0
6714
Газета Я так вижу Интернет-версия

19.12.2018 19:33:00

Турцию разделил текст школьной клятвы

Политические силы в Анкаре не готовы договариваться друг с другом

Тимур Ахметов

Об авторе: Тимур Шамшидинович Ахметов – журналист-международник, независимый эксперт по Турции.

Тэги: турция, политика, школьная клятва, общество, раскол


турция, политика, школьная клятва, общество, раскол Фото Cem Oksuz/Anadolu Agency/Getty Images

Следя за политическими процессами в Турции, никогда не знаешь, где проявится очередная линия общественного раздела. Сегодня в Турции идут споры о судьбе школьной клятвы, которую до недавнего времени ученики начальных школ по всей стране читали каждый день на протяжении полувека.

Начало традиции обязательного чтения клятвы для школьников было положено строителями нового государства, кемалистскими элитами в 1933 году, в 10-ю годовщину основания Турецкой Республики. Проект создания национального государства на обломках многонациональной и многоконфессиональной Османской империи предполагал сплочение разрозненных частей общества в единый монолит. По факту же эксперимент означал не всегда добровольную вкройку религиозных, национальных и идеологических меньшинств в установленные свыше идеологические рамки. Идея гражданства тесно переплеталась с принципами этнической принадлежности. Хотя в текст клятвы впоследствии и вносились изменения, сокровенный смысл текста был сохранен. Сегодня он звучит так:

«Я турок, я честен и трудолюбив.

Мои принципы – защищать младших, уважать старших,

любить мою родину и мою нацию больше себя.

Мои идеалы – расти и развиваться.

О великий Ататюрк!

По пути, что ты проложил для нас,

клянусь идти к целям, поставленным тобой.

Моя жизнь посвящена служению турецкому народу.

Как счастлив тот, кто говорит: «Я – турок!»

В 1994 году основатель влиятельной турецкой исламистской Партии благоденствия Неджметтин Эрбакан открыто выступил против школьной клятвы: «Сыны этой земли веками приступали к занятием с прочтением басмаллы. Вы пришли и запретили упоминать имя Господа. Что же вы навязали взамен? «Я турок, я честен и трудолюбив». Если ты произносишь это, то и курдские мусульмане тоже имеют право говорить: «Я курд, я честнее, я трудолюбивее». Хотя в 1997 году коалиционное правительство Эрбакана и было свергнуто военными, с приходом к власти в 2002 году умеренной исламской Партии справедливости и развития усилия по демонтажу «системы покровительства» кемалистского истеблишмента возобновились с новой силой.

В 2013 году Профсоюз работников образования, известный своими кемалистскими и в целом оппозиционными взглядами, обратился в Государственный совет, высший административный суд Турции, с требованием отменить действия правительства Эрдогана. Спустя пять лет, в октябре 2018 года, совет вынес решение в пользу возвращения клятвы в школы. Госсовет дал при этом понять, что без изменения краеугольных положений Конституции страны саму клятву отменить нельзя. Интересно, что именно изменение первых глав Основного закона страны о политическом режиме и основах республиканского строя до сих пор остается идеей фикс для Партии справедливости и развития, а также умеренных исламистских партий и сил страны.

Неудивительно было увидеть резкую реакцию правящей партии на недавнее решение Госсовета. Эрдоган и сеть политических сторонников президента среди общественных организаций выступили единым фронтом против решения Госсовета, которое, по их мнению, идет вразрез с демократическими ценностями, принципами равенства среди граждан и ранит чувства представителей национальных меньшинств. Госсовет все-таки смог выдержать очередную попытку правительства страны вмешаться в дела судебной власти во многом благодаря поддержке трех крупнейших партий страны – умеренно-кемалистской Народно-республиканской партии, Партии националистического движения и Хорошей партии.

В подобных непростых обстоятельствах партию Эрдогана можно было бы рассматривать в качестве главного поборника демократических ценностей в стране: в конце концов, она отстаивает идею создания более инклюзивной политической идентичности. Но шайтан кроется в деталях. В отличие от риторики действия правящей партии Турции показали, что опасность для социальной гармонии сегодня исходит из попыток подменить определение гражданственности, основанной на этнических атрибутах, концепцию гражданственности, в центре которой лежит конфессиональная принадлежность. Вопрос инклюзивновсти нацидентичности остается острым, как никогда. Целенаправленная десекуляризация всех общественных сфер Турции, ориентированная на создание идеи гражданства на основах суннитского ислама, не решает проблемы страны.

Таким образом, можно видеть, что начавшийся в XX веке эксперимент под названием «Турецкая Республика» продолжается и в XXI. Одни пытаются удержаться за старые порядки, явно отжившие и мешающие Турции развиваться в условиях общественной стабильности, другие же пытаются продавить свой проект авторитарной модернизации под лозунгом демократизации.



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Более половины белорусов не считают себя отдельной нацией

Более половины белорусов не считают себя отдельной нацией

Дмитрий Тараторин

Аналитики выяснили, какой образ будущего для Белоруссии выбирают ее граждане

0
784
Эрдоган готов утолить снарядный голод США

Эрдоган готов утолить снарядный голод США

Игорь Субботин

Поставки боеприпасов стали мостом между Вашингтоном и Анкарой

0
808
Орбана пытаются политически похоронить делом о коррупции

Орбана пытаются политически похоронить делом о коррупции

Геннадий Петров

Окружение премьер-министра Венгрии оказалось в центре громкого скандала

0
1454
В Поднебесной ждут перемен

В Поднебесной ждут перемен

Юрий Тавровский

В Китае хотят усовершенствовать модель развития

0
1624

Другие новости