0
1196
Газета Войны и конфликты Интернет-версия

06.06.2003 00:00:00

Границы проблем

Тэги: фсп, манилов


-АЛЕКСАНДР Леонидович, с вашей точки зрения, насколько логично выглядит это решение президента Путина? Не скажется ли оно на качестве охраны госграницы?

- Замечу, что это вообще мировая практика, когда пограничники структурно состоят в том или ином государственном ведомстве.

Что касается реформирования, то на первом этапе оно проходит всегда болезненно. Тем более если реформируется структура, которая набрала силы, чувствует в себе энергию развиваться дальше... И тут ей приходится вливаться в состав другого ведомства. К тому же механизм функционирования под "крылом" этого вышестоящего органа еще не отработан. Особенно эмоционально все происходящее воспринимается в управленческих звеньях: ведь кто-то не получит долгожданное повышение, кто-то вынужденно уйдет на низшую должность, кому-то вообще придется уволиться┘

А то, что принято такое политическое решение, связанное с объединением структур, - это воля президента, у которого есть конституционное право выходить с подобными инициативами в законодательные органы страны. В данный момент идет процесс наработки документов, внесение их на рассмотрение Государственной Думы. Но раз решение принято, хотелось бы, чтобы все нормативные акты были скорее утверждены и процесс становления пограничной службы в структуре ФСБ прошел оперативно и с наименьшими издержками.

Однако в том, что пограничные войска будут существовать и функционировать, стоять на страже рубежей страны, - в этом сомнений быть не может.

"ГОРЯЧИЕ" НАПРАВЛЕНИЯ

- Некоторое время назад грузинские пограничники передали в ФПС данные о возможности активизации банды Гелаева на границе. Насколько эта информация оказалась правдивой, как она реализована и знаете ли вы, чем сейчас занимается этот главарь чеченских боевиков?

- На сегодняшний день каких-либо подтверждающих данных о том, что гелаевцы должны перейти границу, мы не имеем. Но не исключаем такую возможность. По нашей информации, главари ряда разрозненных групп боевиков с приходом весны предприняли попытки объединиться. Об этом говорят созданные ими дополнительные тайники оружия и боеприпасов, часть из которых мы выявили буквально в последние дни. Об этом же свидетельствуют и недавние кровавые события в самой Чечне. Таким образом, можно сделать вывод, что боевики вполне способны провести акции и непосредственно через государственную границу. Подобного рода сведения поступают и от наших грузинских коллег.

- На чеченском участке российско-грузинской границы довольно продолжительное время наблюдается затишье. Но не последуют ли вслед за этим события, которые имели место примерно в то же время 2001 и в 2002 годах, когда здесь прорывались крупные банды?

- Подобные опасения высказываются справедливо, но я должен констатировать, что за последний год произошли значительные изменения, связанные с взаимодействием между пограничниками России и Грузии. Дело не только в совместном патрулировании и обмене информацией, хотя и это очень важно. Совсем недавно исполняющий обязанности директора ФПС генерал-полковник Владимир Проничев и председатель Госкомитета по охране государственной границы Грузии генерал-лейтенант Валерий Чхедидзе обсуждали вопросы, связанные с обстановкой на российско-грузинской границе и перспективах ее развития. Они сделали вывод, что обстановка остается напряженной, но она контролируется. С нашей стороны здесь достаточно сил и средств для надежной охраны данного рубежа. У грузинских пограничников сил поменьше. Но мы установили связь между нашими и грузинскими заставами с тем, чтобы можно было мгновенно реагировать на изменение ситуации.

Отмечу, что контакты между представителями погранвойск налажены на самых различных уровнях. Только что встречались представители оперативно-разыскных органов и органов пограничного контроля сторон, уточняли задачи на весенне-летний период. В ближайшие дни встретятся начальники отрядов. Это дает возможность пообщаться и "сверить часы" именно тем людям, кто непосредственно отвечает за охрану границы, обменяться данными об обстановке, определить те места и направления, которые сегодня наиболее уязвимы, и что необходимо сделать, чтобы эти направления укрепить - как войсковыми силами, так и техническими средствами.

- А что на таджикско-афганском направлении? Уменьшился ли наркотрафик через границу?

- Напротив - возрос. За четыре месяца этого года мы задержали уже около 2 тонн наркотических веществ - в три раза больше, чем за тот же период прошлого года. По оценке специалистов, выращенный в 2002 году в Афганистане урожай наркосодержащих растений превосходит все показатели предыдущих лет, идет его активная реализация. Так что наш прогноз на лето неутешителен.

- Чуть более года назад президент Эмомали Рахмонов сместил все руководство своего погранведомства, уволил десятки офицеров, которые, если верить сообщениям СМИ, были пособниками наркодельцов.

- Об участии таджикских пограничников в наркотрафике я ничего не могу сказать, поскольку у меня сегодня нет фактов, что кого-то из них взяли с поличным. Кроме того, это вне нашей компетенции, а тема и предмет деятельности правоохранительных органов Таджикистана.

- Тогда позволю себе поставить вопрос несколько по-другому. Проводили ли вы совместные операции с таджикскими пограничниками по задержанию наркотиков, пресечению каналов их доставки потребителям?

- Подобного рода операции мы неоднократно проводили с национальным Агентством по борьбе с наркотиками при президенте Республики Таджикистан. В одних случаях эта таджикская спецслужба реализовывала нашу информацию, в других мы пользовались их данными. В результате задержания происходили как на государственной границе, так и внутри страны. Но представлять себе дело так, что российские и таджикские пограничники, взявшись за руки, пошли задерживать группу наркокурьеров, - это несколько примитивно, потому что в этом случае возникает опасность утечки информации. Мы, к сожалению, сталкивались с такими явлениями.

- Утечка происходила именно со стороны таджиков?

- В российской Пограничной группе в Таджикистане 65% военнослужащих - это таджикские граждане, и, учитывая их клановость, то, что они выходцы из местных регионов, при планировании операций мы не исключаем возможности утечки именно от них. Поэтому круг лиц, которые владеют информацией, всегда строго ограничивается, это закон. Без ложной скромности замечу, что за годы нашего стояния на Пяндже мы научились довольно эффективно реализовывать добываемые данные о переправке партий героина или опия-сырца, благодаря чему в последнее время не имеем потерь при задержаниях.

АФГАНСКИЙ НАРКОТРАФИК

- Сейчас в Кабуле работают представители ФПС. Какие усилия прилагают они "с той стороны", чтобы поток наркотиков через Пяндж наконец-то уменьшился?

- Наши представители в Кабуле решают задачи помощи афганскому руководству в организации пограничной охраны и проблемой наркотиков занимаются в меньшей мере. Тут нужны совершенно другие подходы, и не одной России, тем более что распространение наркотиков афганского происхождения приобретает новый оборот. Антитеррористическая операция, проведенная Соединенными Штатами в Афганистане, в этом смысле ничего не дала. Потоки нарковеществ переориентируются с Таджикистана на туркменское, узбекское и киргизское направления, зелье проходит здесь тоннами. Но если в Душанбе понимают всю опасность распространения наркотиков и не скрывают данные о задержаниях, то в других среднеазиатских государствах СНГ эти сведения умалчивают. Видимо, опасаются подорвать имидж своих стран. Поэтому Таджикистан и представляется в мире исчадием наркотического зла, хотя это не совсем так.

- Руководство ФПС неоднократно приглашало в Таджикистан представителей военных атташатов, аккредитованных в России, чтобы они на месте увидели положение дел с контрабандой наркотиков на Пяндже. Возымело это какой-либо эффект?

- Разве что эмоциональный. "Мы читали об этом, видели по телевизору, но что контрабанда героина идет в таких объемах и с ним действительно ведется крупномасштабная борьба, даже не подозревали!" - примерно такая реакция. Военные атташе проинформировали об этом руководства своих стран, но на этом все и закончилось. ООН тоже ведет себя скромно. Благодаря руководителю Управления по борьбе с наркотиками этой организации Пину Арлаки в 2000 году нашей Погрангруппе была выделена финансовая помощь. Деньги пошли на приобретение техники и соответствующего оборудования для борьбы с наркотрафиком. Так Арлаки и пострадал за свою инициативу - его обвинили чуть ли не в том, что он вооружает Россию┘ Итальянцы помогли тем, что устроили десяткам детей наших пограничников выезд в Италию на отдых сроком на месяц. В настоящий момент лишь Япония, впечатленная тем, что ее представители увидели на Пяндже, готова предоставить через ООН помощь. Правда, и ее первоначальный двухмиллионный "взнос" в борьбу с наркотиками сократился вдвое.

- Расскажите подробнее о деятельности представителей ФПС России в Кабуле. Каковы задачи этой группы и каких результатов удалось достичь?

- Группа работает в Афганистане уже более полугода. Ее представители находятся в постоянном контакте с руководством Министерства обороны, Министерства безопасности, а также с представителями высшей власти страны. В настоящее время уточняется, что хотели бы видеть афганские структуры по созданию и функционированию своего пограничного ведомства. Трудность заключается в том, что сегодня в Кабуле еще не определились, кто же конкретно и в каких формах будет заниматься охраной рубежей государства. Пока этим занимаются два ведомства. Это Министерство внутренних дел, которому переподчинены структуры, раньше входившие в состав Министерства обороны, на них возложена сегодня задача по обеспечению деятельности в пунктах пропуска. А второе ведомство - Министерство по делам границ, племен и народностей, которое занимается охраной границ именно на "зеленых", то есть на сухопутных и речных участках.

- Какое странное название у министерства┘

- Ничего странного: в Афганистане все традиционно отдано на откуп родоплеменным отношениям, старейшинам. И в столице опираются именно на таких лидеров. Поэтому и министерство такое было создано. Между прочим, пограничники при решении задач по охране рубежей не могут обойтись без помощи местного населения приграничных районов. Когда с сопредельной стороны Пянджа против нас находились талибы, мы тоже поддерживали с ними контакты, даже в самые напряженные моменты обострения обстановки в Афганистане. Не политические, а на исключительно пограничном уровне. Благодаря этому беспорядков на Пяндже не возникало.

- Но хоть какое-то подобие в охране государственной границы со стороны Афганистана есть?

- Нет, конечно. Да за столь короткое время, которое прошло после, скажем так, относительной стабилизации обстановки в стране, это просто невозможно сделать. Там еще идет процесс наработки задач. И соответствующих специалистов у афганцев нет. Вот мы и оказываем практическую помощь с точки зрения методологических подходов к охране границы. С обоими упомянутыми ведомствами уже подготовлены проекты соглашения по погрансотрудничеству, каждое из них подтвердило свое намерение подписать такой документ.

- А в чем же заминка?

- В том, что в Кабуле очень много советчиков. В частности, из США, Германии, да и представителей других государств, находящихся на территории Афганистана. Все они изъявляют желание оказать содействие в данном вопросе. Поэтому пока неясно, на каком конкретно варианте остановятся афганцы. Хотя, по нашим наблюдениям, они весьма заинтересованы в том, что делается в России, в частности, на том же Пяндже, и хотели бы взять за основу именно нашу модель.

КАЗАХСТАНСКАЯ БРЕШЬ

- Складывается впечатление, что российские пограничники в одиночку охраняют и еще один - самый большой участок, каковым является российско-казахстанская граница. Как бы вы прокомментировали эту ситуацию?

- Я бы не согласился с тем, что сегодня наши казахстанские коллеги не предпринимают никаких мер по охране этого участка, имеющего протяженность более 7600 километров. За последние два года они создали несколько региональных управлений: одно из них охватывает Каспий, второе - как раз российско-казахстанский участок. Войсковая компонента тоже усиливается, хотя пока и недостаточно.

Импульс же нашему сотрудничеству придала проведенная в Омске встреча президентов Путина и Назарбаева: одной из главных тем их разговора была именно пограничная. Они заслушали руководителей погранведомств России и Казахстана, их интересовало, как те видят положение дел на российско-казахстанском участке, какие шаги предпринимают в совместных действиях по охране этого рубежа и как представляют себе перспективы сотрудничества. Ставился вопрос и о том, что необходимо сделать на внешних границах Казахстана как одного из государств Евро-Азиатского экономического сообщества и вновь образуемой "четверки". Стоит вопрос о закрытии внешних границ Казахстана в рамках его участия в составе этих сообществ. Ясно, что если эта работа не будет проводиться, то вести речь о создании прозрачных границ между Россией и Казахстаном не имеет смысла. Решается же эта проблема не за день, месяц или даже год. Европа шла к созданию ЕС 33 года, а у нас почему-то бытует представление, что все это можно сделать неким скачком в течение полугода-года.

- Какие поручения были даны президентами?

- Они поставили задачу не только проработать комплекс мероприятий, связанных с необходимостью обоюдных действий на данном участке, но и пойти дальше. Речь может идти даже об организации совместных рейдов и операций по задержанию нарушителей, пресечению попыток провоза крупных партий контрабанды. Уже в ближайшее время главам государств должно быть представлено на рассмотрение и подписание соглашения по вопросам взаимодействия и сотрудничества на российско-казахстанской границе. Кстати сказать, в рамках самого ЕврАзЭС у нас такие документы уже имеются, действует Совет по пограничным вопросам пяти государств сообщества (Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан). Отработана комплексная целевая программа обустройства пунктов пропуска на внешних границах государств-участников. Финансирование проекта осуществляется из бюджетов каждого государства, но по единому замыслу. Кроме того, сегодня разрабатывается комплексная целевая программа обустройства внешних границ ЕврАзЭС. И в Омске уже было принято решение о выработке структуры этой программы.

ДЕМАРКАЦИИ И ДЕМИЛИТАЦИИ

- На российско-украинской границе можно наблюдать как бы прямо противоположное тому, что происходит на казахстанском участке: Украина здесь усиливает охрану, создает заметную войсковую компоненту, а Россия с этим совсем не торопится┘

- Недавно в составе группы руководства ФПС мне довелось побывать на Украине. Нам показали ряд застав, причем не только на российском направлении, но и на украинско-белорусском участке. А в одном из управлений национальных погранвойск, в Харькове, довольно подробно проинформировали как о деятельности украинского погранведомства, так и о планах его развития на ближайшее будущее. Мы тоже изложили свои подходы. Сошлись в одном: на российско-украинской границе - быть государственному порядку, любую противоправную деятельность необходимо пресекать. Но это ни в коей мере не должно отражаться на традиционных братских отношениях двух государств, хозяйственных и чисто человеческих связях.

Вместе с тем Украина предпринимает и односторонние шаги по закрытию российско-украинской границы, создает на ней соответствующую инфраструктуру. Делается это открыто, а объясняется тем, что все эти действия идут в рамках законодательных актов страны, в которых говорится, что украинская граница должна быть обустроена и оформлена в правовом отношении. Тем более что в декабре 2002 года был по результатам делимитации (обозначение границы на карте) президентами двух стран подписан Договор о Государственной границе. Предстоит еще большая работа по определению правового статуса Азовского моря и Керченского пролива, много проблем с урегулированием проблем местных жителей в приграничье. Мы не исключаем, что, когда этот процесс завершится, украинская сторона поставит вопрос о демаркации (обозначение границы на местности). Украина, как известно, стремится поскорее оказаться в европейских структурах и в НАТО, где действуют жесткие правила и требования к границам. Отсюда и работает как бы на опережение российской стороны.

- Но ведь демаркация подразумевает совместные действия┘

- Да, это только совместные действия. Хотя в международной практике известны случаи, когда то или иное государство в одностороннем порядке предпринимало шаги по демаркации. Так, например, поступали страны Балтии в период распада Советского Союза. Это было политическое решение с их стороны. Но переговорный процесс позже все равно начался, и на сегодняшний день мы имеем подписанный договор о границе с Литвой, а с Эстонией и Латвией такие документы готовы к подписанию. Правда, Россия пока не готова их подписать из-за известной проблемы ущемления и нарушения прав русскоязычного населения, особенно в Латвии.

- Вы ожидаете какой-либо дестабилизации обстановки на границе в связи с возможностью односторонних шагов Украины по демаркации?

- Нет. Но мы все же за цивилизованный подход к данной проблеме. Иначе не будет гарантий того, что сопредельная сторона поставит свой столб или иной пограничный знак "не там, где надо". На этой почве могут начаться конфликтные ситуации, потом пограничники начнут смотреть друг на друга в прорезь прицелов: вот, дескать, вы захватили кусок нашей территории┘


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1221
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1080
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2072
"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

Дарья Гармоненко

Партия готова отступить от принципа жесткого отбора преданных ей депутатов

0
921

Другие новости