0
638
Газета Войны и конфликты Интернет-версия

23.02.2001 00:00:00

Очередные зигзаги в военных отношениях

Тэги: отношения, россия, запад, ивашов, райс


Характер отношений между Россией и Западом в военной сфере последние две недели напоминал непредсказуемые колебания московской погоды: от резких похолоданий до неожиданных потеплений. "Мы ощущаем ковбойский наскок на Россию", - заявил начальник Главного управления международного военного сотрудничества Минобороны РФ генерал-полковник Леонид Ивашов, характеризуя антироссийские выпады советника президента США по национальной безопасности Кондолизы Райс, других руководителей американской администрации. "Сегодня как бы развернута пропагандистская система принижения роли и престижа Российской Федерации на международной арене", - подчеркнул генерал.

ГРАДУСЫ ПОХОЛОДАНИЯ

Острая реакция военных и политиков в Москве была вызвана буквально каскадом обвинений в том, что Россия представляет собой некую угрозу для национальных интересов США. В начале месяца ЦРУ предъявило РФ "счет" за поставку ракетных технологий "изгоям" и параллельно вновь обратилось к теме "ядерного оружия в Калининградской области". Таких резких высказываний не было слышно со времен Рональда Рейгана.

К хору антироссийских голосов присоединился министр обороны США Дональд Рамсфелд. Выступая на телеканале Пи-би-эс, он развил тот же "ракетный" тезис: "Давайте будем честными по поводу того, что происходит. Россия - злостный нарушитель режима нераспространения. Она продает ракетно-ядерные технологии и содействует таким странам, как Иран, Северная Корея и Индия, а также другим странам в развитии технологий, которые представляют угрозу другим, в том числе Соединенным Штатам, Западной Европе и некоторым странам Ближнего Востока".

В Кремле же испытывали беспокойство не только в связи с "ядерными выпадами" - идея развертывания национальной противоракетной обороны при новой американской администрации получила мощный толчок. Ответ из России однозначный: это будет означать новый виток гонки вооружений, Москва выступает за неизменное и неукоснительное соблюдение соглашения 1972 г. по ПРО, поскольку никаких веских причин для его изменения нет. Кроме того, предложение США создать ПРО и для европейских стран предпринимается с целью втянуть своих натовских союзников в дорогостоящий проект, в который уже вложено около 60 млрд. долл.

На фоне обвинительных речей американских высокопоставленных лиц весьма вызывающе звучали призывы нового президента Соединенных Штатов "подготовить страну к угрозам новой эпохи", дважды прогремевшие на весь мир за одну неделю. Вслед за обещанием дополнительных ассигнований на нужды Пентагона в размере почти 6 млрд. долл. нынешний хозяин Белого дома обратился к высшему генералитету, собравшемуся на командном пункте Объединенного комитета начальников штабов в Норфолке, с пространной речью о том, какими он видит вооруженные силы США в будущем.

Буш считает, что им необходимо ориентироваться на использование последних научных и технических достижений. "Наша цель лежит гораздо дальше маргинальных изменений - использовать плоды новых технологий для поддержки новой стратегии". Таким образом, действия войск станут гораздо эффективнее, а безопасность личного состава резко повысится. Еще один способ усиления военной мощи США президент видит в повышении мобильности ВС, способных действовать по всему миру.

То, что давно разрабатывает российский Совбез в сфере военного реформирования, американский верховный главнокомандующий без промедлений претворяет в жизнь, в том числе заботясь о престиже военнослужащих, для чего выделяет на их денежное содержание дополнительно немалые суммы - только одна добавка к жалованью среднему американскому военному составит примерно полтора оклада российского полковника.

Судя по всему, планы реорганизации у Буша весьма основательны, не спонтанны (чем грешат российские руководители), а продуманны и просчитанны. Несколько ранее президента США их подробно представлял министр обороны.

Во-первых, меняется политика управления сдерживанием. Она будет базироваться на комбинации совместно действующих наступательных ядерных и обычных оборонительных возможностей, нацеленных на недопущение использования потенциальным противником преимуществ и выгод, которые можно получить с помощью угрозы применения или применения оружия массового разрушения против США, а также их союзников.

Во-вторых, ставится задача обеспечить боеготовность и способность развертываемых сил к длительным действиям. Цена неадекватной степени готовности, убеждены в Вашингтоне, оплачивается ненужным риском для американских военнослужащих.

В-третьих, необходимо модернизировать управление войсками, связь, разведку и космический потенциал американских ВС.

В-четвертых, предлагается ускорить процесс военно-научных исследований, разработки и закупок вооружений. Преобразование военной мощи США с целью получения наиболее полного преимущества промышленных информационных технологий требует срочных инвестиций в научный и промышленный потенциалы США".

В-пятых, намечено преобразование организационно-штатных структур и деятельности Пентагона. Как отметил Рамсфелд, "доставшиеся ему в наследство устаревшие структурные институты, органы и процессы не просто создают ненужные затраты, но и накладывают неприемлемое бремя на национальную оборону".

Делясь планами военного строительства, администрация США одновременно демонстрировала решимость идти наперекор международному сообществу в достижении своих целей. Ракетный обстрел англо-американской авиацией пригородов Багдада осудили даже некоторые союзники Вашингтона по НАТО - вновь нависла тень балканской агрессии, - но Белый дом это не останавливает. Он делает ставку на военно-техническое превосходство Соединенных Штатов.

ПОТЕПЛЕНИЕ

Визит генерального секретаря НАТО Джорджа Робертсона в Москву дает некоторую надежду на то, что не все так плохо в отношениях России с Западом. Британский лорд чрезвычайно гордится тем, что в прошлом году ему удалось растопить лед в отношениях в Россией, решить ряд совместных задач, наладить тесные связи с секретарем Совбеза Сергеем Ивановым. Причем они стали более значимы, чем с министром обороны ведущей страны НАТО - США. Во время февральского саммита в Мюнхене Сергей Иванов имел встречи с Робертсоном и Саланой, но не одного контакта в Рамсфелдом. Последний же ни единым словом не обмолвился о России в своем докладе.

Роль генсека НАТО сегодня приобретает некое подобие связующего звена между военно-политическими кругами России и США. В этом отношении показателен его гибкий подход к последним американским бомбардировкам Ирака: сама по себе эта акция не имеет отношения к НАТО, но Пентагону нужно думать и о безопасности своих военнослужащих.

В рамках визита Робертсона состоялось официальное открытие Информационного бюро

НАТО в Москве, несмотря на ожесточенное сопротивление российского МИДа. Эта акция остается односторонней - что-то не слышно, чтобы заинтересованные российские ведомства подумывали об ответном развертывании такого центра хотя бы в одной из 19 стран Североатлантического блока. В перспективе в Белокаменной может появиться и военная миссия связи. Вопрос об этом обсуждался на встрече с министром обороны маршалом Игорем Сергеевым. Ранее такой проект уже существовал, и даже был назначен руководителем конкретный генерал, но балканская война безжалостно расправилась и с этим планом. Теперь российское Минобороны будет тянуть с реставрацией миссии связи не менее продолжительный срок, чем МИД - с Информационным бюро. А НАТО уже намечает в текущем году создать свой информационно-аналитический центр по переподготовке и социальной адаптации российских военнослужащих, увольняемых в запас.

Через Робертсона президент РФ Владимир Путин, по сути дела, дал ответ многочисленным американским нападкам, заявив на встрече, что "довольно сложно некоторым деятелям Запада возродить облик России как империи зла". Путин назвал расширение НАТО еще одной - помимо НПРО - "беспокоящей больше всего проблемой", однако отметил, что "Россия приветствует заявление о том, что НАТО не рассматривает Россию в качестве противника". При этом он подчеркнул, что у России и НАТО имеются точки соприкосновения, в том числе совместная работа по достижению мира в Югославии".

И все же вопрос о движении НАТО на восток остается открытым. Глава Североатлантического союза по-прежнему не склонен воспринимать кремлевские возражения, более того, он полагает, что вхождение в альянс соседей РФ будет способствовать и безопасности самой России. "Я не верю, что расширение НАТО может как-то подорвать существующий баланс силы в Европе", - выразил свое кредо Робертсон.

Вслед за президентом Путиным гнев на милость сменил и генерал Леонид Ивашов: "Восстановление отношений между Россией и НАТО в военной области осуществляется поэтапно по различным вопросам двустороннего сотрудничества, военной политики и политики безопасности, контроля над вооружениями". В 2001 г. приоритет в сотрудничестве России и НАТО будет сохраняться в сфере проведения миротворческих операций, наращивания взаимодействия по вопросам спасения экипажей подводных лодок, "имплементации" Военной доктрины России и Стратегической концепции НАТО. В ответ на это Робертсон призвал российское военное руководство "идти дальше простых консультаций".

Разыгрывалась и карта ПРО. Владимир Путин пригласил страны Евросоюза принять участие в деятельности Центра России и США по обмену информацией о пусках ядерных ракет. Маршал Сергеев, со своей стороны, вручил генсеку НАТО конкретные предложения по нестратегической европейской противоракетной обороне, изложенные на 10 страницах машинописного текста. Суть их сводится к тому, что на первом этапе предлагается созвать экспертное совещание квалифицированных специалистов и оценить, существует ли угроза нанесения ударов нестратегическими ракетами по европейским государствам. На втором этапе - разработать концептуальную модель парирования или нейтрализации этой угрозы политическими или иными мирными средствам. И только на третьем этапе будут создаваться элементы противоракетной системы - предположительно мобильные и размещенные на ракетоопасных направлениях для прикрытия важнейших объектов.

Из этого документа генсек НАТО выяснил, что речь идет не о перехвате ракет агрессора в момент их старта, а на конечном этапе траектории. То есть Россия предлагает строить не сплошную ПРО (как США), а очаговую. Нетрудно заключить, что в основе российских предложений заложено использование зенитных ракетных систем С-300ПМУ2 "Фаворит", С-400, С-300ВМ. Робертсон намерен внимательно рассмотреть российские предложения по ПРО с членами альянса, и особенно внимательно с американским министром обороны. Российская сторона готова направить в Брюссель своих специалистов для проведения брифинга и ответов на все интересующие представителей альянса вопросы.

Вместе с тем высокопоставленный британский лорд отметил изменение российской позиции в отношении ПРО. Москва вслед за США признала актуальность военных методов противодействия ракетной угрозе со стороны неустойчивых режимов (до того признавала только политико-дипломатические средства).

Неожиданный ход предпринял и Вашингтон. Руководитель прибывшей в Москву 19 февраля делегации конгресса США Курт Уэлдон, как сообщило агентство РИА "Новости", доставил официальное послание американского президента его российскому коллеге. В нем содержится предложение о сотрудничестве двух стран в создании ПРО, в частности, проведении совместных научных разработок, размещении на российских оборонных предприятиях заказов на изготовление компонентов системы, а в перспективе - о вводе в строй единой системы управления противоракетной обороны. В Европе в начале этого месяца решено называть американскую национальную ПРО новым термином - союзная ПРО. Примет ли это название Россия? Во всяком случае, американская сторона оказалась изобретательной в выдвижении стимулов для этого.

В НАТО надеются на расширение повестки дня переговоров и консультаций с Россией. Как сообщил генсек НАТО, отвечая на вопрос обозревателя "НВО", он пригласил Владимира Путина посетить штаб-квартиру НАТО в нынешнем октябре. Наряду с текущими проблемами будет продолжена дискуссия по проблемам расширения НАТО, противоракетной обороне, выводе российских войск в соответствии с договоренностями о фланговых ограничениях в Европе и, конечно, "извечная" проблема Чечни, перевода ситуации в плоскость политического решения, допуска в регион международных наблюдателей и соблюдения прав человека.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Дистанционное голосование массированно протестируют на низовых выборах

0
533
Судебная система России легко заглотила большого генерала

Судебная система России легко заглотила большого генерала

Иван Родин

По версии следствия, замглавы Минобороны Иванов смешал личные интересы с государственными

0
874
Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Екатерина Трифонова

Принимать решения без присутствия всех сторон процесса получается не всегда

0
622
Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

0
350

Другие новости