0
1134
Газета Войны и конфликты Интернет-версия

02.11.2001 00:00:00

Профессионализм высшей марки

Тэги: Курск, подлодка


Рано утром 8 октября 2001 г. невыспавшиеся со трудники мировых информационных агентств с пометкой "Срочно" сообщат: "Начался подъем российского атомохода "Курск". В 3 часа 55 минут тело российской субмарины вздрогнет после 420 с лишним неподвижных суток на дне Баренцева моря на глубине 108 м. Именно в этот момент произойдет ее отрыв от грунта. Почти 3-месячные усилия участников беспримерной судоподъемной операции начнут материализоваться в результатах, которых ждали Россия, весь мир.

КАК И ОБЕЩАЛ ПРЕЗИДЕНТ

Не имеющая себе равных (теперь об этом можно говорить с полной определенностью) операция по подъему затонувшего 12 августа прошлого года новейшего подводного крейсера "Курск" началась год назад - с президентского слова, точнее, с президентского решения. 30 августа 2000-го Владимир Путин утвердил проект подъема лодки. А затем на встрече с родственниками погибших моряков дает слово поднять "Курск" - летом или осенью 2001-го.

То решение многократно подвергалось критике. Мнений и суждений хоть отбавляй. От раздраженных пророчеств типа "русским этого никогда не удастся" - до спокойных аргументов и призывов отказаться от затеи и потратить деньги на другие цели.

И вот сложнейшая операция позади. Пора, во-первых, воздать должное масштабам сделанного. Во-вторых, высвобожден огромнейший регион для промысла в одном из "самых рыбных районов" Баренцева моря, что обещает в скором времени покрыть все убытки, понесенные Россией в результате подъема. И в-третьих, мы не дали ядерным реакторам "причинять опасность морю".

Специалисты с самого начала полагали, что поднять субмарину в принципе можно, хотя конкретных путей на тот момент не было. Ведь предстояло поднять не просто подлодку, а атомную, чудовищно тяжелую субмарину.

Это махина подводным водоизмещением в 23 860 т. По этому показателю ее превосходят только субмарины проекта 941 - "Тайфун" с 50 тыс. т водоизмещения. Длина лодки - 144 м. Подводный крейсер вооружен 24 мощными сверхзвуковыми противокорабельными крылатыми ракетами "Гранит" и таким же количеством современных торпед. На нем два атомных реактора. То есть предстояло вознести на водную гладь субмарину, подобную которой никто никогда не поднимал.

Предложений и даже проектов по подъему "Курска" было множество. Генеральный заказчик подъема ЦКБ морской техники "Рубин" и российский Военно-морской флот свой взор обратили на западные фирмы "Хеерема", "Смит Интернэшнл" и "Халибертен", чьи специалисты прекрасно зарекомендовали себя в ходе эвакуации подводников "Курска" в октябре 2000 г. Они планировали осуществить подъем атомохода с помощью мощного подъемного крана. Начались подготовительные работы, но затем руководство фирм заявило, что "мощная тройка" в состоянии поднять субмарину лишь в 2002 г. И российская сторона начинает искать новых партнеров.

Генеральным подрядчиком выступила голландская судоподъемная фирма "Маммут" ("Мамонт"). Выбор на этот концерн пал и потому, что его дела были хорошо знакомы россиянам. В частности, специалисты компании устанавливали 4600-тонную навесную крышу над Олимпийским стадионом в Москве.

Руководство работами интернациональной команды водолазов осуществлял контр-адмирал Геннадий Верич. Обеспечение всей операции возлагалось на Экспедицию особого назначения, командующим которой был назначен начальник штаба Северного флота вице-адмирал Михаил Моцак. В ее составе было задействовано, кроме боевых и специальных судов, 2600 человек. В ходе операции использовались знания и опыт главного конструктора лодок проекта 949 Игоря Баранова и главного конструктора реакторов "Курска" Игоря Серова, специалистов многих научно-исследовательских учреждений России.

Всего в операции по подъему "Курска" участвовали около 120 компаний из 20 государств, что уже само по себе является мировым рекордом. А потому операция является уникальнейшей не только в техническом отношении, но и с точки зрения международного делового сотрудничества.

ВНЕ МИРОВЫХ АНАЛОГОВ

А теперь о технологии подъема "Курска". Сначала российские, норвежские и шотландские глубоководники с водолазного судна "Майо" с помощью водометов размыли грунт вокруг корпуса субмарины. На лодке установили робототехнику, с ее помощью тросовой пилой отрезается носовая часть. По заключению экспертов, сильно поврежденная эта часть могла обломиться и вызвать разбалансировку подъемных устройств. К тому же в первом отсеке остались невзорвавшиеся торпеды, которые представляют особую опасность, так как после мощной взрывной встряски лишились всех ступеней предохранения. Одновременно с отделением переднего отсека круглосуточно ведется сверление под захваты 26 окон в теле субмарины.

Подъем громадины производится зафрахтованной "Маммутом" баржей "Гигант-4", размеры которой впечатляют: длина - 140, ширина - 39 метров. Она оснащается в Роттердаме 26 стренговыми подъемниками (гидродомкратами), каждый из которых может поднимать до 900 тонн. Именно они спускают к лодке тросовые жгуты особой прочности, каждый из которых состоит из 54 отдельных прядей, скрученных, в свою очередь, из 7 стальных высокопрочных струн диаметром 18 миллиметров. Тросы специально спроектированы для подъема сверхтяжелых грузов, они способны удержать свыше 24.1000 тонн и имеют длину до полутора километров. Захваты опущенных на 100-метровую глубину тросов водолазы закрепляют в проделанных в теле субмарины 26 окнах. После раскачки лодки гидродомкраты начинают подъем субмарины, их усилия контролирует компьютер. Он ведет пошаговое движение подъемников и дозирует нагрузку на каждый цилиндр. Подъем медленный, сантиметр за сантиметром. Влияние волн снижают компенсаторы вертикальной качки, обеспечивая тем самым плавный, без рывков подъем. Субмарина подводится к специальному вырезу в днище "Гиганта-4" и надежно прикрепляется. После чего связка "баржа-лодка" с помощью кораблей-буксиров движется в Росляково, что в Кольском проливе, к Судоремонтному заводу ВМФ - к плавучему доку # 50, преодолевая в общей сложности 190 километров. На последнем этапе под "Гигант-4" заводят два огромных понтона, чтобы приподнять связку для захода в док. На сам подъем атомохода отводилось до 10 часов и еще 5 часов на его отрыв от грунта.

Этот, повторюсь, уникальный план был реализован полностью, в том числе и по времени, не считая дней переноса выполнения отдельных операций из-за штормовой погоды на Баренцевом море. По словам генерального конструктора - начальника ЦКБ морской техники "Рубин" академика Игоря Спасского, была разработана "партитура" подъема, где буквально по минутам расписан каждый шаг. Впервые в практике были разработаны паспорт безопасности при выполнении работ и паспорт экологической безопасности. В частности, все узлы крепления испытаны на нагрузку, вдвое превышающую потребную.

ПИЛА ЛОМАЕТ ЗУБЫ

После вывода о том, что "утечки радионуклидов в море не наблюдается, контуры реакторов находятся в целостности, фрагменты неразорвавшихся торпед на дне отсутствуют", экипаж и коллектив водолазов с судна "Майо" приступают к операции по отделению носовой части, потребовавшей от них профессионализма и мужества. Марк Гирдлстоун, Джон Макарти, Тони Кори, Стив Апвуд, Том Ферюсон, Джон Гратон, Том Викс, Фил Фримен. Восемь английских парней творят чудеса, о тонкостях той работы нам еще предстоит узнать. Виртуозами зарекомендовали себя и их коллеги.

Были и сбои. Один случился из-за того, что тросовой пиле - удивительной подводной системе, способной перерезать гигантские сверхпрочные конструкции, - не по зубам оказался металл российской субмарины. Рабочее полотно пилы, ее ходовые тросы, порой выходившие из строя, приходилось лечить с помощью водолазов, на что они потратили более 120 часов. Словом, стрессов хватало. Даже вечером 12 сентября, когда пила "доедала" последние сантиметры искореженного металла, случился обрыв полотна. Российские инженеры настаивают на продолжении резки, считая, что торпедный отсек не отделен, голландцы говорят, что возобновлять резку не следует, он отойдет сам. Сходятся на следующем: вакуумные якоря и гидроцилиндры со дна не убирать, вдруг потребуется еще раз задействовать пилу. А подвиг продолжается.

27 сентября начинается второй этап операции. В 10.15 водолазное судно "Майо", приняв со стометровой глубины на борт водолазов и глубоководное оборудование, оставляет точку гибели атомохода. На ее место направляется "Гигант-4". Вскоре подъемные устройства "Гиганта-4" спускают вниз "щупальца"-тросы. Их заглатывают посадочные корзины. Образуется связка "баржа-лодка".

Главный этап операции начался, как уже знает читатель, 8 октября, с установлением на Баренцевом море приличной погоды. Итак, в 3.55 "Курск", после четырех с лишним часов раскачки с целью снижения его сцепления с грунтом, довольно-таки легко отрывают от морского дна, он прыгает сразу аж на 4 м. Волнение у специалистов спало. Правда, было опасение, а вдруг не отделится сразу передняя часть лодки и придется выполнять дополнительные работы. Вспомним, что полотно пилы поломалось в последний момент. Но все проходит гладко, отрезанный торпедный отсек остается на дне моря.

Начался подъем. Остановки - через каждые десять метров. Паузы используются для контроля за радиационным фоном и за целостностью подъемных конструкций. Проверки проводятся как водолазами, так и аппаратами с дистанционным управлением, на которых закреплены видеокамеры.

К 11 часам подлодка поднимается на 58 метров от грунта. Именно в тот момент, через 7 часов после ее отрыва от грунта, из-за ухудшающейся погоды "Гигант-4" снимается с якорей и начинает движение в сторону Кольского залива, в портах которого принимаются беспрецедентные меры безопасности. Баржу и находящуюся под ее днищем подлодку ведет буксир "Смит Вайс" - на тросе длиной свыше 600 м, чего требуют правила буксировки крупногабаритных грузов. Специалисты просчитывают, что буксировка субмарины с места гибели в Росляково для постановки в заводской док займет 36 напряженных часов, предстоит пройти примерно 102 мили. Никогда в истории флотов такая сцепка не бороздила морские просторы.

ЗА ДЕЛО ПРИНИМАЮТСЯ ЛОЦМАНЫ

В 16.30 "Гигант-4" ложится в дрейф, пройдя путь в 10 морских миль от точки гибели "Курска". Баржу и находящуюся под ее днищем на захватных устройствах подлодку разделяют 15 м. Голландские специалисты готовятся к процессу стыковки.

Подъем не потребовал привлечения дополнительных сил и средств Северного флота. В районе операции находились штатные на тот момент силы, входившие в Экспедицию особого назначения. После ухода "спарки" корабли проходят через точку, где лежала мертвая подлодка, спускают на воду венки в память о друзьях - погибшем экипаже "Курска". Звучат прощальные сирены. Моряки видят, как в тот момент в районе операции появляется большая стая дельфинов, будто также прибывшая для участия в этом ритуале.

Тем временем на судне "Майо" проходит встреча российских и иностранных специалистов, занятых в операции по подъему атомохода "Курск". Командующий Экспедиции особого назначения вице-адмирал Михаил Моцак от имени главнокомандующего Военно-морским флотом России адмирала флота Владимира Куроедова благодарит иностранных специалистов за огромный труд. Начальник управления аварийно-спасательных работ ВМФ контр-адмирал Геннадий Верич говорит: "Эта работа - в память тех людей, которые отдали жизнь морю и служению Отечеству". Академик Игорь Спасский замечает, что он не мог сдержать слез, когда начался подъем лодки. Он сравнивает начавшуюся операцию "с прорывом в мировой практике подводных технологий". Президент компании "Маммут" Франц ван Сеймерин высоко оценивает "конструктивность работы с российскими коллегами" и выражает им благодарность.

Около 19.00 рубку субмарины подводят в специальный вырез в днище "Гиганта-4", а саму лодку надежно прикрепляют к барже. Вице-адмирал Михаил Моцак сообщает, что прогноз погоды на ближайшие дни благоприятный, поэтому буксиры "Атрек" и "Смит Вайс" ведут связку "баржа-лодка" напрямую к Кольскому заливу, не планируя заходить в укрытия рядом с берегом. Скорость движения - около 10 км в час.

Ордер сопровождают корабли и суда из состава Экспедиции особого назначения, в том числе тяжелый атомный ракетный крейсер "Петр Великий", морской буксир МБ-38 и госпитальное судно "Свирь". В проведении операции по подъему подлодки остаются только специальные суда "Майо" и КИД-164.

Когда баржа и подлодка утром 10 октября около 5.00 подходят ко входу в Кольский залив, его на сутки закрывают для движения других судов. Главными действующими лицами становятся лоцманы. На передний и задний буксиры и непосредственно на "Гигант-4" направляются лучшие специалисты. Начальник лоцманской службы морской администрации порта Мурманск Николай Крылов сообщает СМИ: сложность буксировки связки от горловины Кольского залива до дока Судоремонтного завода в поселке Росляково (8-9 часов при благоприятной погоде) состоит в том, что специалистам придется иметь дело с несамоходным объектом, а это требует крайне высокой точности работы всех буксиров и лоцманов. Однако он уверен, что транспортировка связки "баржа-подлодка" пройдет успешно.

ПОСЛЕДНИЕ СУТКИ

10 октября, полдень. Связка без приключений и происшествий прибывает в губу Белокаменную - к гигантскому плавучему доку # 50 у поселка Росляково.

Впереди еще одна сложная операция - постановка в док. Именно по ее окончании будет считаться, что компания "Маммут" выполнила свои контрактные обязательства. Однако голландцы просят тайм-аут. Нужно все просчитать, предусмотреть все нюансы. Лодка оказалась легче на 800 тонн, и завести под баржу уникальнейшие понтоны "Мар" и "Гон" (зеркальные копии друг друга, длинные, стометровые сварные конструкции высотой 9 метров), выполненные по заказу голландцев российскими корабелами северодвинского "Севмашпредприятия", - задача опять-таки наисложнейшая.

Схема здесь такая. Понтоны закачивают водой и начинают "притапливать", а затем с помощью буксиров заводят под баржу, в днище которой есть специальные крепления. Когда понтоны прижимают к барже и откачивают из них воду, "Гигант-4" поднимается с субмариной на 7 м (на это по плану отводилось 122 часа). После чего возможна проводка связки в док. "Курск" устанавливается на стапеле, начнется осушение докового пространства для начала работ по установлению гибели "Курска" и утилизации субмарины.

24 часа уходит на осушение понтонов. "Гигант-4" с "Курском" поднимаются на 7 м. Начинается обширный радиационный мониторинг, изучение положения атомохода относительно баржи, проверка осадки всей системы. И специалисты вечером 20-го считают, что система готова к постановке в док. Представители голландской компании "Маммут" и российской стороны подписывают акт о готовности к заводке системы "Гигант-4"-понтоны-лодка" с субмариной в плавучий док.

Новым этапом операции (он начался 21 октября в 9.10 по московскому времени) руководит командир эскадры надводных кораблей Северного флота вице-адмирал Геннадий Радзевский, имеющий опыт заводки крупных кораблей в док. В полдень система "понтоны-баржа-подводная лодка" вплотную подходит к доку, а в 12.40 - начинает входить в него. Для ее заводки используются лебедки, система устанавливается по центру, и вновь проводится обширный радиационный мониторинг. Водолазы определяют положение лодки над киль-блоками, на которые она будет поставлена. Специалисты, осуществляющие сложнейшую технологическую операцию, работают с максимальной осторожностью. При постановке в док приходится учитывать не только метры, но и сантиметры.

21 октября, 14.00. Система длиной 140 метров полностью входит в док. Операция, длившаяся 85 суток, из них большую часть под водой, завершена. Настоящий триумф мысли, воли, профессионализма.

...Мировые агентства опять заработали с места события на полную мощность. "Еще никто в мире не проводил подобной операции с распиленной субмариной под днищем баржи". "Подвиг российских "технарей" и военных". "Большие, сильные и много повидавшие на своем веку мужчины не стыдились слез: сумели, свершилось".

Теперь в дело вступили прокуроры. Они заявляют, что имеющиеся доказательства позволят на 80% установить истинные причины гибели атомной субмарины. На все вопросы следствия способен ответить только первый отсек. Но он еще покоится на дне Баренцева моря...


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
890
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
1041
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
1451
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
1172

Другие новости