0
2151
Газета Войны и конфликты Интернет-версия

12.11.1999 00:00:00

Военный баланс 1999-2000 годов


I. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ ОРУЖИЕМ

Истребитель-штурмовик F/A-18, который составляет основу авиации ВМС и Корпуса морской пехоты США, преодолевает звуковой барьер.
Фото пресс-службы ВС США
ОБЩИЙ объем мировой торговли оружием в 1998 г. составил 55,8 млрд. долл., немного ниже, чем в предыдущем году (56 млрд.), однако за этой стабильностью скрываются значительные различия цифр по регионам. Поставки в Южную Азию и Австралоазию выросли несущественно, а в районы Африканского континента, расположенные южнее Сахары, они почти удвоились. Наблюдается некоторое сокращение объемов поставок в страны Североатлантического альянса и европейские государства, не входящие в НАТО, а также в регионы Ближнего Востока и Северной Африки, которые тем не менее остаются самым крупным рынком систем вооружений. Поставки в страны Карибского бассейна и Латинской Америки сократились на 16%, а в Центральную и Южную Азию - остались на том же уровне, что и в 1997 г. Самый емкий рынок оружия в 1998 г. представляла Саудовская Аравия, где закупки составили около 10,4 млрд. долл. (в 1997 г. - 11 млрд.). Второе место занял Тайвань - 6,3 млрд. долл. (в 1997 г. - 6,8). На Ближнем Востоке сохранился высокий уровень закупок вооружений у Израиля (1 млрд. долл.), Египта (1 млрд.), ОАЭ (более 900 млн. долл.).

США поставили в 1998 г. оружия и военных услуг на 26,5 млрд. долл., американская доля на мировом рынке вооружений выросла до 49%. Из других ведущих продавцов оружия Франция увеличила поставки с 7,4 млрд. долл. в 1997 г. до 9,8; Россия - с 2,5 млрд. долл. до 2,8. Экспорт оружия Великобритании снизился за этот период с 10,9 млрд. долл. до 9, Израиля - с 1,5 до 1,3 млрд. Стоимость китайского экспорта сократилась вдвое - с 1 млрд. долл. до 500 млн. под влиянием усиливающейся конкуренции со стороны России, Украины, Беларуси и Болгарии.


УРОКИ КОСОВСКОГО КРИЗИСА

Воздушная кампания НАТО против Югославии, проходившая с 24 марта по 10 июня 1999 г. и последующее размещение многонациональных сухопутных сил KФОР заставили страны альянса и их партнеров обратить пристальное внимание на системы оружия и военной техники. Хотя с военной точки зрения силы Североатлантического блока добились поставленной цели - вынудили югославскую армию оставить Косово и ввели наземные войска для обеспечения более безопасных условий возвращения беженцев, тем не менее обнаружилась определенная уязвимость, которая требует принятия конкретных мер. Наиболее важные уроки связаны с системами управления и контроля, особенно аэрокосмического управления, информационной безопасностью, использованием речевых средств связи, средств наведения на цели, а также систем интеграции сбора и анализа разведданных. Даже самые совершенные боевые самолеты и высокоточное оружие не будут эффективными до тех пор, пока эти средства управления боем не станут более совершенными. Необходимы инвестиции и в увеличение существующих средств, таких, как беспилотные летательные аппараты, высокоточное оружие, комплексы радиоэлектронной борьбы, и туда, где возможности недостаточны - в воздушные дозаправку и транспорт. Проблемой европейских стран является нехватка военнослужащих-контрактников, особенно специалистов в ВС, способных вести масштабные комбинированные наступательные операции. У них недостаточно средств для транспортировки и поддержания сил, развертываемых за пределами их территорий. На саммите ЕС в июне 1999 г. лидеры европейских государств заявили, что Европейский союз нуждается в "способности к автономным действиям, основанной на достаточной военной силе". Чтобы это стало реальностью, необходимы рост военных расходов или как минимум радикальное перераспределение ресурсов наряду с сотрудничеством в закупках вооружений.

II. РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

США

В феврале 1999 г. президент США Билл Клинтон призвал увеличить военный бюджет на 112 млрд. долл. в период с 2000-го по 2005 г. Значительная часть этих дополнительных денег должна пойти на модернизацию вооружений, боеготовность и непредвиденные расходы, но также признано, что нужно увеличить расходы на набор и содержание военного персонала как для действующей армии, так и для резерва. Бюджет на 2000 г. содержит самое высокое повышение денежного содержания военных с 1982 г. Выполнение задачи, сформулированной министром обороны США Коэном в высказывании "люди должны быть на первом месте", потребует 36,5 млрд. долл. из упомянутых 112.

Наиболее дорогостоящей является программа ВВС. Планируется закупить современного оружия на 62 млрд. долл. в 2001 г. Можно не сомневаться, что США сохранят свое первенство в области оружия и военных технологий. Планируемые расходы включают:

- Модернизацию ВВС, в том числе крупнейшую программу JSF. Ее объектом является семейство самолетов с модификациями, отвечающими разным требованиям. Новая машина заменит F-16 в ВВС, F/A-18С в ВМС, а также F/A-18C/D и AV-8B для морской пехоты.

На смену F-15C/D как главному самолету ВВС придет F-22, но он должен обладать также возможностями "воздух-земля". Планируется строить до 36 F-22 ежегодно до 2004 г. Однако конгресс выразил озабоченность по поводу расходов, которые достигают 165 млн. за один самолет, и вычеркнули финансирование из бюджета 2000 г. Были призывы прекратить программу и перевести средства в JSF и модернизацию существующего воздушного флота.

- Продолжается расширение отряда бомбардировщиков B-2. К июлю 2000 г. 509-е крыло должно иметь 20 боевых самолетов стоимостью 1,3 млрд. долл. за единицу.

- Модернизация сухопутных сил включает совершенствование основных систем вооружений, таких, как танк "Абрамс", БМП "Брэдли" и вертолет "Апач Лонгбоу". Дальнейшие программы включают вертолет "Команч" и артиллерийскую систему "Крусадер".

- Планы модернизации ВМС включают продолжение закупок эскадренных миноносцев DDC-21, оснащенных новыми ракетами класса "поверхность-поверхность", десантных транспортов-доков LPD-17, кораблей снабжения T-ADC(X), новых ядерных подводных лодок класса "Вирджиния", которые будут поставлены на вооружение в 2004 г. Продолжается осуществление программ, связанных с авианосцами нового поколения СVX и эскадренными миноносцами с новыми ракетами класса "поверхность-поверхность".

ЕВРОПА

Главное военное событие 1999 г. - военная кампания в Югославии - оказало серьезное влияние на развитие военных и политических аспектов политики безопасности в регионе и за его пределами. Оно побудило страны ЕС активизировать планы развития европейского военного потенциала, хотя предстоит сделать немало даже для частичного их осуществления.

Отношения между НАТО и Россией были серьезно подорваны косовским кризисом, но начали постепенно улучшаться после развертывания KFOR. Операция объединенных сил повлияла и на ситуацию вне Европы, особенно на восприятие способности альянса осуществлять свои действия за пределами территорий стран - членов этой организации. В этом восприятии часто переоцениваются готовность и способность НАТО к участию в других военных операциях.

Военные расходы европейских членов Североатлантического блока с 1992 г. сократились в реальных ценах на 22%, но в 1998 г. снижение по сравнению с 1997 г. составило только 1% (с 173 млрд. долл. до 171). Однако в 1999 г., хотя расходы в номинальном исчислении равны показателям 1998 г., снижение стоимости евро означает, что стоимость большинства европейских бюджетов в долларовом эквиваленте сократилась примерно на 7% по сравнению с 1998 г. Такое снижение затрат на военные нужды является политическим вызовом для большинства европейских членов НАТО. Военные расходы стран Европы, не входящих в альянс, увеличились примерно на 500 млн. долл. (2%) и превысили 27 млрд. долл.

РОССИЯ

Большое влияние на военное развитие России в конце 1998 г. и в 1999 г. оказали финансовый кризис августа 1998 г., операция НАТО на Балканах и конфликт на Северном Кавказе. Экономические трудности тормозили военную реформу, но ВС РФ добились необходимого финансирования для дополнительных учений и повышения боеготовности в качестве ответа Российской Федерации на кампанию альянса в Югославии. Общее состояние боеготовности всех сил, за исключением ядерных, остается низким из-за нехватки средств для подготовки, содержания и закупок вооружений. В то же время к военным, включая внутренние войска, предъявляются новые требования по мере разрастания конфликта в Чечне. Несмотря на трудности, в ходе основных учений 1999 г. ВС РФ продемонстрировали более высокую, чем можно было ожидать, способность к развертыванию больших комбинированных сил.

Первый этап военной реформы, включающий сокращение личного состава и реорганизацию военных округов и структуры военного командования, завершился, как считает МО РФ, в конце 1998 г. В ходе следующего этапа, который продолжится до 2001 г., основное внимание будет сосредоточено на повышении боеготовности и модернизации вооружений. Однако сокращение личного состава не сопровождалось осуществлением программы (определенной указом президента Ельцина от 1996 г.) о создании профессиональной армии. Вместо этого в декабре 1998 г. президент России подписал указ, согласно которому ВС РФ больше не обязаны были использовать в вооруженных конфликтах только контрактников, им разрешалось использовать и призывников. Указ обусловливал осуществление планов создания профессиональной армии появлением необходимых, прежде всего экономических условий.

Завершилось формирование структуры ВС РФ, состоящей из четырех видов: Сухопутных войск, ВМФ, ВВС и стратегических сил. Последним шагом явилось слияние ВВС и ПВО, завершившееся к концу 1998 г. Личный состав Сухопутных войск значительно сократился: с 420 до 348 тыс. человек. К середине 1999 г. три дивизии и четыре бригады в Ленинградском, Московском, Северо-Кавказском и Сибирском военных округах получили статус "частей постоянной готовности". Эти подразделения укомплектованы личным составом не менее чем на 80%, вооружены на 100%, к ним предъявляются повышенные требования в плане обученности и боеготовности. Подразделения, не входящие в эту категорию, могут иметь 100% необходимых вооружений, но только 10-15% личного состава. Следующий этап военной реформы будет концентрировать внимание на увеличении числа частей постоянной готовности, а также на модернизации и совершенствовании оружия и боевой техники.

Дебаты в Государственной Думе по Договору о сокращении стратегических вооружений (СНВ-2) прекратились в апреле 1999 г. из-за натовской кампании в Югославии. После ее прекращения правительство РФ 18-19 августа предложило США продолжить обсуждение деталей Договора СНВ-3. Но в Вашингтоне ясно заявили, что полномасштабные переговоры по СНВ-3 невозможны до ратификации СНВ-2, но согласились начать консультации по их обеспечению и по Договору по ПРО 1972 г. в свете ограниченной программы противоракетной обороны США. С точки зрения чисто военной перспективы Россия заинтересована в выполнении СНВ-2 и СНВ-3, так как ей будет трудно поддерживать свои стратегические силы на высоком уровне из-за того, что некоторые системы устарели, а стоимость необходимой модернизации очень высока. Однако российская внутренняя политика может сдерживать прогресс. Важный элемент российско-американских отношений, не подвергнувшийся влиянию косовского кризиса, - соглашение о продлении программы Нанна-Лугара, заключенное в июне 1999 г.

Самым большим вызовом российским ВС внутри страны остается Северокавказский регион. К августу 1999 г. конфликт с вооруженными группами, базирующимися в Чечне, стал более напряженным, мятежники захватили несколько сел в соседнем Дагестане. Группа состояла из исламских боевиков, которые провозгласили своей целью создание на территории Дагестана независимой исламской республики. Они не получили прямой поддержки чеченского руководства. Произошла эскалация конфликта, а сложный этнический состав населения Дагестана сделал ситуацию более сложной, чем во время чеченского конфликта 1994-1996 гг. Исламским боевикам трудно получить поддержку своим действиям, но и российской армии и внутренним войскам тяжело рассчитывать на понимание их действий со стороны местных жителей. Это создает хаотическую ситуацию с непредсказуемыми последствиями. Нехватка обученных профессиональных войск в российских ВС - лучшие силы задействованы в миротворческих операциях за рубежом - снизит способность армии к проведению долговременной наземной кампании. Стараясь избежать жертв в ближнем бою, российские Вооруженные силы эффективно использовали (по крайней мере в августе 1999 г.) атаки ВВС и артиллерии.

БЛИЖНИЙ ВОСТОК И СЕВЕРНАЯ АФРИКА

Этот регион по-прежнему остается главным рынком оружия как в абсолютном выражении, так и по доле в ВВП (7%). Здесь произошли некоторые позитивные политические изменения, но они еще не привели к сокращению потребности в усилении военной силы. Ситуация может измениться в 2000 г. Обнадеживающие факторы - приход к власти в Израиле правительства Эхуда Барака с 15-месячным планом восстановления мирного процесса и начавшийся диалог с Сирией, мирный переход власти к королю Абдулле в Иордании в феврале 1999-го и королю Мухамеду VI в Марокко в июле того же года, более гибкий подход алжирского президента к исламской политической и вооруженной оппозиции. Однако в Персидском заливе неспособность покончить с программой оружия массового поражения в Ираке и неустойчивая политическая ситуация в Иране порождают угрозу безопасности. В 1998 г. военные расходы в регионе выросли с 57 млрд. долл. по сравнению с 1997 г. до 61 млрд., несмотря на экономический спад, вызванный снижением мировых цен на нефть в период с апреля 1998-го по март 1999 г. Однако в 1999 г. ожидается снижение военных расходов примерно на 5% по сравнению с 1998 г., так как большинство бюджетов составлялось до роста цен на нефть. Поэтому военные затраты на 1999 г. могут быть увеличены в течение года. В регионе сохраняется стремление к модернизации вооружений, в частности Сирия и Ливия обнародовали свои обширные программы закупок, особенно после того, как ООН отменила санкции против Ливии.

ЦЕНТРАЛЬНАЯ И ЮЖНАЯ АЗИЯ

Этот регион занимает второе место после Ближнего Востока по правительственным расходам на оборону. Продолжаются кажущиеся бесконечными гражданские войны в Шри-Ланке и Афганистане. В Таджикистане и Узбекистане правительства сталкиваются с внутренними угрозами безопасности со стороны вооруженных группировок. Но главным военным событием 1999 г. в регионе было десятинедельное сражение между Индией и Пакистаном в Кашмире в мае-июле. Последствия этого конфликта, несомненно, окажут влияние на военные бюджеты обеих стран. Индия посчитает себя вынужденной поддерживать более высокий уровень обороны в регионе и увеличить число войск, готовых к боевым действиям в высокогорных условиях.

Попытки ООН в январе и июле 1999 г. путем прямых переговоров прекратить гражданскую войну в Афганистане потерпели неудачу. Военные расходы в регионе выросли в 1998 г. на 5% по сравнению с 1997 г. (с 20 млрд. долл. до 21 млрд.). Наиболее очевидный рост - в Южной Азии (5,6%), в то время как в Средней Азии наблюдается сокращение на 3%.

Две трети военных расходов региона приходятся на Индию, а вместе с Пакистаном ее доля составляет почти 85%.

ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ И АВСТРАЛОАЗИЯ

Несмотря на сокращение военных расходов в период между 1996-1998 гг., регион остается вторым крупнейшим рынком оружия после Ближнего Востока. Перспективы изменения ситуации в области безопасности невелики, поэтому по мере улучшения экономической ситуации можно ожидать роста военных расходов в 1999 и 2000 гг. Наибольшее влияние на глобальную безопасность оказывают программы создания ракет в Северной Корее и программы ОМП КНР и Тайваня, а также напряженность между ними. Заметно влияет на международную безопасность и напряженная внутренняя ситуация во второй по численности населения стране региона - Индонезии.

Хотя военная мощь КНР продолжает расти, ее развитие не нарушает баланса сил в регионе. Например, хотя Китай несомненно способен вызвать серьезные разрушения на Тайване, он не в состоянии совершить высадку десанта амфибийными или другими силами. С 1996 г. число ракет среднего радиуса действия в приморской зоне напротив Тайваня выросло до 150-200. Интерес Японии к противоракетной обороне, вызванный возможной северокорейской угрозой и действиями КНР, явно не радует пекинское руководство. Противоракетная оборона на театре военных действий является особенно чувствительным вопросом для КНР не только потому, что она способна ослабить действие китайских баллистических ракет промежуточного радиуса в регионе, но и из-за того, что стратегические возможности Китая ограничены по сравнению с США и РФ. Стратегические силы КНР состоят менее чем из 200 ядерных боеголовок, только часть из которых является боеготовой. Хотя обычные силы Северной Кореи значительно сократились в результате экономических трудностей, они по-прежнему представляют значительную и прямую угрозу Южной Корее. Решимость Пхеньяна осуществлять ракетную программу вызывает серьезную озабоченность в мире.

Северная Корея активно разрабатывает ракету "Тэпхо Донг-2" с большим радиусом действия. Некоторые аналитики допускают, что она способна достичь западных районов США. Южная Корея стремится получить ракеты класса "земля-земля" с радиусом до 500 км, охватывающим всю территорию Северной Кореи. До сих пор по соглашению с США Сеул ограничивал радиус действия своих ракет 180 км. Напряженность ослабла после того, как Пхеньян заявил о согласии не проводить временно ракетных испытаний в обмен на согласие Вашингтона ослабить торговые санкции.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Дистанционное голосование массированно протестируют на низовых выборах

0
229
Судебная система России легко заглотила большого генерала

Судебная система России легко заглотила большого генерала

Иван Родин

По версии следствия, замглавы Минобороны Иванов смешал личные интересы с государственными

0
380
Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Екатерина Трифонова

Принимать решения без присутствия всех сторон процесса получается не всегда

0
281
Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

0
163

Другие новости