0
1637
Газета Войны и конфликты Интернет-версия

28.01.2000 00:00:00

Имена погибших военнослужащих федеральных войск все еще остаются ведомственной тайной

Тэги: Чечня, потери, цифры


Узнает ли когда-нибудь общественность имена и фамилии этих погибших в Грозном солдат?
Фото АП
В материалах "НГ" и "НВО" от 21 января, содержащих анализ боевых потерь в ходе второй чеченской войны, редакция нашего издания обратилась с предложением к министрам обороны и внутренних дел, Союзу комитетов солдатских матерей, родителям погибших военнослужащих использовать страницы нашего военного еженедельника для публикации всех имен и фамилий солдат, сержантов и офицеров, погибших при выполнении воинского и конституционного долга. Помимо всего прочего в средствах массовой информации возрос интерес к этой теме.

Первым откликнулся Союз комитетов солдатских матерей, уже предоставивший редакции "НВО" часть списков погибших. По информации ответственного секретаря Союза Валентины Мельниковой, в региональные отделения направлены специальные анкеты для установления имен погибших военнослужащих. С результатами этой работы редакция будет ознакомлена.

Однако данных, предоставленных Комитетом солдатских матерей, для восстановления реальной картины потерь, очевидно, будет недостаточно. Министерство обороны и МВД хранят молчание, хотя трудно поверить, что они не знакомы с инициативой "НГ" и "НВО" по созданию своего рода Книги памяти погибших, поскольку мы привлекли внимание как информационных агентств, в том числе отечественного Интерфакса, так и ведущих национальных телеканалов. Руководители внутренних войск сослались на то, что списки погибших публикуются в каком-то неизвестном широкой общественности ведомственном издании. Министерство обороны вообще не проронило ни слова по этому поводу.

Что за странная позиция? Напрашивается только один вывод - силовым ведомствам есть что скрывать от широкой общественности, недавние публикации в "НГ" и "НВО" попали в точку, как и последующие публикации в других российских СМИ. Прикрытие якобы этическими предлогами ("нехорошо получится, если в газете имя погибшего будет опубликовано раньше, чем придет похоронка родственникам") или ссылка на некую военную тайну - все эти увертки не состоятельны и лицемерны. Данные вопросы довольно просто согласовать.

В 1914-1917 гг. в центральных российских газетах публиковались списки жертв Первой мировой войны. Сегодня существует острая необходимость возродить эту скорбную традицию. Открытая публикация имен погибших солдат и офицеров позволит прекратить порочную практику замалчивания и преуменьшения числа военных потерь, сложившуюся за десятилетия существования СССР. В то же время это долг перед павшими. И наконец, тем самым не на словах, а на деле реализуется один из важнейших принципов построения демократического государства, к числу которых нынешние власти причисляют Россию, - принцип гражданского контроля над силовыми структурами. "Независимое военное обозрение", будучи объективным, общественным и, подчеркиваем, вневедомственным еженедельником, в наибольшей степени подходит для выполнения этой важнейшей государственной задачи: никто не заподозрит в предвзятости и тенденциозности. Гарантии же - авторитет еженедельника, сложившийся за пять лет его существования.

Тем не менее косвенная реакция силовиков ощутима. 25 января Минобороны и МВД огласили сводные данные о потерях федеральных сил в ходе контртеррористической операции на Северном Кавказе. Как и предполагал военный отдел "НГ", они значительно отличаются от ранее опубликованных. С августа прошлого года в Дагестане и Чечне погибли 1173 и получили ранения 3487 военнослужащих. Кроме того, 53 человека числятся пропавшими без вести. Однако Союз комитетов солдатских матерей убежден, что новые официальные данные занижены как минимум в три раза. Ситуация останется напряженной до тех пор, пока не будут публиковаться поименные списки погибших.

Первый заместитель начальника Генерального штаба генерал-полковник Валерий Манилов подтвердил данную ранее "НВО" оценку потерь среди чеченских террористов - 10 тыс. Значит боевиков больше чем 40 тыс. человек, как утверждали российские спецслужбы, - иначе с кем же воюют федеральные силы сегодня?

Между тем упорное нежелание силовиков предоставить общественности полные списки погибших военнослужащих в ходе чеченской кампании приобретает и острое международное звучание. Как отмечают российские наблюдатели в Страсбурге на сессии ПАСЕ, ее участникам не понятно нарочитое замалчивание официальными российскими властями имен погибших военнослужащих в Чечне. Европейских парламентских лидеров возмущает такая позиция Кремля.

Однако основные силы чеченских террористов должны быть уничтожены. Нельзя останавливать федеральные войска, иначе возникнет кризис образца августа 1996 г., только с еще более печальными последствиями и для страны, и для ее Вооруженных сил.

Но в этих трагических обстоятельствах можно и нужно сохранять достоинство, необходимо воздать почести павшим воинам, защищавшим Конституцию Российской Федерации.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Дистанционное голосование массированно протестируют на низовых выборах

0
886
Судебная система России легко заглотила большого генерала

Судебная система России легко заглотила большого генерала

Иван Родин

По версии следствия, замглавы Минобороны Иванов смешал личные интересы с государственными

0
1495
Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Екатерина Трифонова

Принимать решения без присутствия всех сторон процесса получается не всегда

0
1084
Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

0
576

Другие новости