0
786
Газета Войны и конфликты Интернет-версия

19.11.1999 00:00:00

Альтернативы возобновлению сотрудничества с НАТО нет


(Начало)

Однако все это противоречит политике, которую осуществляет Российская Федерация на западном направлении.

Можно сколько угодно рассуждать о том, что у расширенного НАТО нет намерений, угрожающих России, но надо помнить, что политические намерения очень изменчивы, а военный потенциал - величина достаточно постоянная.

США пытаются за счет неизбежных разногласий между европейскими партнерами по блоку добиться ослабления единства объединенной Европы как реального конкурента Соединенных Штатов в экономическом и политическом отношении... Под видом миротворческой акции Североатлантический альянс ввел свои войска на территорию Югославии, т.е. занял стратегически важный плацдарм в центре Европейского континента. Именно выгодное географическое положение этой страны, находящейся на пересечении транспортных путей и интересов многих государств мира, предопределило место нанесения нынешних ударов США. Албанцы послужили лишь поводом. Не будь их - было бы придумано что-то другое.

Таким образом, НАТО откровенно игнорирует международные институты обеспечения мира и безопасности ОБСЕ, ООН, прежде всего Совет Безопасности, которые рассматриваются в нынешних условиях как "лишняя обуза", сдерживающая маневр.

С 24 марта 1999 г. (дата начала натовских ударов по Косово) существовавший мировой правопорядок разрушен усилиями государств - членов Североатлантического блока. Сегодня, по мнению большинства рациональных политиков, все документы конвенций, хартий и деклараций ничего не стоят. НАТО в своей агрессии против Югославии попрало дух и букву всех документов, касающихся проблем мира и безопасности, в том числе Устав ООН, Декларацию о праве народов на мир, Конвенцию о предупреждении преступления геноцида и наказании за него.

НАТО НЕ ДОЛЖЕН БЫТЬ

ГЕГЕМОНОМ

Новая стратегическая концепция альянса предусматривает расширение географии возможного применения военной силы далеко за пределы своей "зоны ответственности". И здесь настораживает не только усиление военно-политической активности на постсоветском пространстве, но и очевидные заявки на объявление этих регионов сферой интересов безопасности Североатлантического союза.

Очевидна растущая готовность использовать военную силу в ее прямой, наиболее грубой форме на различных уровнях. Примеры с Косово и Ираком - только первые предвестники. Исключением не будут являться и другие, в том числе бывшие советские территории. Активно разрабатываются новейшие технологии вооружений, способные обеспечить НАТО военно-техническое превосходство над остальными странами. Военная сила рассматривается в качестве приоритетного инструмента внешнеполитического воздействия альянса на другие государства.

Агрессия Североатлантического блока против Югославии для обеспечения национальной безопасности России явилась "моментом истины". От нового политического мышления и принципа равной безопасности, за которую Запад когда-то ратовал, не осталось и следа. Руководством США колоссальный избыток военной силы был использован для закрепления господства на Европейском континенте, агрессия явилась продолжением политики руководства Североатлантического альянса, направленной на утверждение своей ведущей роли во вновь выстраиваемой системе европейской и международной безопасности.

Россия против возвращения к временам холодной войны. В связи с этим РФ сократила группировку войск на западном направлении на 40%. Дальнейшие отношения с НАТО будут зависеть от степени убежденности России в искренности намерений альянса по восстановлению отношений и готовности учитывать наши взгляды на европейскую безопасность, формы и способы ее построения. Мы по-прежнему придерживаемся позиции, что альтернативы сотрудничеству с Североатлантическим союзом нет, и рассчитываем на возобновление равноправных и конструктивных взаимоотношений между Россией и НАТО. Однако эти взаимоотношения не должны сводиться только к обсуждению и обмену информацией и лишь создавать видимость благополучия в делах обеспечения европейской безопасности.

США НАРУШАЮТ

ДОГОВОРЫ

Предпринимаемые Соединенными Штатами попытки пересмотреть ключевые договоры и соглашения в области стратегических наступательных вооружений и противоракетной обороны прямо противоречат национальным интересам и безопасности России. Огромный ущерб всей системе международных мер по ядерному сдерживанию нанесло решение конгресса США о нератификации Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. Оно поставило под угрозу процесс подготовки к переговорам о запрещении производства расщепляющихся материалов. Еще сложнее стало разговаривать с Индией, Пакистаном и Израилем об их присоединении к этому договору...

При обсуждении проблем распространения вооружений, в частности, на Ближнем Востоке, необходимо обращать внимание не только на Иран и Ирак, но и на Израиль, который выступает, по нашему мнению, инициатором гонки вооружений в этом регионе. Нас также серьезно беспокоит и военно-политическая ситуация в Южно-Азиатском и Азиатско-Тихоокеанском регионах, связанная со стремлением Индии, Пакистана, Северной Кореи наращивать свой ракетно-ядерный потенциал.

Вместе с тем проблему распространения вооружений необходимо рассматривать в комплексе со складывающейся в том или ином регионе военно-политической ситуацией и с учетом факторов, подталкивающих государства к созданию собственного военного потенциала. Силовые коллективные действия в отношении этих стран будут контрпродуктивны. Думаю, что с ними нам необходимо вести взвешенный диалог преимущественно на двусторонней основе.

Особое значение имеют проблемы Договора о противоракетной обороне от 1972 г. События последнего времени показывают, что вопросы развертывания Соединенными Штатами запрещенной Договором по ПРО системы противоракетной обороны практически предрешены. Подписание президентом Биллом Клинтоном соответствующего закона возвело эту задачу "в ранг государственной политики США".

Хотя принятие окончательного решения о начале развертывания официально намечено на 2000 г., нет веских оснований рассчитывать на то, что Соединенные Штаты откажутся от идеи создания национальной ПРО. Иными словами, процесс развертывания противоракетной обороны в США, насколько можно судить сегодня, приобрел практически необратимый характер.

Вашингтон обосновывают создание национальной системы ПРО якобы необходимостью защиты от государств-изгоев, каковыми, по мнению американцев, являются Северная Корея, Иран и Ирак. Россия разделяет обеспокоенность США по вопросу распространения в мире ракет и ракетных технологий. Однако решение этого вопроса следует искать не на пути развертывания системы ПРО, которая только придаст дополнительный импульс процессу распространения ракетных технологий в мире, а на основе выдвинутой на саммите в Кельне инициативы президента РФ Бориса Ельцина о необходимости создания Глобальной системы контроля за нераспространением ракет и ракетных технологий.

Касаясь угрозы Соединенным Штатам от межконтинентальных баллистических ракет стран третьего мира, необходимо отметить, что если говорить о технической стороне вопроса, то для этих государств вряд ли доступны в обозримом будущем технологии, необходимые для создания межконтинентальной баллистической многоступенчатой ракеты. Кроме этого, далеко не факт, что они им вообще нужны. Эти страны скорее всего могут быть завязаны в региональных конфликтах, а для них не требуется подобного оружия.

Развертывание Соединенными Штатами ПРО территории страны создаст принципиально новую ситуацию во взаимоотношениях между Москвой и Вашингтоном в области стратегических вооружений. Выбор районов дислокации системы (Аляска и авиабаза Гранд-Форкс, Северная Дакота) свидетельствует о ее направленности - перехват баллистических ракет, стартующих, в первую очередь, с территории России и Китая. В этих условиях мы вынуждены будем предпринимать ответные меры, которые способствовали бы повышению эффективности наших стратегических ядерных сил.

Однозначно можно сказать, что будет приостановлен, если не вообще прекращен, процесс дальнейшего сокращения стратегических наступательных вооружений.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


У чиновников изъяли незаконно нажитое имущество на 12 млрд рублей

У чиновников изъяли незаконно нажитое имущество на 12 млрд рублей

0
448
Минюст РФ предложил расширить полномочия судебных приставов

Минюст РФ предложил расширить полномочия судебных приставов

0
423
В Кремле признают недостаточную эффективность муниципальных властей

В Кремле признают недостаточную эффективность муниципальных властей

0
399
Госдума: показ свастики разрешен - без пропаганды и оправдания нацизма

Госдума: показ свастики разрешен - без пропаганды и оправдания нацизма

0
429

Другие новости

Загрузка...
24smi.org