-АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ, в эти дни исполнился ровно год со дня начала войны в Югославии. Сегодня еще не завершена война в Чечне. Какие выводы вы делаете?
- Опыт боевых действий в Югославии и Чечне показывает, что назрела необходимость корректировки организационно-штатной структуры, боевого и численного состава ВВС, повышения их ударных возможностей за счет создания целого класса высокоточного оружия, формирования дополнительных авиационных подразделений, модернизации существующих и разработки новых перспективных образцов вооружения и военной техники.
В соответствии с объемом решаемых задач Министерством обороны планируется выделить дополнительный лимит на численность войск и увеличить ассигнования нашему виду ВС. Это позволит осуществить планомерное повышение уровня боеспособности группировок ВВС.
Также значительно расширится номенклатура современных средств поражения. Прежде всего, это наиболее перспективные высокоточные боеприпасы, в том числе использующие новые физические принципы.
Изменения коснутся и структуры ВВС. Накопленный за два года функционирования нового вида опыт позволяет нам критически подойти к существующей организационно-штатной структуре как органов военного управления, так и войск.
- Каковы тенденции боевой подготовки ВВС в текущем году?
- Нынешние ВВС органично соединили в себе ударные и оборонительные функции. С учетом этого построена система боевой и оперативной подготовки. Все элементы обучения личного состава как летных, так и наземных частей практически отрабатываются в условиях сложной оперативно-тактической обстановки с реальными полетами и боевыми стрельбами зенитных ракетных систем.
Обновленные ВВС существуют всего два года. Идет постоянный поиск приемов, способов и форм военных действий, наиболее оптимальных и приемлемых для разнородных сил и средств ПВО, авиации, обеспечивающих и взаимодействующих частей. В особой мере это касается вопросов более точного наведения ударной авиации для нанесения поражения подвижным и вновь выявленным целям в реальном масштабе времени.
- Пилотам, участвующим в контртеррористической операции, ставились задачи по уничтожению воздушных целей. Как они выполнялись на практике?
- Задачи на уничтожение воздушных целей ставились лишь с учетом потенциальной встречи с воздушным противником. Но никто из летчиков никаких летательных аппаратов в воздухе не наблюдал.
В прошлую чеченскую компанию в районе Грозного мы уничтожили на земле более 200 самолетов, способных нести оружие. Кроме того, были поражены все летательные аппараты, которые могли тем или иным способом доставлять боеприпасы и вооружение боевикам.
В самом начале нынешней операции в план уничтожения были внесены лишь два реально существующих у бандитов самолета: Ан-2 и неисправный пассажирский лайнер Ту-134 на аэродроме "Северный".
- Вносят ли пилоты, участвующие в контртеррористической операции, предложения по совершенствованию тактики действий штурмовой авиации и модернизации самолетов-штурмовиков?
- Изменения, связанные с увеличением живучести и с повышением эффективности применения вооружения штурмовика Су-25, вносятся постоянно, начиная еще с Афганистана. По своему классу, пилотажным характеристикам и обеспечению безопасности летчика этот самолет отвечает тем требованиям и задачам, которые стоят перед штурмовой авиацией. В соответствии с предложениями летного состава были значительно увеличены возможности прицельного комплекса нового штурмовика Су-25ТМ.
- Как решается проблема, связанная с подготовкой авианаводчиков?
- Необходимость в подготовке авианаводчиков возникла в 70-х годах и была убедительно подтверждена в ходе боевых действий в Афганистане. Во время общего сокращения численности Вооруженных сил они были неоправданно сокращены.
Однако в ходе боевых действий на Северном Кавказе ВВС были вынуждены организовать ускоренную подготовку авиационных наводчиков для того, чтобы облегчить летчику поиск назначенных для уничтожения целей в сложных условиях горно-лесистой местности и исключить возможность нанесения авиационных ударов по своим войскам.
- Как часто и по каким причинам происходят нарушения воздушного пространства России?
- Скорее следует говорить о нарушениях порядка использования воздушного пространства России, установленного Федеральными правилами использования воздушного пространства. Их пока достаточно много. Большее количество нарушений приходится на долю весьма многочисленных российских авиакомпаний. Отмечаются и серьезные нарушения границ воздушного пространства России самолетами иностранных государств.
Созданная система контроля позволяет вскрывать все эти нарушения и при необходимости пресекать их. Кроме того, существующая в настоящее время нормативно-правовая база дает возможность компенсировать затраты государства по наведению порядка в воздушном пространстве России за счет средств самих же нарушителей. Надеюсь, что жесткие штрафные и другие санкции в конце концов заставят уважать и строго соблюдать законы. Необходимые условия для этого создает и жесткая позиция Главного командования ВВС, непосредственно отвечающего за безопасность и состояние ПВО страны.
- Как вы оцениваете действия подразделений поисково-спасательной службы на Северном Кавказе?
- Опыт спасения боевых экипажей начал накапливаться не в Чечне, а в Афганистане. Работы по эвакуации летчиков после того, как они покинули поврежденные самолеты, проводились там более четко, более грамотно, с привлечением больших сил. Мы располагали опытом по вывозу целых мотострелковых и десантных подразделений. Если говорить о качестве выполнения операций по эвакуации экипажей с места аварии, то вынужден признать, что в этом вопросе нам еще далеко до совершенства и есть над чем работать.