0
2092
Газета Телевидение Интернет-версия

02.10.1999 00:00:00

Культура чтения на АТВ

Тэги: АТВ, чтения, Ефремов


-СКАЖИТЕ, Григорий, когда началась работа над сериалом?

- В июне руководство АТВ - Анатолий Малкин и Галина Скоробогатова, - посмотрев мой вгиковский фильм "Коллаж", предложило мне включиться в работу с Ефремовым. К этому времени была разработана первоначальная концепция съемок - каждый месяц в течение года на ТВ показывают сериал, состоящий из 24-28 пятнадцатиминутных серий. Каждый день.

По просьбе Олега Николаевича мы начали снимать наш сериал в Мелихове, мемориальной чеховской усадьбе. Все 24 серии снимали в "военных" условиях, в спешке - более четырех дней не мог сниматься Ефремов. Решали на месте то, что можно было бы решить заранее. Для съемок использовали все пространства - комнаты усадьбы, террасу, скамейки, хозяйственный двор, кухню и малюсенький домик, где была написана "Чайка".

Ефремов болен, ему трудно в кадре вставать, ходить из комнаты в комнату, прогуливаться по аллее, сесть на скамейку - поэтому, читая Чехова, он большей частью сидит. Ефремов, являясь главным и единственным центром этой работы, невероятно интересен и загадочен сам по себе. Не деланным внешним выражением, не актерской позой, не "взятой" ролью или умно рассчитанным поведением. Он интересен своим открытым взглядом, мудрой интонацией, ефремовской манерой говорить и реагировать на собственные мысли и ощущения. От его лица трудно отвести взгляд. Я сейчас монтирую, и мне кажется, что сериал можно смотреть без звука - слишком уж самодостаточны жесты Ефремова, его мимика, выражение мудрого, подвижного лица, улыбка.

Мне было неловко, да и не хотелось уговаривать, "работать" с ним - читает он повесть так, как хочет сам. Никаких дублей! И в Москве мы текст почти не репетировали. Мы так спешили, что даже не успели набрать актерскую группу в Москве - кроме Ефремова, в сериале снялись сотрудники музея и жители Мелихова.

- Какие у них были роли?

- Мне не хотелось, чтобы эти мини-сценки касались сюжета. Не хотелось буквальных иллюстраций. Люди входят в комнаты, пьют чай, слушают, как читает Ефремов, сидят на террасе, ходят по аллеям, купаются в пруду - как актеры самодеятельного театра, репетирующие в Мелихове спектакль. Поэтому мы видим этих статистов то в костюмах чеховских времен, то в их собственной одежде. Есть там и небольшая беседа Ефремова с Юрием Бычковым - директором мелиховского музея, который рассказывает о крупном проекте преобразования усадьбы в культурный и фестивальный центр.

- Что лично вы привнесли в замысел сериала?

- Мне показалось, что нужны не только чтения, но и комментарии к чтению, отступления, воспоминания, размышления. Но только ни в коем случае не театральные байки от Ефремова, а конкретные, очень личностные мысли. Предположим, у Чехова в тексте заявляется тема, и тут же, подняв глаза от книги, Ефремов репризно излагает свой взгляд на этот предмет, рассказывает истории "по поводу", даже анекдоты.

- Как рождались эти истории, отступления?

- Что-то мы оговаривали заранее, что-то Ефремов импровизировал на ходу, какие-то вопросы я задавал в паузах. Нам в помощь приехал Иван Кононов, ведущий программы "Времечко. Ночной полет". "Моя жизнь" - это исповедь, рассказ от первого лица. Это придает особый оттенок ефремовским чтениям. Не хочу показаться циничным, но ведь в этом сериале Чехов нас интересует меньше, чем легенда театра и кино, артист Ефремов. Его увлекательные и живые мысли рождаются здесь и сейчас, в диалоге с Чеховым, и вместе со зрителем актер сам получает от них удовольствие. Но как только Ефремов берется за книгу, он словно перемещается в другое пространство. Теперь на монтаже я мучаюсь тем, что хочется в каждой серии давать больше ефремовских комментариев, воспоминаний и характеристик самого себя, но тогда "Моя жизнь" Чехова окажется необязательным фоном, что дискредитирует замысел. Из отснятого материала можно отдельно смонтировать сериал-интервью под условным названием "Комментарии". Было бы глупо потерять эти записи, и я надеюсь, что после окончания монтажа сериала АТВ оставит исходники в своем архиве.

- Я полагаю, что для вас было принципиально, что актер читает не наизусть, а по книге.

- Это именно то, что было задумано Малкиным и Скоробогатовой. Сам стиль традиционных литературных чтений подсказывает: на уютной подмосковной даче собираются несколько человек, пьют чай и слушают рассказчика, едва ли не самого автора. Чтение здесь и сейчас. Когда читают стихи, это может гипнотизировать слушателя. Когда читают прозу, это - простая история, рассказанная простыми словами. Предложение за предложением. Мы попытались передать в телезаписи те чувства, которые испытывает человек, вчитывающийся в книгу, - или наедине с самим собой, или в семейном кругу.

- Можно соотнести замысел АТВ с культурой телевизионных спектаклей и литературных чтений советской эпохи. Что это, желание возродить традицию, которой владели Козаков, Юрский, Андроников?

- Безусловно. Олег Ефремов в своем вступлении, в первой серии говорит о том, что "Чтения" - это эксперимент, призванный опровергнуть мысль, что телевидение, где доминирует громкий, аттракционный стиль вещания, перестало быть семейным, интимным видом общения. С другой стороны, АТВ облекло традицию в более современные формы - сериал, которые сегодня смотрят охотнее, нежели большеформатные передачи. Выдержали мы и стиль сериала - никакой эффектной театральности, никакой "атмосферы" чеховской усадьбы, никаких наплывов и загадочного света, никаких "теней Антон Палыча". Не хотелось делать акцент на личных вещах Чехова: к примеру, очки писателя - на них медленно наезжает камера и потом расфокусировка... У нас все сделано жестче и проще. В некоторых кадрах - даже съемочный процесс.

- Где снимались Алла Демидова и Михаил Ульянов?

- Борис Бланк снял Ульянова в Доме-музее Островского на Ордынке. Кирилл Серебренников отказался от усадеб - у него вообще сериал построен на контрасте Демидовой и Бунина. Алла Сергеевна читает рассказы в техногенной обстановке, среди телевизоров, компьютерной техники, огоньков эквалайзера. Где-то Демидова ведет машину, где-то танцует.

- Кто еще будет сниматься в рамках проекта?

- Юрий Любимов с "Евгением Онегиным", Олег Табаков с "Театральным романом", Алексей Петренко с русскими народными сказками для взрослых. Я знаю, ведутся переговоры с Константином Райкиным, Алексеем Баталовым, Леонидом Броневым.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Юрий Юдин

85 лет тому назад отдельным сборником вышла книга «Малахитовая шкатулка»

0
1034
Нелюбовь к букве «р»

Нелюбовь к букве «р»

Александр Хорт

Пародия на произведения Евгения Водолазкина и Леонида Юзефовича

0
732
Стихотворец и статс-секретарь

Стихотворец и статс-секретарь

Виктор Леонидов

Сергей Некрасов не только воссоздал образ и труды Гавриила Державина, но и реконструировал сам дух литературы того времени

0
354
Хочу истлеть в земле родимой…

Хочу истлеть в земле родимой…

Виктор Леонидов

Русский поэт, павший в 1944 году недалеко от Белграда, герой Сербии Алексей Дураков

0
487

Другие новости