0
938
Газета Войны и конфликты Интернет-версия

11.08.2000 00:00:00

Интриги здесь ни при чем

Александр Щербаков

Об авторе: Александр Александрович Щербаков - заслуженный летчик-испытатель, Герой Советского Союза, кандидат технических наук.

Тэги: Поликарпов, Микоян


В "НВО" # 20 2000 г. помещена статья Александра Яворского "Перспективный самолет погубили интриги", посвященная выдающемуся авиационному конструктору Николаю Поликарпову. Уже заглавие статьи не соответствует фактам и историческим реалиям того времени, а утверждение автора о роковой роли Поликарпова в судьбе директора авиазавода Воронина и главного инженера Дементьева является крайне тенденциозными.

В начале г-н Яворский пишет о пережитых Поликарповым незаконных и несправедливых репрессиях и о его конструкторской работе в тюремных условиях. К сожалению, такая участь постигла не одного Николая Николаевича. В гулаговской "шарашке", как известно, создавал один из лучших своих самолетов Ту-2 Андрей Туполев. Длительное время был в заключении Роберт Бартини. А некоторые другие конструкторы испытали гораздо худшее.

Это мрачные страницы нашей истории, которым не может быть оправдания. Однако Поликарпов в двадцатые и тридцатые годы был самым продуктивным создателем истребителей. Его И-15 и И-16 хорошо зарекомендовали себя в воздушных боях в Испании и Китае, а И-153 блестяще показал себя в небе Монголии. К сожалению, эти самолеты к началу Великой Отечественной войны уже устарели и не могли вести активный воздушный бой с немецкими "мессершмиттами".

С конца тридцатых годов для Николая Николаевича наступила черная полоса неудач. На его новой машине И-180 в первом вылете в декабре 1938 г. разбился Валерий Чкалов. Затем при испытании И-180 погиб летчик Томас Сузи. Третий опытный экземпляр этого самолета вынужденно покинул в штопоре Афанасий Прошаков. В 1939 г. Поликарпов создал бомбардировщик СПБ (скоростной пикирующий бомбардировщик). Самолет изо всех представленных на государственные испытания имел самые лучшие тактико-технические характеристики. Однако 27 апреля 1940 г. потерпел катастрофу его первый экземпляр. Погиб летчик-испытатель Герой Советского Союза Петр Головин и два члена его экипажа. Вскоре разбился и второй самолет. Вновь погиб весь экипаж во главе с летчиком-испытателем Липкиным. Итак, за два года были потеряны пять опытных самолетов Поликарпова, не стало восьми отличных пилотов, в том числе таких знаменитых, как Чкалов и Головин. Не все эти ЧП оказались связаны с недостатками конструкции самолетов. Был ненадежен двигатель на И-180. Имели место и ошибки в управлении машинами. Вместе с тем отмечались недостатки в организации летных испытаний, а это уже сфера ответственности главного конструктора.

Как видим, у властей предержащих были основания усомниться в возможности Поликарпова реализовать проект нового истребителя И-200. А г-н Яворский не прав, говоря, что преемники Поликарпова Микоян и Гуревич не смогли довести до ума новый проект. Их коллектив с задачей вполне справился.

Самолет МиГ-3 (так он назывался в серийном производстве) изо всех проходивших государственные испытания истребителей имел самую большую скорость и был самым высотным. Он стал основным крылатым защитником неба Москвы в 1941-1942 гг. На декабрь 1941 г. в ПВО советской столицы насчитывалось 183 МиГ-3. Именно из 459 имевшихся истребителей на МиГ-3 начал войну и успешно вел бои с "мессершмиттами" трижды Герой Советского Союза Александр Покрышкин. Всего построили 3172 таких самолета. А прекращение их производства было вызвано двумя причинами. Во-первых, к 1942 г. самой приоритетной машиной для ВВС считался штурмовик Ил-2, для которого требовался тот же двигатель Микулина, что и для МиГ-3. Все производимые авиамоторы АМ-35 и самолетный завод, ранее выпускавший МиГ-3, отдали для выпуска Ил-2. Кроме того, свои высокие летные данные МиГ-3 мог реализовать на высоте 5-6 км, а воздушные бои в основном велись в 2-3 км над землей, где МиГ-3 уступал другим истребителям.

Говоря о заслугах Поликарпова, не следует бросать тень на Артема Микояна. Имела ли значение в судьбе последнего протекция старшего брата, члена политбюро Анастаса Микояна? Никаких документальных свидетельств об этом нет. Однако если такое и было, то нужно отметить, что "протеже" оправдал самые большие ожидания своих покровителей. Возглавляемое им и Гуревичем ОКБ после войны создало лучшие в мире истребители МиГ-15, МиГ-17, МиГ-21 и МиГ-25. Под руководством преемника Микояна Ростислава Белякова сконструирован МиГ-29 - на сегодня он делит мировой пьедестал почета только с самолетом Сухого. Вероятно, в этом тоже есть заслуга Микояна как создателя коллектива и его традиций.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Юрий Юдин

85 лет тому назад отдельным сборником вышла книга «Малахитовая шкатулка»

0
1126
Нелюбовь к букве «р»

Нелюбовь к букве «р»

Александр Хорт

Пародия на произведения Евгения Водолазкина и Леонида Юзефовича

0
795
Стихотворец и статс-секретарь

Стихотворец и статс-секретарь

Виктор Леонидов

Сергей Некрасов не только воссоздал образ и труды Гавриила Державина, но и реконструировал сам дух литературы того времени

0
388
Хочу истлеть в земле родимой…

Хочу истлеть в земле родимой…

Виктор Леонидов

Русский поэт, павший в 1944 году недалеко от Белграда, герой Сербии Алексей Дураков

0
540

Другие новости