0
644
Газета Войны и конфликты Интернет-версия

19.11.1999 00:00:00

С позиции двойных стандартов

Леонид Ивашов

Об авторе: Леонид Григорьевич Ивашов - начальник Главного управления международного военного сотрудничества Министерства обороны РФ, генерал-полковник.


РУКОВОДСТВО США, проводя политику на закрепление своего доминирующего положения в мире, намерено и в дальнейшем решительно добиваться всеобщего признания своей страны в качестве единственной сверхдержавы, ответственной за все мировое сообщество и диктующей ему условия развития в собственных интересах. России пытаются все больше навязать третьестепенную роль, принудив ее безоговорочно принимать новые реалии, используя в этих целях экономические, политические и военно-силовые рычаги воздействия, планомерно сужая ее геополитическое пространство, лишая ее активной роли на мировой арене, в том числе и на территориях бывшего СССР.

Уже осуществлено фронтальное наступление на геополитические позиции России на Западном направлении (путем расширения НАТО на восток), совершен обходной маневр на Кавказском направлении: с орбиты сотрудничества с Россией пытаются выбить Грузию и Азербайджан, а Москва оказалась втянутой в новую кавказскую войну.

Очередным этапом в американских притязаниях на мировое лидерство и "выдавливании" России из зоны жизненно важных для нее регионов стало озвученное президентом США Биллом Клинтоном решение о распространении с 1 октября текущего года зоны оперативной ответственности Объединенного центрального командования Вооруженных сил (ОЦК ВС) США на территорию Узбекистана, Туркмении, Казахстана, Киргизии и Таджикистана.

Причем это решение, разумеется, не согласовывалось с теми, кого Вашингтон "осчастливил" своей зоной оперативной ответственности. Интересно, как бы отреагировало руководство некоторых закавказских стран СНГ, объяви Россия их территорию зоной оперативной ответственности Северо-Кавказского военного округа? Думаю, "имперские амбиции" было бы самым мягким определением.

Расширение зоны ответственности ОЦК ВС США предусматривает в дальнейшем реализацию долгосрочных программ, включающих обучение военных кадров, регулярное проведение совместных учений, обмен военными делегациями, поставки вооружения и военной техники, а также организацию обмена разведывательными данными. Что касается последнего, догадаться, о чем идет речь, несложно. Американцы уже усиленно интересуются сведениями об оборонном потенциале бывшего СССР в этом регионе, проведенных ядерных исследованиях, продукции военного назначения, производимой совместно с Россией, состоянием сотрудничества с Китаем, Ираном и т.д.

Конечно, планы американской администрации не могут не вызвать серьезной озабоченности у России. Не безразличен этот факт также для Китая, Индии, Ирана и других государств, прилегающих к Центральноазиатскому региону (ЦАР).

Вместе с тем действия администрации США являются логическим продолжением экспансии американских национальных интересов в этот регион, начавшейся сразу после распада СССР.

Очевидно, что пристальное внимание к бывшим советским республикам Средней Азии подогревается развернувшейся гонкой между американскими, западноевропейскими и азиатскими корпорациями за право контроля и обладания колоссальными богатствами, которые сосредоточены в этом регионе. Гонку подстегивает то обстоятельство, что кроме запасов сырьевых ресурсов (от нефти и газа до урановой руды и цветных металлов) здесь имеется дешевая рабочая сила, технические кадры, эффективная система их подготовки, промышленный потенциал, способный служить интересам США.

Надеяться на то, что американцы будут инвестировать большие финансовые средства в развитие науки, высоких технологий, культуры, не приходится. Опыт того же Ближнего Востока показывает: Соединенным Штатам нужны природные ресурсы, размещение "грязных" технологий вне своей территории и не нужен высокий уровень потребления населения, не входящего в "золотой миллиард", как и не нужно высокотехнологичное производство, способное составить конкуренцию американской продукции.

США воспользовались последствиями распада СССР, ошибками во внешней и внутренней политике России, приведшими в итоге к ее ослаблению и утрате лидирующей роли в Центральноазиатском регионе.

Кроме того, Вашингтон успешно использует неудачные попытки руководства среднеазиатских государств СНГ объединиться в рамках региона для выхода из кризиса и обеспечения своей безопасности. Тяжелая экономическая обстановка, сложившаяся во вновь образовавшихся суверенных государствах, усугубляется внутренней борьбой за власть между различными группировками, что в конечном счете приводит к перманентной дестабилизации внутренней обстановки и падению уровня жизни населения. На этой почве резко активизировали деятельность религиозные экстремисты и националисты.

Из Афганистана непрерывно идет поток наркотиков и оружия, беспрепятственно проникают банды международных террористов, распространяются идеи религиозной нетерпимости. Внутри страны не прекращается многолетняя война. Но не эти проблемы волнуют Вашингтон. Состояние нестабильности и в этом регионе, и в других способствует усилению американского присутствия и влияния, доступу к вожделенным ресурсам, а миллионные затраты на гуманитарную и военную помощь завтра обернутся миллиардными прибылями. Поэтому США здесь, как и по всему миру, исповедуют политику двойных стандартов - то проявляя трогательную заботу о развитии цивилизованных "демократических" процессов, то набрасываясь на руководство независимых государств за нарушение прав человека. При этом главный принцип демократии - "диктатура закона" - напрочь забывается, и нарушители законов, террористы и убийцы, возводятся в ранг оппозиции правящим режимам и пользуются покровительством Соединенных Штатов, которые спешат составить и осуществить планы поддержки такой оппозиции.

Именно успешные действия федеральных сил России на Северном Кавказе и реальная возможность установить полный контроль на территории Чечни вызвали активную антироссийскую кампанию в Вашингтоне, так рассчитывавшего на очередное поражение Москвы. И опять звучат, как заклинания, слова: "Гуманитарная катастрофа, попрание прав человека".

Правительство США приняло меры по упрощению внутренней процедуры оказания экономической и военной помощи Центральноазиатскому региону. Этот шаг помимо достижения вышеуказанных целей облегчает проведение политики по захвату нового рынка для продажи вооружения американского производства.

Учитывая экономические трудности, переживаемые республиками ЦАР в настоящее время, можно предвидеть, что туда пойдут устаревшие образцы американского вооружения, которое по замыслу должно будет вытеснить вооружение советского и российского производства. А далее, опять по накатанному сценарию, - ремонт, системы обеспечения, подготовка кадров и постоянная зависимость.

Настороженность вызывает и тот факт, что Казахстан, Киргизия и Таджикистан, государства - участники Договора о коллективной безопасности СНГ, - наши ближайшие партнеры. Таким образом, вышеизложенные действия американской администрации направлены в том числе и на развал договора, углубление противоречий между соседними государствами, незащищенность от внешних и внутренних угроз.

Успешно проведенные коалиционные учения "Южный щит Содружества-99" по отработке совместных действий по уничтожению бандформирований, проникших на территорию Киргизии и Узбекистана, явились завершающим этапом целого цикла межгосударственных мероприятий, направленных на борьбу с международным терроризмом. Приобретен хороший опыт совместного применения боевых подразделений пяти государств по борьбе с террористами и контрабандой наркотиков в Таджикистане. Предполагается и в дальнейшем действовать вместе. Скорее всего, это обстоятельство и ускорило принятие Вашингтоном решения о патронаже над регионом.

Из сказанного можно сделать вывод, что основное внимание США будет направлено на формирование в вооруженных силах центральноазиатских государств проамериканских настроений, продажу оружия и сбор развединформации о положении внутри этих стран, о соседях, а значит о России, Китае и др. Затем вполне логичен переход к созданию выгодной для США ситуации и управлению ею.

Очевидно, что следующим шагом может стать политика "оказания давления" не только на Россию, но и на Китай, Индию с использованием американского присутствия в ЦАР. Причем свои далеко идущие планы администрация США не скрывает.

Об этом достаточно откровенно заявляет министр обороны США Уильям Коэн в своем ежегодном докладе президенту и конгрессу о стратегии и планах американских Вооруженных сил на 2000 г.

Вот некоторые цитаты из доклада Коэна: "Развитие обстановки с точки зрения обеспечения безопасности базируется на двух функциональных посылах - США в ближайшие 15-20 лет будут активно вовлекаться в решение международных проблем с использованием политических и военных инструментов, и они сохранят военное превосходство над нынешними и потенциальными противниками... Сохраняя за Соединенными Штатами право действовать при необходимости (а не на основе международных норм и принципов. - Л.И.) в одностороннем порядке, эта стратегия подчеркивает целесообразность проведения коалиционных операций для обеспечения основополагающих национальных целей США, защиты и реализации национальных интересов"; "Китай способен утвердить свою мощь в Азии... Россия может в предстоящие годы восстановить свою способность "проецировать" свои наступательные возможности по периферии государственных границ". Что касается непосредственно нашей темы (по Уильяму Коэну): "Хотя в основном внимание центрального командования нацелено на сохраняющиеся напряженные отношения с Ираком, ему поставлена более широкая задача, включающая защиту американских интересов в регионе. ОЦК ВС США формирует обстановку в регионе". Вот так, и не иначе.

И еще один момент. Территория республик Средней Азии не входит в действие договорных обязательств стран Европы, но непосредственно примыкает к ним. Тем самым создаются предпосылки в дальнейшем обойти возможные запреты на размещение войск и концентрацию военной силы.

Накануне встречи на высшем уровне государств - участников ОБСЕ в Стамбуле американцы попытались в очередной раз показать всему миру, что он должен играть по их правилам.

Бесспорно, данный подход американской администрации свидетельствует о том, что на стамбульском саммите ОБСЕ Соединенные Штаты намерены играть "роль первой скрипки", и ни о каком становлении многополярной модели мира, укреплении всеобщей безопасности и безопасности каждого из субъектов мирового сообщества речи идти не может: безопасность, защита национальных интересов - это только для США за счет всех прочих.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
854
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
791
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
1432
"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

Дарья Гармоненко

Партия готова отступить от принципа жесткого отбора преданных ей депутатов

0
672

Другие новости