0
4934
Газета Стиль жизни Интернет-версия

17.04.2018 12:39:00

У женщин появился шанс победить столетиями державшуюся культуру замалчивания

Ксения Чагина

Об авторе: Ксения Чагина, переводчица

Тэги: женщины, сексизм, насилие, флешмоб, секс, домогательства, феминизм


женщины, сексизм, насилие, флешмоб, секс, домогательства, феминизм Рисунок Олега Эстиса

В 2014 году в твиттере возник хэштег #YesAllWomen (#ДаВсеЖенщины) как ответ на ранее появившийся #NotAllMen (#НеВсеМужчины). Пользовательницы соцсети рассказывали о своем опыте столкновения с сексизмом и насилием. Цель – показать, что каждая женщина как минимум однажды подверглась тому или иному виду насилия от мужчины.

Я много обсуждала этот флешмоб с подругами и родственницами. Мы делились собственными историями, и большинство из них оказались связанными с сексуальными домогательствами. Многие рассказывали, что впервые столкнулись с приставаниями на улицах и в транспорте еще в детстве и раннем подростковом возрасте. И почти никто в то время не говорил об этом родителям или членам семьи. Спросите своих подруг сейчас; своих сестер, матерей, бабушек… У каждой из них будет, что вам поведать.

Примерно тогда же я рассказала обо всем этом другу. Он был искренне удивлен. Взрослый мужчина признался, что не предполагал, что женщины сталкиваются с домогательствами настолько часто. Конечно, сложно предположить, если никогда об этом не задумываешься. А не задумываешься потому, что на протяжении многих лет женщины носили эти переживания в себе, делясь разве что с близкими подругами.

Только сейчас (спасибо феминизму третьей волны) сексуальные домогательства стали темой для открытого обсуждения. В 2016 году в Украине появился хэштег #ЯНеБоюсьСказати (#ЯНеБоюсьСказать). Акцию начала активистка Анастасия Мельниченко на своей странице в фейсбуке. Вскоре хэштег подхватили в других социальных сетях, не только в Украине, но и в России, и Беларуси. Концепция флешмоба была схожей с #YesAllWomen – женщины рассказывали о случаях сексуальных домогательств и насилия из своих жизней и жизней своих знакомых. Об этой акции написали СМИ, ее комментировали известные люди.

Не обошлось и без критики. Причем многие критические высказывания вскрыли другую социальную проблему – виктимблейминг – обвинение жертвы. Классический пример – некто считает, что жертва изнасилования сама спровоцировала преступника – короткой юбкой, вызывающим поведением, чем угодно еще. Перечислять можно долго.

Вероятно, обвинения жертвы вызваны когнитивной ошибкой под названием «вера в справедливый мир». Грубо говоря, это когда кажется, что плохие вещи происходят с плохими людьми. Похоже, что такая позиция – скорее защитная. «Я-то хороший, со мной подобного не случится».

Однако, виктимблейминг также тесно связан с культурой замалчивания. Выносить сор из избы не принято. Это заметно и на примере скандала вокруг Харви Вайнштейна – голливудского продюсера, обвиняемого в многочисленных сексуальных домогательствах и изнасилованиях. Актрисы, ставшие жертвами Вайнштейна, рассказывали, что он платил им за молчание, запугивал. Многие просто боялись лишиться работы в киноиндустрии, ведь Вайнштейн был влиятельной фигурой.

Однако молчали не только жертвы. Как только скандал разгорелся, стало понятно, что для голливудской общественности поведение Вайнштейна не было тайной. Режиссер Квентин Тарантино признался, что знал достаточно, чтобы что-то предпринять, но ничего не сделал. Актриса Кейт Уинслет, получившая Оскар за фильм «Чтец», выпущенный кинокомпанией братьев Вайнштейн (The Weinstein Company), рассказала Variety, что до нее доходили слухи о неподобающем поведении продюсера, но она надеялась, что слухи ложные.

В любом случае понятно, что невозможно полностью утаить нечто подобное в Голливуде. Что уж говорить о куда менее многочисленной, но более обособленной Государственной думе?

Скандал вокруг депутата от ЛДПР Леонида Слуцкого вспыхнул, когда журналистки Фарида Рустамова, Екатерина Котрикадзе и Дарья Жук обвинили его в сексуальных домогательствах. Корреспондент телеканала «Дождь» Елизавета Антонова заявила, что не раз слышала о неподобающем поведении Слуцкого и что «об этом знает вся Госдума». Действительно, трудно поверить, что такое могло оставаться не замеченным в замкнутом коллективе. Однако, думская комиссия по этике, рассмотрев заявления журналисток, не обнаружила в поведении депутата никаких нарушений. Фактически в Госдуме заявили: домогательства – это нормально. В таком случае неудивительно, что женщины редко открыто говорят о насилии, с которым сталкиваются (тем смелее поступок журналисток!).

Вернемся к Харви Вайнштейну. Скандал с голливудским продюсером сделал невероятно популярным хэштег #MeToo (#ЯТоже), опять же, близкий по смыслу к #YesAllWomen и #ЯНеБоюсьСказати. Как выражение солидарности с жертвами сексуального насилия фразу «Я тоже» впервые употребила общественная активистка Тарана Берк, но массово #MeToo распространился после поста актрисы Алиссы Милано в твиттере. В первые же сутки появилось более пятисот тысяч твитов с этим хэштегом, а в фейсбуке за двадцать четыре часа его использовали 4,7 миллиона человек. Все это послужило триггером для очередного обсуждения проблемы и вызвало волну гнева и протестов против сексуальных домогательств.

Похоже, изначально никто не подозревал, насколько мощными окажутся последствия скандала. В кратчайшие сроки Харви Вайнштейн был лишен наград и уволен с поста сопредседателя The Weinstein Company. Сама компания объявила о банкротстве уже в марте 2018 года.

На этом фоне заявление думской комиссии по этике кажется, как минимум, странным. Вместо Слуцкийгейта, громкого скандала или хотя бы публичного порицания сексуальных домогательств, мы получаем буквально их одобрение. А широкое обсуждение этого случая (за пределами феминистских и журналистских кругов), похоже, закончилось, не успев толком начаться.

Культура замалчивания все еще очень сильна. У абсолютного большинства российских женщин сокрытие печального опыта давно вошло в привычку. Но именно сейчас у нас есть шанс изменить положение дел. А для этого нужно говорить – много, честно и открыто – о сексуальных домогательствах, о насилии, с которым, сталкиваются женщины. Тарана Берк использовала свое теперь всемирно известное «Я тоже», продвигая идею «расширения возможностей через сопереживание». Эта идея и правда работает. Когда говорят одни женщины, вслед за ними говорят и другие. Когда о своем опыте на весь мир рассказывают знаменитости, остальным становится проще рассказать о своем. Пользовательницы соцсетей делятся своими историями, поддерживают друг друга и действительно становятся сильнее. Еще несколько лет назад женщины были готовы терпеть сексуальные домогательства, бытовой сексизм и домашнее насилие. Но сейчас, благодаря #MeToo и #ЯНеБоюсьСказати, благодаря тому, как легко вдруг открылся истинный масштаб трагедии, женщины массово отказываются все это терпеть. Наконец-то нам представился шанс победить столетиями державшуюся культуру замалчивания. Если мы хотим лучшего будущего для себя, для своих дочерей и сыновей, для всех – мы должны поддержать женщин, осмелившихся говорить, прямо сейчас.

А для мужчин, до сих пор не разобравшихся, в чем разница между ухаживаниями и домогательствами, у меня есть бонус. Специально для вас блогерка Энн Виктория Кларк разработала изящный мысленный эксперимент, позволяющий определить, приемлемо ли ваше поведение. Называется он «метод Скалы» и заключается в следующем: всякий раз, как вам захочется оказать женщине то или иное внимание, представьте на ее месте Дуэйна «Скалу» Джонсона. Стали бы вы так вести себя с ним? Элементарный, но действенный прием, не побрезгуйте им в следующий раз (кстати, сам Джонсон этот метод одобрил). И знайте, сексуальные домогательства – это неприятно, травмирующе и зачастую очень страшно. Разве не очевидно, что без них мир станет лучше?

Санкт-Петербург


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


В Торонто завершаются соревнования претендентов

В Торонто завершаются соревнования претендентов

Марина Макарычева

Сергей Макарычев

За три тура до финиша лидировали Ян Непомнящий и Тань Чжунъи

0
1628
На углу Мясницкой и Чистопрудного

На углу Мясницкой и Чистопрудного

Евгений Лесин

Андрей Щербак-Жуков

Подробная азбука-энциклопедия главных поэтических хулиганов Москвы столетней давности: от Мариенгофа до Есенина

0
5022
Конституционный суд теоретически заступился за граждан

Конституционный суд теоретически заступился за граждан

Екатерина Трифонова

Жертвам семейных конфликтов не запрещено требовать уголовного преследования обидчиков

0
2693
Женская привлекательность как чудо

Женская привлекательность как чудо

Алексей Соколов

Мимолетные встречи с ослепительными либерийскими красавицами

0
7941

Другие новости