0
1412
Газета Телевидение Интернет-версия

08.09.2001 00:00:00

Торжество московского стиля

Тэги: попцов, твц


ОЛЕГ МАКСИМОВИЧ, какие перемены запланированы на ТВЦ в новом сезоне?

- Естественно, мы готовим некоторые премьеры. Что-то уже опробовано на ходу, лето мы использовали для эксперимента, несмотря на то что лето на телевидении - это время повторов. Повторы, кстати сказать, зачастую собирают большую аудиторию, чем новые программы, это дает возможность понять, что нужно поставить на лучшее время, а что - из эфира убирать. Премьеры придут на место программ, которые, по нашему мнению, должны сойти с дистанции.

Важно помнить, что ТВЦ в отличие от других каналов работает в некомфортных условиях, в этом есть несправедливость: ни один канал не работает со "вставной челюстью". Тот факт, что на канале работают две телекомпании, разрушает и зону влияния, и зрительский зал. Вы приходите на некий спектакль, вам начинают его показывать, потом говорят: "Через пару часов мы продолжим". Зритель, естественно, уходит. Такой разрыв происходит утром, днем и, что главное, вечером. Если бы в таких условиях поработали наши коллеги на других каналах, можно было бы поговорить и о рейтинге.

Вообще, когда речь заходит о рейтингах, я не могу сдержать усмешки. Равные стартовые условия - это прежде всего равные деньги. Я слышал, что Киселев на этот год запросил для своего канала примерно 80 миллионов долларов, у нас цифры кратно меньше.

Это не значит, что мы нищие, упаси бог, но┘ факт есть факт.

- Кого вы считаете своим прямым конкурентом?

- Мы конкурируем практически со всеми каналами. Здесь нужно учитывать одну вещь: у нас очень велика сила привычки. Если человек привык смотреть программу "Время", то он будет ее смотреть вне зависимости от качества. Я помню, чего мне на РТР стоило преодоление этой самой силы привычки. Мы сделали не самый плохой канал, но все равно по аудитории проигрывали ОРТ.

Возвращаясь к вашему вопросу о новом сезоне на ТВЦ, могу сказать: это будет сезон, в основе которого четыре обязательных составляющих. Первая: выступление против фронтальной дебилизации общества, в которую, надо признать, все журналисты вносят не самую малую лепту. Я повторял и буду повторять свои принципы: зрителя нужно заставлять вставать на цыпочки и побуждать его смотреть чуть дальше, чем он привык видеть. Всегда возникает вопрос - кто кого ведет. Вы зрителя или вас зритель. Я сторонник первого.

Сейчас стало модно утверждать, что у нас нет объединяющей идеи и что понятие великая Россия таковой идеей быть не может. Не согласен. Это прекрасная идея! Что постыдного в том, если человек считает свою страну великой? Не надо пыжиться, надо стране возвращать чувство собственного достоинства. В этом состоит одна из задач нашего канала. Это второе.

Третья составляющая: на ТВЦ будет торжество московского стиля в хорошем смысле этого слова. Мы будем разрабатывать концепцию московского стиля в самых разных направлениях: наука, искусство, архитектура, быт и т.д. Это будет постоянная, полнокровная и очень активная линия канала.

И, наконец, четвертое. Я сторонник социально активного телевидения. У неблагополучного общества не может быть внесоциального телевидения. Я никогда не приму позицию: пипл схавает. Зритель должен быть активной частью телевидения не только в рейтинговом исследовании, он должен быть инициатором телевизионных идей, поэтому мы должны быть предельно открытыми. Нельзя питаться энергетикой толпы, нужно толпу превращать в народ, а народ - в общество.

- О дебилизации зрителей. Я просмотрел программу вашего канала, около пяти часов в день занимают сериалы, плюс к ним идут советские фильмы...

- Давайте говорить конкретно. "Три жизни Софии" - очень неплохая работа, в ней заложена серьезная мораль. Нужно смотреть на качество. Поток американских фильмов пятого сорта - вот пагубное явление! Я противник того, чтобы на экране торжествовали только кровь и сперма! Идущее у нас "Чисто английское убийство" я считаю хорошей работой: какой сценарий, какая игра, какое чувство юмора. Сериал "Комиссар Наварро" - один из лучших французских сериалов, "Деррик", с моей точки зрения, - это интеллектуальное кино. Мне на днях принесли данные опроса: фильм "Добровольцы" вошел в пятерку лучших фильмов, показанных на канале. А ведь по меркам прошлых лет это среднее кино, но люди устали от крови и насилия!

И еще одна проблема. Я пришел на канал, когда уже был подписан договор о кинопоказе. Фильмы покупаются пакетом, лучшее уже показали, все остальное нужно показывать, иначе договор будет сорван. Этот механизм надо иметь в виду. Тем не менее мы кардинально изменили концепцию нашего кинопоказа. Тут ведь все завязано на деньги. В свое время кинорынок разрушило нарождающееся НТВ. У них появились внушительные деньги, и они не торговались. И все мы, торгующиеся, сбивающие по сотне, а то и тысяче долларов, просели. Цены на кинорынке мгновенно подскочили.

- У меня вопрос к вам как к демократу первой волны: вы не находите, что в поддержании при помощи советских фильмов ностальгии по великим временам содержится большая неправда? Сейчас многое плохо, но, по большому счету, было хуже.

- Вы неправильно понимаете ностальгию. Отечественного кино сегодня, увы, нет. "Брат" и "Брат-2" культивируют американскую традицию, на смену сериалу "Сага о Форсайтах" приходят, к примеру, "Менты", в этой ситуации вполне естественно, что у человека возникает желание посмотреть на молодого Ульянова, насладиться его замечательной игрой. Это не значит, что в той жизни была правда! Зритель хочет человеческих чувств. Вы знаете, какой рейтинг имел "Обыкновенный фашизм" Ромма? Колоссальный! Парадокс? Нет. От отсутствия ума на экране - устали.

Ностальгию, о которой вы говорите, испытывают старые коммунисты, и в какой-то степени они правы. Мы провели реформы, которые сыграли на руку минимальному меньшинству, а большинство оказалось отброшенным! Если вы приедете в город Губаха Пермской области, а потом окажетесь в Перми, вы почувствуете разрыв лет в пятьдесят! Реформы делали люди, вышедшие из жерла социализма, причем теми же средствами, что и большевики. Они совершили еще одну революцию под девизом полного отрицания прошлого.

Но я не могу сказать, что вы совсем не правы. Если не придет новое кино, мы будем постепенно сдавать плацдарм.

- О политической составляющей. Ваш канал в просторечии называют лужковским...

- Он лужковский, потому что Лужков - мэр Москвы. Я отвечаю за свои слова. На сегодняшний день ТВЦ - наиболее независимый канал. Мы не пытаемся участвовать в соревновании - кто ближе к президенту. Есть ли давление? Ну разумеется, есть, но оно в пределах жизненной нормы. Мы спорим, и с нами соглашаются. Лужков никогда не опускается до вмешательства в эфир. Если бы было иначе, я просто бы здесь не работал.

- Вы можете критиковать Лужкова?

- Мы критикуем Лужкова. Мы говорим о чиновничьем прессинге в Москве, о некачественной сдаче строительных объектов, о милицейских поборах на дорогах города, о безобразиях на рынках, о наркотиках┘ Как вы догадываетесь, это не комплименты.

- То, о чем вы говорите, не есть критика Лужкова.

- Критика власти не является самоцелью. Скажите мне, за что надо критиковать Лужкова?

- Отвечу вопросом на вопрос: вам нравятся все перемены в облике Москвы - новый храм, памятник Петру, зверушки на Манежной и так далее?

- Храм нравится. Зверушки - нет, а для памятника Петру просто бездарно выбрано место. Его надо было поставить в Петербурге на Васильевском острове на берегу залива, там он смотрелся бы великолепно. Зураб Церетели - хороший художник, но он не идеален в ощущении пространства. За это Зураба Константиновича на нашем канале критиковали. Что касается храма Христа Спасителя, то я считаю, что за его строительство Лужкову надо поставить памятник при жизни. Гриша Явлинский как-то говорил, что храм не нужен, что лучше деньги направить на пенсии. Во-первых, пенсии в Москве люди получают регулярно и они больше, чем где-либо, а во-вторых, храм - это движение в сторону вечности. Если мы сегодня стремимся вернуть позиции православия, то вполне логично, чтобы его Меккой стала Москва. Другое дело, что храм нельзя строить из заменителей, но это другая проблема.

Лужков - реформатор по натуре, и младореформаторы не могут простить ему одной вещи: почему по России в целом ничего не получилось, а в Москве - получилось?! За всем этим стоит простая человеческая ревность.

- Хочу вернуться к вашему каналу. В прошлые выходные в общей сложности в течение трех часов транслировались соревнования по конкуру, который, мягко говоря, не является самым популярным у нас видом спорта. Чем обусловлен этот выбор?

- Формула-1 - тоже не самый популярный вид спорта, теннис в свое время был спортом избранных. Наша задача - сделать некие соревнования популярными. К тому же я очень люблю лошадей, раньше даже занимался верховой ездой. У меня есть роман "Орфей не приносит счастья", в котором главным действующим лицом является лошадь. Когда я работал на РТР, многие заметили, какая заставка была у "Вестей". Тут, правда, сказалось не только мое пристрастие: лошадь по-древнеславянски значит весть. Близость к животному делает человека добрее. Седок сливается с лошадью, он - ее продолжение, и еще лошадь - совершенное творение природы. И потом, ТВЦ - московский канала, почему он должен игнорировать такую акцию в День города? Спрашивают: почему вы показываете ярмарку меда? Да потому, что ярмарка меда лучше, чем ярмарка оружия! Разговоры о том, что мы ее показывали лишь потому, что мэр неравнодушен к меду, просто нелепы. Во-первых, мед - абсолютно полезный продукт, а во-вторых, такая ярмарка - это возрождение отечественного производителя. Разве его не нужно поддержать?

- Если говорить о нашем телевидении вообще, по вашему мнению, оно соответствует современным требованиям?

- Нет. Сегодня средства массовой информации переживают колоссальный кризис, такого не было никогда. Основы этого кризиса заложили, увы, наши реформы в 1992-1994 году, когда было объявлено, что государство не может содержать средства массовой информации, они, грубо говоря, оказались на панели. Появившиеся к тому времени олигархи поняли, что государство отказалось от мощного инструмента, и они купили его. Журналистика попала в ловушку. Звучит критика власти, власть спокойно может ее не замечать, имея железный аргумент: все издания, все телеканалы раскуплены. Это в конечном итоге привело к гигантскому моральному кризису в стране, из которого она будет долго и мучительно выбираться. Авторитет журналиста, авторитет слова катастрофически упали. Если мы не начнем их восстанавливать, настанут совсем плохие времена...


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
1110
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1753
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1608
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
3019

Другие новости