0
795
Газета Войны и конфликты Интернет-версия

08.10.1999

Концепция национальной безопасности дает шанс продвинуть военную реформу

Тэги: совбез, безопасность


Побывав в Дагестане, премьер-министр Путин призвал "задуматься над концепциями национальной безопасности и военного строительства"
Фото Игоря Коротченко
ОДОБРЕНИЕ "Концепции национальной безопасности Российской федерации" на состоявшемся 5 октября совещании членов Совета безопасности РФ, судя по всему, открывает очередной этап в реформировании силовых структур нашей страны. Новый документ должен сменить предыдущий с аналогичным названием, введенный в действие указом президента Ельцина 17 декабря 1997 г. Конечно, столь короткий срок жизни основополагающего документа, на котором базируются ведомственные программы и доктрины - явление недопустимое.

Однако разработчики концепции обосновывают необходимость ее корректировки коренными изменениями во внешней и внутренней сферах. Прежде всего речь идет о двух факторах. Во-первых, обострилась борьба между двумя тенденциями, одна из которых отражает стремление к формированию многополюсного мира, а другая - свидетельствует о гипертрофированной роли в мировой политике Соединенных Штатов. Во-вторых, по словам экспертов из Совбеза, на содержание новой концепции оказала влияние активизация международного терроризма, от которого все более и более зависит положение внутри России.

По существу, Совет безопасности пытается дать ответ на два вопроса, вставших в последние месяцы перед Россией. Один задан агрессией НАТО в Югославии, второй - чеченской экспансией, поддержанной внешними силами. Нельзя не отметить, что реакция Совбеза на новые обстоятельства вполне своевременна. Однако главное, как представляется, состоит не в том, чтобы правильно расставить приоритеты при оценке опасностей. Успех или провал концепции будет определяться тем, насколько верно угрозы будут соотнесены с экономическими возможностями России и дееспособностью государственной власти. На базе документа 1997 г. приемлемого решения этой проблемы найти не удалось, что и предопределило его короткую жизнь.

Одобрение концепции Совбезом еще не означает немедленного введения ее в действие. На доработку документа отведено две недели, в ходе которых он должен быть обсужден в Совете Федерации и Государственной Думе. Лишь потом должен появиться указ президента, утверждающий новый документ. До этого момента его полный текст не оглашается. Однако известно, что концепция существенно похудела (с 38 страниц до 18) и по-прежнему рассматривает все сферы безопасности государства.

Наибольшие изменения претерпел раздел, посвященный военной безопасности. В частности, провозглашается необходимость увеличения военного бюджета и строгого соблюдения дисциплины финансирования Вооруженных сил. Впрочем, как показывает практика, гарантий того, что эти тезисы воплотятся в жизнь, нет.

Как и в прежней концепции, подчеркивается значение ядерного сдерживания. В частности, по информации "НВО", не изменились подходы к применению ядерного оружия.

Модернизация военного раздела концепции вызовет довольно существенные последствия. Весьма вероятно, что появится новый документ взамен утвержденных в прошлом году "Основ (концепции) военного строительства на период до 2005 года". Это, в свою очередь, скажется и на содержании военной доктрины, проект которой недавно доложил президенту министр обороны.

Принятие пакета документов, определяющих направления военного строительства, крайне необходимо. Более того, оно явно запаздывает. Это нетрудно заметить, если проанализировать выступления официальных представителей государственной и военной власти, сделанные за последний год. От провозглашения стратегических ядерных сил панацеей от всех внешних угроз (середина 1998 г.) перешли к славословию в адрес систем ПВО (март-июнь 1999 г.). Заявления, посыпавшиеся словно из рога изобилия после вторжения бандформирований в Дагестан, требуют резкого усиления Сухопутных войск и вооружений (как будто о катастрофическом состоянии сил общего назначения не было известно до августа текущего года).

Никакой разумной военной политики на базе этих метаний построить нельзя. Программы перевооружения войск и восстановления их боеготовности выполняются несколько лет, и если каждый квартал менять приоритеты, ни одна из них не будет выполнена. Экономические возможности России оставляют только один алгоритм достижения успеха: следующий масштабный проект можно начинать лишь после того, как будут решены основные проблемы предыдущего.

Заметим, что, по информации "НВО", на Сухопутные войска в этом году расходуется свыше половины средств, выделяемых на закупки вооружений. Основные проблемы частей, сражающихся на Северном Кавказе, состоят не столько в технической оснащенности (здесь интегральное превосходство федеральных сил несомненно), сколько в слабой обученности войск.

Необходимостью скорейшего принятия документов по строительству Вооруженных сил дело не исчерпывается. В России остро не хватает цельной программы реформирования оборонно-промышленного комплекса, который постепенно превращается в ахиллесову пяту системы обеспечения военной безопасности государства. Помимо хронической нехватки финансов это во многом связано с тем, что концепция преобразования оборонки в настоящее время отсутствует, а большинство ранее предлагавшихся проектов не было увязано с документами по военному строительству.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


ООН: проверено, мин нет

ООН: проверено, мин нет

Анатолий Исаенко

Россия находится на переднем крае миротворческой деятельности, но внимания ей можно было бы уделять и побольше

0
505
Умный остров: какими технологиями нашпигован Тайвань

Умный остров: какими технологиями нашпигован Тайвань

Цэн Лань-шу

Мария Осташева

Комфорт и безопасность гражданам обеспечивают инновации

0
1608
Как сохранить целостность страны

Как сохранить целостность страны

Эрнест Петросян

Геополитические интересы Москвы на современном этапе и пути их военно-политического обеспечения

0
3153
Почему Тереза Мэй ополчилась на российскую военную разведку

Почему Тереза Мэй ополчилась на российскую военную разведку

Ирина Дронина

Владимир Иванов

Важные решения в Лондоне по-прежнему принимают на эмоциональной, а не юридической основе

0
4117

Другие новости

Загрузка...
24smi.org