0
915
Газета Войны и конфликты Интернет-версия

29.10.1999 00:00:00

России навязывают второй чеченский фронт


Рисунок Вадима Мисюка
ГЛАВНЫЕ военно-политические события весны и осени этого года внешне предстают как некие близнецы-братья: принуждение военными методами югославского руководства к решению албанской проблемы и боевые действия федеральных сил России по уничтожению очагов терроризма на Северном Кавказе. Принципиальная разница лишь в том, что "международные центры силы" как бы поменялись местами при оценке происходящего.

Весной "челночная" дипломатия спецпредставителя президента РФ по урегулированию конфликта в Югославии оказалась практически невостребованной НАТО при решении проблемы Косово. Более того, отдельные отечественные властные структуры постоянно подстрекали общественность, чтобы российское военное вмешательство в боевые действия на Балканах все-таки состоялось, беря тем самым под свою опеку зарвавшегося диктатора Милошевича. Достаточно только вспомнить идею о присоединении Югославии к Союзу России и Белоруссии, или, скажем, заявления действующего генерал-полковника Виктора Чечеватова о создании добровольческого корпуса для отправки на Балканы. (В своих суждениях, как видно, он был не одинок, иначе с чего бы его выдвинули впоследствии на должность начальника Военной академии Генерального штаба, откуда, по сложившейся традиции, открывается прямая дорога в руководство Министерства обороны.) Запад просто не понимал подобной реакции Москвы, полагая, что раз уж Россия заявила о приверженности демократическим идеалам, то борьба против геноцида и терроризма на государственном уровне должна стать одним из основополагающих принципов и во внешней, и во внутренней политике.

Сейчас бронетехника - основное средство передвижения на дорогах Чечни.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Тем не менее этой осенью по прошествии двух месяцев успешных действий российских федеральных войск против чеченских бандформирований тот же Запад резко меняет отношение к борьбе с международным терроризмом. В ходе предпринимаемых в эти дни поездок по столицам европейских государств министру иностранных дел России Игорю Иванову приходится буквально отбиваться от нападок тамошних политиков и журналистов, упрекающих Москву в чрезмерном насилии на Северном Кавказе. К хору негодующих голосов присоединилась и государственный секретарь США Мадлен Олбрайт, заявляя, что "происходящее в Чечне является угрожающим и прискорбным фактором и что русские совершают серьезный шаг в неверном направлении". Первый ее заместитель Строуб Тэлботт срочно направляется в Москву для ведения переговоров по чеченской проблеме, затем он посещает республики Северного Кавказа и, прежде всего, Азербайджан и Армению. Аналитики отмечают возросшее внимание Вашингтона к Кавказскому региону и предсказывают скорое столкновение здесь американо-росскийских интересов. Куда только девались представления об общедемократических ценностях и лозунги об общности борьбы с международным терроризмом, который принес немало трагедий той же Америке?

Правда, и российская непоследовательность в объединении усилий по борьбе с общим злом удивительна. Прошло сорок дней после трагических взрывов жилых домов в Москве, Волгодонске, Буйнакске. В первые же часы американские спецслужбы выразили готовность помочь в расследовании. Однако только на прошлой неделе министр МВД Владимир Рушайло, находясь в Вашингтоне, обещал устранить некие "технические трудности" (?!), препятствующие въезду в Россию лучших американских сыщиков. А пока с целью налаживания контактов с западной общественностью Игорь Иванов повсеместно рекомендует доверять официальным сообщениям из Москвы и не поддаваться на дезинформацию из Грозного.

А за Ичкерией, как бы кому ни хотелось думать, стоит общественная поддержка значительной части мусульманского мира, проявляющего несравнимо большую солидарность, чем демократически умудренная Европа. Политического давления мусульман не могут не испытывать Вашингтон и столицы других цивилизованных государств. Но пока почитают за благо не вмешиваться в происходящее, считая чеченскую проблему внутренним делом России. Вопрос в том, надолго ли их хватит, чтобы не изменить позицию.

По-прежнему немалая часть западных политиков исповедует принцип: "Лучше иметь больную Россию, чем здоровый Советский Союз".

Военно-политическое руководство России ждут нелегкие испытания, по сути, открывается второй чеченский фронт - в сфере межгосударственных отношений. Малейшие уступки отзовутся поражением на фронте внутреннем. К чести премьера Владимира Путина его команда сохраняет твердость, как и те федеральные войска, которые ведут войну против чеченских террористов. Тем более что есть прецедент. НАТО жестко проводило свой курс в отношении Югославии и одержало победу. Сегодня же в России вера друг в друга - политики не сдадут военных, а военные не подведут политиков - ключ к победе, причем сразу на двух чеченских фронтах.


ГРОЗНЫЙ ПОД ПРИЦЕЛОМ

Военные получили самое главное - политическое решение на продолжение операции в Чечне, конечной целью которой является уничтожение всех террористов на территории Ичкерии. Руководство страны в лице прежде всего председателя правительства Владимира Путина, побывавшего в боевых порядках федеральной группировки, вселило в силовиков уверенность, что все их действия в непокорной республике будут поддержаны и не последует команды на сворачивание акции на Северном Кавказе. Решительность премьера плюс желание военных выполнять свой долг положительно сказались на планах и результатах войсковой операции.

По сути, без всякого объявления, что, впрочем, вовсе и не обязательно, начата вторая фаза контртеррористической операции в Чечне. Однако ее итоги могут оказаться не такими благоприятными, как планирует федеральное командование. Действительно, довольно сложно сопоставить взятие группировкой северной части Ичкерии, где войска практически не встретили сопротивления, с продолжением наступления на Грозный и горные районы. При этом не будет играть какой-то значительной роли штурм либо обход чеченской столицы. В любом случае ожесточенность боестолкновений, а соответственно и потери будут возрастать с каждым днем. Несмотря на то что передовые подразделения войсковых разведчиков уже 26 октября находились на северо-западных окраинах Грозного в районе населенных пунктов Победенское и Первомайская, приказов о подготовке штурма столицы не поступало.

Тем не менее вполне разумными выглядят осторожные заявления военных по поводу сроков окончания операции либо каких-то ее промежуточных результатов. Понятно, что время разговоров о сокрушительных блицкригах в кавказской войне прошло. Силовики не называют конкретных дат. В первую очередь это связано с изменившимся отношением военного командования к потерям, тем более неоправданным. Явно прослеживается линия на сохранение жизни солдат и офицеров. Сегодня генералы предпочитают не спешить и не принимать необоснованных конъюнктурных решений.

Военные руководители не называют и конкретных сроков завершения операции, опасаясь давления как сверху, так и со стороны общественности. Силовики уже привычны к тому, что даже за возможные политические промахи кампании, как это бывало не раз, виновными назовут их. В то же время, владея обстановкой, политическое руководство пока не торопит военных.

Генералы, особенно армейские, беседуя с корреспондентом "НВО", всячески уходили от сравнений нынешней операции с предыдущей чеченской кампанией, постоянно твердя, что ошибки 1994-1996 гг. повторяться не будут. Однако существует опасность, что уверенность военных может перейти и в самоуверенность. Заявления о том, что группировка может выполнить любые задачи, подчас не имеют под собой достаточных оснований. Боевая техника, действующая в Чечне, не отличается новизной, в связи с погодными условиями штурмовая авиация может заметно снизить свою активность. Пока отсутствует абсолютное превосходство в численности федералов над боевиками, а значит, решающее слово - за умелым применением систем вооружений.


СООТНОШЕНИЕ СИЛ

По данным разведки, федеральной группировке на Северном Кавказе численностью приблизительно в 60 тыс. человек противостоят 40 тыс. боевиков. Российские войска могут нарастить свою количественную мощь до 90-100 тыс., но и чеченцы могут поставить под знамена еще до десятка тысяч ополченцев. Недостаточная численность российских войск заставляет идти Центр на радикальные и непопулярные меры. Так, с 15 октября в зону боевых действий могут попасть солдаты, прослужившие только 6 месяцев. Ранее указом президента в горячие точки направлялись срочники, отслужившие минимум год. Естественно, подобное молодое пополнение без должной предварительной подготовки не сможет быстро адаптироваться к боевым условиям и эффективно выполнять задачи.

По оценкам военных экспертов, на вооружении боевиков находится 15 танков, 3 самоходные артиллерийские установки, 5 систем реактивного залпового огня "Град", около 20 полевых орудий, 16 зенитных установок, до 40 зенитных ракетных комплексов и около 500 различных противотанковых средств.

В настоящее время руководством Ичкерии республика разделена на три фронта. В состав Западного численностью около 1,5 тыс. человек (в данном случае указываются только активные боевики) входят Надтеречный, Сунженский, Ачхой-Мартановский, Шатойский и часть Грозненского районов. Руководит объединением полевой командир Руслан Гелаев. Центральный фронт, которым командует Хабиев, включает основную часть Грозненского и Шалинский районы. Насчитывает он 4 тыс. штыков. Восточный фронт, руководимый Шамилем Басаевым, численностью более 2 тыс. боевиков, проходит по территории Гудермесского, Ножай-Юртовского и Веденского районов.

Занимаясь укреплением оборонительных районов и рубежей, боевики не отказываются от своего излюбленного приема - диверсионной деятельности. Для проведения терактов в тылу федеральных войск и в городах России лидеры чеченских бандформирований подготовили специальные группы боевиков. По информации российских спецслужб, отряд под руководством Шамиля Басаева планирует в ближайшее время захватить одну из военных комендатур на севере республики. Также не исключается возможность проведения диверсионно-террористических актов на территории Ботлихского и Цумадинского районов Дагестана. Нацелены боевики отомстить главам администраций населенных пунктов, оказавшихся под контролем федералов. Для этого группы будут переправляться через Терек в районах селений Старощедринская и Новощедринская.

В Веденском районе по инициативе полевого командира Руслана Гелаева закончено формирование двух диверсионных отрядов численностью по 250-300 человек. Они должны просочиться мелкими группами через ингушскую станицу Слепцовскую на территорию северной Осетии и провести теракты в Моздоке и Владикавказе. В чеченском селении Серноводск готовится отряд диверсантов, которые будут действовать в форме российских военнослужащих в тылу федеральных войск.

В этих условиях логичными выглядят сомнения высокопоставленных российских военных в том, что зона безопасности будет находиться под полным контролем федеральных сил. Как заявил командующий ВДВ генерал-полковник Георгий Шпак, санитарная зона слишком прозрачна для того, чтобы установить абсолютный контроль за перемещениями боевиков по лесным и горным массивам. По его мнению, "федеральным войскам следовало бы пройти всю Чечню вплоть до южных границ с Грузией". Причиной "прозрачности зоны" командующий называет банальную нехватку войск, и прежде всего ВДВ. Действительно, довольно странны все происходившие с этим родом войск пертурбации. За несколько лет ВДВ переподчиняли, сокращали, вновь увеличивали численность. Но несмотря на это, "голубые береты" так и остались наиболее боеготовым родом войск. Доказательствами стала первая чеченская война, дагестанские события, нынешняя операция. Сейчас на рассмотрении у министра обороны находится доклад Георгия Шпака об увеличении численности Воздушно-десантных войск. Может быть, от решения Игоря Сергеева будет зависеть исход контртеррористической операции в Чечне.

Тем не менее федеральная группировка готовится к зиме. Всем понятно, что боевые действия в Чечне будут продолжаться еще не один месяц. Большая нагрузка ложится на офицеров тыловых служб по обеспечению подразделений теплыми вещами, палатками, горючим. Зимовать в поле - не самая приятная перспектива, однако военные в любых условиях намерены завершить силовую акцию в Чечне. Опасаются они лишь возможных переговоров, которые могут дать передышку боевикам.

Шелковской - Наурский - Надтеречный районы (Чечня) - Моздок - Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1240
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1095
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2099
"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

Дарья Гармоненко

Партия готова отступить от принципа жесткого отбора преданных ей депутатов

0
935

Другие новости