиастров.

Дело идет к вечеру, и мусульмане готовятся к "разговлению". Столики вынесены на улицу, так что транспорту не проехать. Да машин и нет, - водители тоже проголодались. "Первая смена" откушала, и за столики садится очередная партия едоков. Перед каждым традиционный "набор" - половина жареного цыпленка с рисом. Клиенты быстро управляются с едой, действуя руками. Медлить и рассиживаться здесь не положено. Все быстро заканчивают трапезу, и обслуга быстро убирает столы с проезжей части. Не проходит и пяти минут, как по обеим сторонам улицы снова идет поток машин.

Про крестовые походы здесь давно забыли, и в отношении к иностранцу местные жители - сама доброжелательность. Отложив дела, гостя доведут до места, передадут из рук в руки, пропасть не дадут. Он для них как ребенок: не знает ни арабского языка, ни алфавита, даже в цифрах путается. Ведь привычные для нас "арабские" цифры здесь пишутся по-иному. А те заученные слова, которые путешественник пытается произносить на "правильном" арабском, никто не понимает - здесь в обиходе местный диалект.

Многие жители Дамьетты предпочитают ужинать не в платных харчевнях, а в своей общине, с соседями по кварталу. Недалеко от набережной, на ковриках восседают несколько десятков человек. Перед каждым стоит плошка с нехитрым угощением: рис, ломтики картофеля, зелень. Все это - бесплатно. Расходы берут на себя владельцы близлежащих магазинов. Они выказывают уважение к общине ("умма"), а члены "уммы" - к богатым торговцам. Так что все здесь - уважаемые люди. Но к еде никто не притрагивается, еще не настало время.

В старину время начала еды во время рамадана определяли приблизительно. Если на расстоянии вытянутой руки нельзя различить цвет волоска, выдернутого из бороды, значит, "уже можно". Нынче все обстоит и проще и сложнее... Все смотрят на экран телевизора, стоящего тут же, на тротуаре. Вот пошла заставка: вид минаретов Мекки сменяется "ближним планом" - изображением Каабы. Начинается чтение Корана нараспев. Руки едоков тянутся к плошкам и - время пошло.

Чай пьют в многочисленных заведениях "смешанного типа". Помимо чаевников здесь сидят любители кальяна. Перед каждым стоит шиша - сложное приспособление, и курильщики, затягиваясь, "пускают пузыри", прогоняя дым через сосуд с водой. Некоторые трактиры выполняют еще и роль "заправочных станций". К таким заведениям то и дело подъезжают седоки на осликах и покупают у трактирщика охапки травы. Ведь на животных ограничения в пище не распространяются, и в день им нужно "наполнить баки" раз пять.

...За короткое время пребывания в Дамьетте трудно отыскать следы пребывания крестоносцев в этом городе. Для этого нужно сидеть в архивах, а там все что можно уже давно обшарили западные историки. И все же один след выявить удалось. Из Думьята в Порт-Саид должен отойти очередной автобус. За пять минут до отправления кабину занимает молодой шофер. Жара еще не спала, и на нем легкая майка, из тех, что тоннами отправляются с Запада в страны третьего мира и на базарах продаются на килограммы. На спине по-английски крупная надпись: "Крусэйдер" ("Крестоносец").


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1175
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1042
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
1994
"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

Дарья Гармоненко

Партия готова отступить от принципа жесткого отбора преданных ей депутатов

0
888

Другие новости