0
1121
Газета Войны и конфликты Интернет-версия

18.02.2000 00:00:00

Ледок холодной войны в отношениях Россия-НАТО тронулся

Тэги: НАТО, сотрудничество


Автор концепции оборонной дипломатии Джордж Робертсон в Москве воплотил ее в жизнь.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
"НАТО и Россия должны вместе решать вопросы европейской безопасности. Россия - важный игрок в мировой политике, и с этим нельзя не считаться", - заявил Генеральный секретарь Джордж Робертсон утром 16 февраля в Москве, начиная серию переговоров с министрами иностранных дел и обороны Игорем Ивановым и Игорем Сергеевым и закончив напряженный день встречей с и.о. президента и Верховным главнокомандующим Владимиром Путиным.

Хотя между войной НАТО против Югославии и российской контртеррористической операцией ни в Брюсселе, ни в Москве определенно не ставят знака равенства (по оценке и той и другой стороны, военные действия порождены принципиально разными причинами), взаимная критика военных действий остается по сей день чрезвычайно острой. В связи с этим примечательной выглядит внешняя сторона дела: Москва заморозила отношения с НАТО во время балканской войны, оставив вне "эмбарго" лишь одну область сотрудничества с Североатлантическим блоком - участие в миротворческой операции в Косово, а Брюссель размораживает ледок холодной войны в период, когда Россия ведет решительную военную кампанию в Чечне, которой не видно конца.

Дело не только в том (как может показаться с первого взгляда), что блок НАТО чрезвычайно заинтересован в нормализации отношений с Россией. Россия также чувствует потребность выйти из международной изоляции, в которой она оказалась в результате антинатовского демарша в марте прошлого года. Подготовка нынешнего визита генсека НАТО в российскую столицу началась еще в последние недели президентства Бориса Ельцина. Согласование совместных подходов заняло около двух месяцев, что убеждает в тщательности работы. Таким образом, стратегическая линия сближения НАТО и России определена. Джордж Робертсон охарактеризовал этот курс как "систему постепенных шагов" в заданном военно-политическом направлении, вызванных "необходимостью действовать вместе".

Генеральный секретарь НАТО признал, что предшествующий двум последним месяцам период также использовался им для контактов с российской стороной на различных международных форумах, включая саммит ОБСЕ в Стамбуле. Дипломатический поиск выхода из создавшейся кризисной ситуации в отношениях с Россией был долгим. В канун Рождества глава российского МИДа Игорь Иванов по телефону лично пригласил Робертсона в Москву.

В НАТО отмечают, что Россия остается могучей силой, способной влиять на многие военно-политические процессы. Однако высказываются сожаления, что единого фронта против порочной политики Милошевича так и не было образовано. С другой стороны, Робертсон признал, что в некоторых официальных российских кругах просматривается понимание позиции альянса в отношении Югославии. "Из этого кризиса, - убежден генеральный секретарь, - обе стороны - и НАТО, и Россия - извлекли уроки".

Открывая новую страницу во взаимоотношениях с Россией, руководство Североатлантического блока предлагает Москве строить взаимоотношения на трех принципах: контакты, сотрудничество, доверие. Вместе с тем нынешний характер сотрудничества предполагает, что разногласия, в том числе и по Чечне, между сторонами будут оставаться. В частности, Робертсон отметил, что в НАТО считают Чечню внутренним делом России, но полагают, что использование там силы является настолько чрезмерным, что это порождает гуманитарные проблемы.

Гибкие подходы НАТО как бы противостоят несколько ортодоксальной позиции российских военных кругов, воздерживающихся от размораживания отношений. Руководитель Главного управления международного военного сотрудничества МО РФ генерал Леонид Ивашов в тот же день в ходе выступления на международном форуме в Женеве настаивал на том, чтобы провести ревизию предыдущего этапа российского сотрудничества с НАТО и вырвать у штаб-квартиры блока признание, "подтверждающее международные принципы взаимоотношений между государствами". Заведомо ясно, что добиться этого чрезвычайно трудно, особенно если учесть итоги февральской встречи военно-политического руководства НАТО, на которой избранная стратегия действий блока была в целом одобрена (подробно см. "НВО" # 5, 2000 г.)

Позиция Министерства обороны России, выраженная в суждениях главного генерала-международника Леонида Ивашова, представляется весьма противоречивой. С одной стороны, Ивашов заявляет, что "не следует спешить размораживать взаимоотношения с НАТО", с другой - декларирует, что "альтернативы сотрудничеству с НАТО нет". Может быть, поэтому переговоры Робертсона с российским министром обороны, проходившие в течение часа при закрытых дверях, шли непросто. Перед началом этой работы генсек НАТО отметил, что привез обширную программу сотрудничества по военной линии, включающую многое из того, что практиковалось ранее: обмен военными делегациями разных профилей, группами офицеров для обучения, проведение совместных учений, тренировок, подготовку в рамках программы "Партнерство ради мира" и многое другое. Хорошим знаком, по мнению Робертсона, является то, что "мы вступаем в XXI век, когда российские и натовские подразделения действуют бок о бок для установления мира в таком неспокойном регионе, как Косово".

Мнение маршала РФ Игоря Сергеева на переговорах в известной мере звучало в унисон предложениям Робертсона: "Деятельность генерального секретаря НАТО будет способствовать более глубокому пониманию наших взаимоотношений во имя стабильности и безопасности в Европе в рамках Совместного постоянного совета Россия-НАТО".

Робертсону, который склонен воспринимать действия российского военного руководства весьма гибко, нельзя отказать в проницательности. Вспоминая в Москве мюнхенскую конференцию военно-политического руководства НАТО, генсек тепло отозвался об участии российского военного представителя Леонида Ивашова, который выступал "по-боевому, задиристо, как и должен выступать генерал". "В кулуарах, - продолжал Робертсон, - у нас состоялась радушная беседа, мы обсуждали детали моего нынешнего визита в Москву".

Судя по всему, в НАТО считают навязчивой идеей заявления российских военных кругов о том, что Североатлантический союз в своих руководящих документах косвенно рассматривает Россию как основного военного противника, что расширение НАТО на Восток создает угрозу российской безопасности, что активизация контактов НАТО со странами СНГ нацелена против Москвы. Тем не менее Робертсон последовательно разъяснял, что двери альянса открыты для всех стран (к 2002 г. блок рассмотрит заявки на вступление еще 9 европейских государств), что этот процесс естественн и никто никого насильно в НАТО не тянет - так складываются судьбы Европы. Что касается военных опасений России, то, заверял генсек, "со стороны Запада в целом и НАТО в частности угрозы для России не существует".

В заявлении, сделанном по итогам визита Джорджа Робертсона, подчеркивается, что "Россия и НАТО полны решимости внести вклад в построение единой и свободной неделимой Европы на благо всех народов". Однако этот магистральный путь отнюдь не усыпан розами, и обеим сторонам - что подтверждает предшествующий двухлетний опыт общения - еще предстоит выдержать немалые испытания.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
880
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
1029
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
1434
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
1161

Другие новости