0
994
Газета Войны и конфликты Интернет-версия

16.01.2004 00:00:00

Террористы играют на опережение

Тэги: чечня, спецслужбы, боевики, кулаков


- Владимир Федорович, почему, несмотря на все усилия России на Северном Кавказе, терроризм не только там не уничтожен, но и наносит крайне болезненные удары по российским регионам?

- Дело в том, что терроризм пустил корни в нашей стране на Северном Кавказе более 12 лет назад. В тот период мне довелось командовать группировкой войск в зоне осетино-ингушского конфликта. Многие тогда просто не понимали, что радикальный ваххабизм начал формировать в России свою террористическую армию. Слабость центральной власти позволила консолидироваться боевикам, безнаказанно расправляться с неугодными. В тот период боевики Дудаева убили командира 42-го армейского корпуса генерала Корецкого, вице-премьера правительства РФ Поляничко, которые пытались урегулировать этот конфликт.

Дальше - больше. В Чечне было сформировано свое Министерство госбезопасности, которое за короткое время буквально уничтожило всю российскую правоохранительную систему в этом регионе. В итоге терроризм в нашей стране получил мощную базу. Потом была первая чеченская война. А в 1999 году Басаев и Хаттаб, командуя мощной группировкой, напали на Ботлихский и Цумадинский районы Дагестана. Федеральное правительство против чеченского сепаратизма и терроризма повело контртеррористическую операцию, которая идет вот уже пять лет. Многое сделано, однако до победных реляций еще далеко. На мой взгляд, борьба с этим злом продлится еще несколько десятилетий.

- Неужели все так мрачно и Россия с ее армией, ФСБ, МВД не сможет за два-три года уничтожить несколько сотен, может, тысяч бандитов в горах?

- Террористы в Чечне - это не просто какие-то отщепенцы или уголовники. Хотя в их рядах немало всякого сброда. Костяк составляют люди, фанатично преданные идее борьбы за мировое господство и разгром современной цивилизации. Фанатизм и деньги, которыми в избытке снабжаются российские террористы, дают страшные результаты. Несмотря на все меры, количество бандитов в Чечне не уменьшается. Их акции становятся все более дерзкими и устрашающими по своим масштабам. Тому подтверждение взрывы военного госпиталя в Моздоке, правительственного комплекса в Грозном, даже в самом центре Москвы смертницы-шахидки подрывают себя.

Есть данные, что эти акции четко спланированы и профинансированы из единого международного террористического центра, из которого на теракты в России специально выделяются миллионы долларов. Поэтому Россия предпринимает усилия для того, чтобы найти союзников в борьбе с террористическим интернационалом. Если наша страна будет в одиночку бороться с этим международным злом, на это уйдут не годы, а несколько десятилетий.

Постоянная делегация Совета Федерации в ОБСЕ, которую я возглавляю, ищет надежных союзников среди европейских стран. Наша задача - поставить межгосударственный заслон на пути терроризму. Выработать единые, приемлемые для европейских государств законы. В Европе уже многие государственные деятели понимают, что именно Россия прикрывает сейчас западные страны от террористической агрессии с юга. Даже США признали опасность чеченского сепаратизма и терроризма. Ведь разветвленные, законспирированные структуры терроризма в России и во всем мире до сих пор не выявлены и не уничтожены. Скрываются от правосудия в Чечне бандитские главари Басаев, Гелаев и другие. Немало международных главарей, идеологов реакционного ваххабизма нашли прибежище в Афганистане. Их необходимо поймать и судить за преступления против человечества.

В противном случае они вновь будут организовывать теракты. Навязывать миру свою волю. Говоря военным языком, необходимо захватить стратегическую инициативу в этой новейшей разновидности войны в новом веке. А для этого усилий одной России явно недостаточно.

Прежде всего необходимо создать под эгидой ООН дееспособную международную антитеррористическую коалицию стран. У нее должны быть свои военные и специальные силы, которые будут по боевым, разведывательным, информационным, финансовым возможностям превосходить террористические организации во всем мире. Только в этом случае возможно действовать на опережение. На очередной сессии Парламентской Ассамблеи ОБСЕ в 2004 году мы намерены вновь заявить о необходимости консолидации усилий мирового сообщества в борьбе с терроризмом.

- Как, по-вашему, все ли предпринимается в России для борьбы с терроризмом?

- Мы воюем в Чечне не с бандитами-одиночками или мелкими группами отщепенцев, а с организованным, боеспособным террористическим подпольем в городах и селах и хорошо вооруженными и оснащенными бандгруппами в горах. К сожалению, пока терроризм опережает наши силовые структуры. В силовых ведомствах хорошо знают, что надо прежде всего перекрыть источники финансирования, поставки оружия, продовольствия, снаряжения, уничтожить лагеря подготовки боевиков, места их отдыха и лечения, в том числе и за рубежом.

Кстати, Россия и шесть стран СНГ уже создали Организацию Договора коллективной безопасности. Она в Центрально-Азиатском регионе будет противостоять террористическим угрозам. В основе воинской группировки ОДКБ российская 201-я мотострелковая дивизия в Таджикистане и авиабаза в киргизском Канте. Только этих сил явно недостаточно для того, чтобы защитить страны СНГ от проникновения боевиков, массовых поставок наркотиков, оружия. Сказывается нехватка средств.

- Но у нас под ружьем миллионная армия. Разве этой силы недостаточно для противодействия даже очень сильным террористическим группировкам?

- Конечно, если потребуется, против террористов будут использоваться и наши Вооруженные силы, которые разгромили регулярную бандитскую армию в Чечне. Но не стоит забывать, что Российская армия переживает сейчас далеко не лучшие времена. На контрактную основу она перейдет только к 2010 году, перевооружится лишь к 2025 году. Нельзя забывать, что мы живем в реальном мире, где существуют для нашей страны вполне реальные угрозы, в том числе и террористические. Боеспособные войска могут потребоваться в любой момент. Однако, как отмечено в военной доктрине, наша армия сейчас способна отражать нападения только на двух стратегических направлениях. В этом случае на первое место выступает мобильность войск. А как их быстро перебрасывать на направления ударов группировок террористов, если в стране уже нет мощной военно-транспортной авиации, железные дороги стали частными? Поэтому мобилизационные вопросы Вооруженных сил просто необходимо увязать с интересами всех российских ведомств, структур.

- А можно ли предотвратить взрывы в Москве, диверсии в других крупных городах?

- Для этого прежде всего необходимо освобождаться от российской беспечности. Взрывы в столице, считаю, результат недоработок наших спецслужб, которые недостаточно ведут агентурную работу, не получают необходимую информацию о заказчиках и исполнителях терактов. На усиление общих милицейских мер террористы действуют еще более изощренно. Так, несколько лет назад взрывами занимались только мужчины-террористы. Теперь появились женщины-смертницы. А наши спецслужбы явно оказались не готовы к такому повороту событий. Возможно, далее террористы будут действовать еще более изощренно. Поэтому российским спецслужбам, считаю, необходимо совершенствовать разыскную работу, наладить получение агентурной информации, чтобы выявлять явочные квартиры, коммерческие структуры боевиков, вербовщиков и инструкторов, склады оружия и взрывчатки.

Однако одними силовыми методами проблему терроризма в той же Чечне не решить. Необходимы действенные экономические рычаги. А те меры, которые предпринимает правительство, какие-то половинчатые, явно недостаточные, чтобы восстановить разрушенную войной экономику. В этом году для Чечни было выделено всего 14 миллиардов рублей. Безработица в республике не уменьшилась. Катастрофически не хватает рабочих мест. Даже Счетная палата РФ разбиралась, как были потрачены средства. Кроме того, в республике немало озлобленных людей, которые считают российских военнослужащих захватчиками. Это весьма благодатная среда для пополнения террористических группировок. Поэтому крайне необходимо, чтобы уже в ближайшие месяцы заработали на этой израненной земле заводы, в поле вышли землепашцы, необходима среди населения действенная идеологическая работа. Только в этом случае люди сдадут оружие, уйдут из банд.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
642
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
715
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
1019
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
826

Другие новости