0
1524
Газета Главная тема Интернет-версия

25.07.2002 00:00:00

Большая жратва

Тэги: дюма, классика, литература, юбилей


Его отец был мулатом, наполеоновским генералом, хотя и не крестником самому полководцу. Но Александр Дюма не только смуглостью напоминает нам великого русского классика. Дюма, как и Пушкин, был культурным универсалом. Правда, уже в области массовой культуры.

Большая советская энциклопедия (попутно переврав год рождения Дюма) прикладывает генеральского сына следующим образом: "Его романы неглубоки и искажают историческую действительность". И это сущая правда.

В самом деле, Дюма открыл универсальный закон на кухне массовой культуры. И заключается он в том, что потребителя интересует не исходный вид овощей, а конечный продукт: тот, что в тарелке. История шинковалась произвольно, да и кошка часто выдавалась за тушеного зайца. Но! Едоки приключенческого чтива только нахваливали варево, уплетая блюдо за обе щеки.

Другой пример. Однажды Дюма издал книгу "Две недели на горе Синай" - книгу о путешествии в Египет, где сам никогда не был. Но вот парадокс - современники пользовались ей, как романом Джойса в прогулках по Дублину. Таская под мышкой фальшивый путеводитель, французы восторгались тонкими наблюдениями автора, а египтяне слали ему приветственные письма. То есть в очередной раз Дюма доказал, что выдумка лучше правдивых историй. Выдумка обладает куда большей силой - она отрывается от обстоятельств. Не говоря уж о том, что именно Дюма стал автором известного выражения "развесистая клюква". Именно под ее сенью он театрально отдыхал в путешествиях по России.

Его писательская карьера и началась-то с театра - он стал писать романы, уже будучи знаменитым в мире кулис. Тогда-то и появились его знаменитые романы. Всего каких-нибудь пять лет - и на тебе: "Три мушкетера" - 1844-й, "Двадцать лет спустя" - 1845-й, тогда же "Королева Марго", а дальше "Граф Монте-Кристо" - с 1845 по 1846-й и "Виконт де Бражелон" - с 1848 по 1850-й.

Второе открытие на кухне масскульта тоже приписывают Дюма. Как мы помним, именно с его именем связывают понятие "литературные негры". Если учесть, что в жилах "толстяка" текла "черная" кровь, это название далеко не оскорбительно. В конце концов не он первый, не он последний. Просто его имя впервые стало брэндом, этикеткой, которую могли нашивать на конечный продукт. Сам же он, как шеф-повар, только прохаживался вдоль кипящих кастрюль. Он был дирижером вкуса.

И следующее открытие было для масскульта таким же знаковым. Дюма научился продавать свои блюда. Написав несколько пьес, он печатал анонимные объявления типа "Придет ли сегодня на представление тот господин, которого я видела в среду? Я без ума от вас. Встретимся на "Нельской башне". Ваша возлюбленная".

Эффект понятен.

PR Дюма при этом был непридуманным - вся его жизнь оказывалась необременительной саморекламой. Но это была его жизнь, он совершал свои безумства по собственной воле, а не под надзором специалиста по рейтингам.

Последняя книга Дюма - "Большой кулинарный словарь". Этот словарь у нас до сих пор не издан и лишь частично печатался в журнале "Новая Юность". А жаль. Ведь именно в этой книге Дюма явил себя во всем размахе своей личности, именно тут мешаются кухни разных народов и среди перепелиных яиц и фуа гра можно отыскать рецепт приготовления вороны. Да, в этой книге за шпагу работает вилка и нож - но это фехтование не менее интересно, чем потасовки его мушкетеров.

Спекуляции на недвижимости, странствия по миру, столоверчение, женщины, которые возникали и исчезали со скоростью появления и исчезновения персонажей в его книгах - да, все это пасовало перед кулинарией. Придумав четырех героев, он разложил себя по классическим характерам(от сангвиника до холерика) - но большую часть себя отдал Портосу.

Истории про женщин составляют половину анекдотов о Дюма. Пересказывать их - все равно что пересказывать блюда, которые никогда не пробовал. Так что сначала - настоящее. А именно. Вот вам луковый парижский суп по рецепту классика: "Очистите и нашинкуйте пять-шесть луковиц, припустите их на сливочном масле, потом залейте лук полутора литрами теплого молока. Поварите четверть часа, протрите лук через сито, положите обратно - и до кипения. Ну и заправьте сливками с тремя-четырьмя вареными желтками, тертым сыром. Подайте на стол с гренками".

Накануне двухсотлетия французы решили переместить прах Дюма в Пантеон. Жест символичный - мировые тиражи его романов куда больше, чем тиражи Золя или Гюго, которые тоже лежат в Пантеоне. Будь французы поклонниками кладбищенского юмора, они перекрестили бы на надгробной плите гусиное перо с вилкой.

Но нам с вами совсем не важно, где он лежит. Его фирменные блюда "четыре друга-спецназовца" (или "жена олигарха, укрывающая любовника во время бандитских разборок" или "авторитет, вернувшийся с зоны и, став олигархом под чужим именем, вершит воровскую разборку") долговечнее и Пантеона, и всех его обитателей. Потому что они, как настоящие рецепты, допускают бесконечное количество толкований поколениями кулинаров, которым только осваивают "большую жратву" от Александра Дюма.

Кушать подано. Пожалуйте жрать.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Дистанционное голосование массированно протестируют на низовых выборах

0
749
Судебная система России легко заглотила большого генерала

Судебная система России легко заглотила большого генерала

Иван Родин

По версии следствия, замглавы Минобороны Иванов смешал личные интересы с государственными

0
1267
Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Екатерина Трифонова

Принимать решения без присутствия всех сторон процесса получается не всегда

0
927
Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

0
485

Другие новости