0
5935
Газета Главная тема Интернет-версия

28.11.2019 00:01:05

Как будто Энгельс и Маркс

Борис Гребенщиков и Андрей Макаревич в книжном мире

Тэги: андрей макаревич, борис гребенщиков, ссср, русский рок, виктор цой, период застоя, железный занавес, перестройка, проза, поэзия, история, империя зла, константин кинчев, гарик сукачев, песни, философия, буддизм


43-9-1350.jpg
Джоанна Стингрей и Борис Гребенщиков в ее
джинсах и ее кедах. Иллюстрация из книги
Джоанны и Мэдисон Стингрей
«Стингрей в Стране Чудес»
27 ноября исполнилось 66 лет поэту, музыканту, лидеру группы «Аквариум» Борису Гребенщикову. 11 декабря исполнится 66 лет поэту, музыканту, лидеру группы «Машина времени» Андрею Макаревичу. Два столпа русского рока, два его мощных эгрегора – московский и санкт-петербургский. Их коллега по музыкально-поэтическому цеху поэт, музыкант, лидер группы «Несчастный случай» Алексей Кортнев уважительно спел: «А Макар и БГ – как будто Энгельс и Маркс». Если вдруг кто-то не знает: Макаром и БГ их испокон веку зовут друзья и поклонники.

Они дружны около сорока лет, всегда внимательно следили за творчеством друг друга. Неоднократно играли вместе. Признаюсь, я лично и того, и другого впервые увидел вживую на сцене в одном концерте – на открытии выставки «Митьки в Москве» в Московском доме молодежи в 1990 году… Да, между ними, как и между возглавляемыми ими музыкальными коллективами, много разного. Но многое их и роднит. В том числе близость обоих музыкантов к книжно-литературному миру. И сами они писали и пишут, и другими о них написано немало. И перед тем как рассказать о новых книгах, хочется вспомнить старые.

В моей личной библиотеке самая старая книга о группе «Аквариум» датирована 1989 годом. У этой брошюры нет ни выходных данных, ни каких-то других опознавательных знаков. Лишь мелким шрифтом сообщается, что 30 000 экземпляров было отпечатано в таллинской типографии. А на последней странице обложки сообщается: «Подбор материалов и авторский текст Николая Мейнерта». Там же сказано, что он «социолог Гостелерадио Эстонской ССР, в 1980 году окончил философский факультет Московского государственного университета по специальности «История зарубежной философии», что он писал много статей о музыке и кино как для официальных советских изданий, так и для подпольных, самиздатовских журналов. В книге – краткая история группы, список прошедших через нее в разные годы музыкантов, дайджест прессы, которая в эти годы как раз начала замечать русский подпольный рок, цитаты из самиздата и по тем временам еще довольно маленькая дискография (в основном, конечно, неофициальные магнитоальбомы, на тот момент на студии «Мелодия» вышло только два диска группы, и еще – одна сторона на двойном альбоме «Красная волна. Четыре подпольные группы из СССР», вышедшем в Америке).

43-9-16250.jpg
Джоанна Стингрей, Мэдисон
Стингрей. Стингрей в Стране Чудес
/ Пер. с англ. А. Кана.– М.: АСТ,
2019. – 320 с. (Персона).
Гребенщиков редко по доброй воле занимался художественным осмыслением истории своей группы, предпочитал, как пелось в его песне тех лет, «двигаться дальше». А вот Макаревич сразу взял эту функцию на себя, не дожидаясь халтурных и малограмотных самопалов со стороны. Впрочем, может быть, они и были, но прошли мимо меня. Я же с большой радостью в 1991 году прочитал книгу биографической прозы о группе «Машина времени», написанную самим Андреем Вадимовичем. В интервью он мне однажды рассказал: «Книжка «Все очень просто» была написана 11 лет назад в тот момент, когда я понял, что не могу больше отвечать на одни и те же вопросы журналистов про то, как образовалась группа «Машина времени». Тем паче что они все равно расспрашивают, расспрашивают, а потом перевирают ужасно… Я подумал: напишу маленькую книжечку и буду всем раздавать – пользуйтесь, мол, ею как справочником. А потом я как-то увлекся этим делом, втянулся, мне стало интересно». С одной стороны, это была история уже тогда легендарного коллектива, с другой – это был литературный дебют музыканта, и предисловие написал ни много ни мало Александр Кабаков. Мастерство рассказчика, продемонстрированное уже в этой книге, Макаревич позднее неоднократно показывал в последующих рассказах и повестях.

Гребенщиков также пробовал себя в художественной литературе. Еще в юности, в начале-середине 70-х – его пьеса абсурда из жизни питерских неформалов «В объятиях Джинсни», лирическая зарисовка «По другую сторону дня» и «Роман, который никогда не будет окончен» ходили в самиздате. В 1987 году в журнале «Аврора» вышла повесть-сказка «Иван и Данило» – изящная, остроумная, афористичная, стилистически выверенная, соединяющая фольклор и традиции юмора абсурда. В 1992-м все эти произведения вышли в виде книги и с тех пор несколько раз переиздавались.

43-9-18250.jpg
Джоанна Стингрей, Мэдисон
Стингрей. Стингрей в Зазеркалье
/ Пер. с англ. А. Кана.– М.: АСТ,
2019. – 288 с. (Персона).
В том же 92-м вышла и уже основательная книга о группе «Аквариум». Первым серьезным биографом коллектива стала Ольга Сагарева. Ее книга «Аквариум. 1972–1992» до выхода двухтомника Джоанны Стингрей, давшего повод для этой статьи, была наиболее полным и ярким документом первых 20 лет существования группы. С тех пор пошло-поехало. Политический обозреватель Илья Смирнов написал книгу, которую журналисты назвали «Взгляд на «Аквариум» как на веху в геополитической истории России». Очень разные воспоминания оставили два музыканта из старого, «золотого» состава коллектива: Всеволод Гаккель – обидчивые заметки «Аквариум» как способ ухода за теннисным кортом» и Андрей Романов (Дюша) полную света «Книгу Флейтиста». Трогательная книга воспоминаний Людмилы Гребенщиковой, матери поэта и музыканта, – «Мой сын БГ». Много писал о группе и второй ее сооснователь, одноклассник БГ, поэт, драматург Анатолий Гуницкий (Джордж). Они были собраны в книжку «Мой «Аквариум», а потом в несколько измененном виде – «Осторожно! Играет «Аквариум».

Самую основательную книгу об «Аквариуме» составили в 2003 году Алексей Рыбин и Александр Кушнир при участии Василия Соловьева-Спасского. Называется она «Сны о чем-то большем». Они разделили всю историю группы на этапы, каждый из которых был связан с записью того или иного альбома. Книга вышла в двух вариантах: огромного формата с множеством фотографий, каждая из которых могла бы стать постером, и небольшого формата, удобного для чтения. Гребенщиков книгу выверил и авторизовал.

О группе «Машина времени» тоже писали многие. Экс-ударник и экс-звукорежиссер коллектива Максим Капитановский выпустил свой ответ Макаревичу «Все очень непросто». Свою версию истории группы выпустил журналист Евгений Додолев. Ушедший из коллектива клавишник Петр Подгородецкий выпустил скандальную книгу «Машина с евреями».

43-9-2350.jpg
Три гитары: Евгений Маргулис, Андрей
Макаревич и Александр Кутиков.
Иллюстрация из книги Михаила Марголиса
«Машина времени. Полвека в движении»
В 2001 году вышла книга Макаревича «Сам овца», в которую кроме вышеупомянутой повести вошли еще две. Музыкант заявил о себе как серьезный писатель. Он продолжал линию автобиографической прозы. «Это такие рассказы самому себе, самим же собой и записанные», – рассказал автор в том же интервью. А на вопрос, собирается ли он писать что-то совсем уж вымышленное, Макаревич тогда ответил: «Я пока не ощущаю за собой способности к придумыванию сюжетов. Мне кажется, что это какой-то отдельный дар – может быть, он мне не присущ…» Но со временем оказалось, что присущ: в 2011 году вышла повесть «Евино яблоко», герой и сюжет которой были вымышленными. Параллельно выходили и сборники историй из жизни и наблюдений за жизнью – «Вначале был звук» и «Живые истории». А первая книга несколько выросла и была переиздана как «Все еще сам овца».

В 2005 году вышла книга Макаревича под редакцией его друга, профессионального врача Марка Гарбера «Занимательная наркология». В ней музыкант высказал свое отношение к спиртным напиткам и рассказал, где, когда, с кем и что выпивал. Позднее эта книга разрослась и превратилась в красочное издание «Мужские напитки». Вторым томом к ней вышло также написанное вместе с Гарбером издание «Мужская кулинария». Это и увлекательное чтение, и собрание полезных рецептов…

Гребенщиков мемуаров не писал. Однако Андрей Лебедев, изучив десятки, а может быть, и сотни интервью с музыкантом, составил из цитат книгу «Борис Гребенщиков словами Бориса Гребенщикова». В ней и история группы, и жизнь самого БГ, и отражение его непростых философских взглядов. Кстати, о философии – в 2005 году вышла книга буддийского учителя Чокьи Нима Ринпоче «Путеводитель по жизни и смерти» в переводе Гребенщикова.

43-9-17250.jpg
Михаил Марголис. Машина
времени. Полвека в движении:
настоящая история главной
рок-группы страны.
– М.: Бомбора, 2019. – 288 с.
Ну и, конечно, неоднократно выходили сборники песенных текстов как одного, так и другого музыканта. Издатели Гребенщикова особенно не упражняются в фантазии. На обложках книг неизменно две буквы «Б.Г.», иногда шире – «Песни Б.Г.». Под обложкой – тексты по альбомам в хронологическом порядке, в конце «Песни, не вошедшие в альбомы». Меняется только толщина книг – в первом сборнике было 464 страницы, в самом новом – 800.

Книги Макаревича оформлены изобретательнее. Хочется отметить двухтомник «Стихи. Графика» и «Песни», вышедший в 2017 году. Он, как и многие здания втора, иллюстрирован его же рисунками. Гребенщиков тоже рисует, репродукции его картин есть в сборнике «Не песни», составляющем двухтомник с книгой, которая называется, как и у Макаревича, «Песни». Они выходили в 1997-м и были переизданы в 2002-м.

Ну и наконец о новинках. Этот год для группы «Машина времени» юбилейный, коллективу исполнилось ровно полвека. К юбилею вышла книга журналиста Михаила Марголиса. Это основательно переработанный автором текст книги «Затяжной поворот», выходившей 10 лет назад к 40-летию группы. Это мощное полотно. В основе книги десятки интервью с музыкантами, игравшими в коллективе, их друзьями и современниками. Кроме того, в новом издании описаны 10 последних и очень важных лет и старый материал заметно переработан. Что-то, что раньше было репликой, прямой речью, было проанализировано и осмыслено автором. Ну и, конечно, книга роскошно проиллюстрирована фотографиями разных лет.

Двухтомник, написанный Джоанной Стингрей и ее дочерью Мэдисон Стингрей, – это воспоминания о 80-х годах. «Стингрей в Стране Чудес» повествует об их первой половине, о периоде застоя, самом мрачном времени, каким бывает последний час перед рассветом, «Стингрей в Зазеркалье» – о конце того десятилетия, о перестройке, о том, как изменилась наша страна всего за пару лет. В книга выразительно описаны чувства молодой американской певицы, которая приехала в мрачную «империю зла». Она пугалась всего, видела невеселые лица… Но ей посоветовали найти в Ленинграде музыканта Бориса, и после встречи с ним мир преобразился, заиграл яркими красками. Стингрей открыла для себя, а потом и для западного мира советский музыкальный андеграунд. Вслед за Гребенщиковым она познакомилась с Виктором Цоем, Сергеем Курехиным, потом Константином Кинчевым, Андреем Макаревичем, Гариком Сукачевым, многими и многими другими… В Советском Союзе в лице гитариста группы «Кино» Юрия Каспаряна она нашла свою любовь. Она привозила подпольным ленинградским музыкантам из США инструменты, а назад увозила их записи. В результате вышла пластинка «Красная волна»… «Сколько ни говори ей «спасибо» – все будет мало», – написал о Стингрей Гребенщиков. Но и для нее русское музыкальное подполье стало смыслом жизни. Об этом спустя три десятилетия она пишет увлеченно, радостно и с массой точных подробностей.



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Юрий Юдин

85 лет тому назад отдельным сборником вышла книга «Малахитовая шкатулка»

0
1186
Нелюбовь к букве «р»

Нелюбовь к букве «р»

Александр Хорт

Пародия на произведения Евгения Водолазкина и Леонида Юзефовича

0
832
Стихотворец и статс-секретарь

Стихотворец и статс-секретарь

Виктор Леонидов

Сергей Некрасов не только воссоздал образ и труды Гавриила Державина, но и реконструировал сам дух литературы того времени

0
400
Хочу истлеть в земле родимой…

Хочу истлеть в земле родимой…

Виктор Леонидов

Русский поэт, павший в 1944 году недалеко от Белграда, герой Сербии Алексей Дураков

0
561

Другие новости