0
1162
Газета Войны и конфликты Интернет-версия

25.06.2004 00:00:00

Терроризм без границ и определения

Тэги: мыльников, атц, ктк, снг, учения, терроризм


- Борис Александрович, на пространстве СНГ Антитеррористический центр уже в четвертый раз устраивает "шумовые эффекты" с момента своего основания в 2000-м году: дважды прошли учения в Центрально-Азиатском регионе, в прошлом году - "Азов-Антитеррор" на Украине, теперь - в Молдавии. Сколько во всех этих учениях саморекламы, а сколько, скажем так, полезной работы?

- Шум, пальба, лихие силовые приемы при обезвреживании "террористов" для нас не основная (хотя тоже немаловажная) часть учений. Это лишь заключительная их стадия. На этот этап мы действительно приглашаем журналистов и показываем им своего рода "боевик". Кстати, очень недолго - считаные минуты. Но для подготовки к этой короткой по времени силовой акции идет планомерная, кропотливая работа в течение многих дней и даже недель. Взять нынешние учения. Они начались 10 июня, а финишируют только в конце месяца. Основной и завершающий этап пройдет с 27-го по 30-е.

Полезность же этой работы, конечно, можно оценивать по-разному. Однако каждое такое учение, в котором задействованы спецподразделения ряда государств СНГ - а партнеры выделяют для учений, как правило, лучших специалистов, - имеет довольно широкое практическое значение. Ведь подразделения вместе работают, а значит, притираются друг к другу, начинают лучше друг друга чувствовать, понимать, оценивают уровень подготовки свой и соседей. Это способствует тому, что на ряде направлений нашей работы мы приходим к так необходимому нам единому пониманию того, как с наибольшей эффективностью использовать те силы и средства, которыми может быть достигнуто решение той или иной задачи. Есть и еще один важный плюс такой практики совместной работы. Приведу цифру. Только за 2003 год при участии АТЦ на базе Центра спецназначения ФСБ было подготовлено порядка 60 инструкторов для спецподразделений ряда стран СНГ, главным образом для Белоруссии, Казахстана и Киргизии.

СЦЕНАРИЙ С ИМПРОВИЗАЦИЯМИ

- Какие страны в этот раз принимают в них участие?

- В учениях "Запад-Антитеррор 2004" задействованы подразделения органов безопасности Белоруссии, Молдавии, России и Украины. От России, как и в прошлые годы, будут участвовать сотрудники Центра специального назначения Федеральной службы безопасности. Плюс - подразделения оперативно-поискового управления ФСБ, так называемой "наружки".

- Расскажите подробнее о сценарии нынешних учений.

- В общих чертах схема учений выглядит так. Условная группа террористов (за нее играют сотрудники спецслужб упомянутых стран) выдвигается со стороны России, имея задачу доразведки объектов, которые могут представлять интерес с точки зрения совершения террористических актов. Против них будет выстраиваться работа служб наружного наблюдения, "террористы" будут передаваться от одной спецслужбы другой на границах стран. На втором этапе мы предоставим нашим условным противникам возможность захватить железнодорожный объект и самолет. С этого момента начнется отработка принятия решения на создание оперативного штаба и его работы. Подчеркну еще раз - именно это основное на заключительном этапе, то есть четкая организация грамотной работы совместного оперштаба, который должен будет принять обоснованное и своевременное решение относительно террористов и захваченных ими заложников. Разбор всего - 30 июня в Кишиневе.

- Почему именно Молдавия выбрана на этот раз в качестве "страны завершения" учений?

- Это сделано по просьбе молдавской стороны. Там есть понимание того, что в настоящее время ни одна страна не может быть гарантирована от проявлений терроризма. Между тем уровень подготовки национального спецназа этой республики требует, скажем так, "доводки". Спецназ Молдавии будет завершать операцию учений "Запад-Антитеррор-2004", то есть "пошумит", но на этапе подготовки к "броску" на "террористов" кишиневские спецназовцы получат методическую помощь от инструкторов ФСБ.

- Какие новые задачи будут решаться на нынешних?

- Особенностью нынешнего учения является то, что на территории одного государства отрабатывает задачи спецназ другого. В частности, на территории Молдавии будет действовать антитеррористическое подразделение Белоруссии.

Условные террористы, как я уже сказал, одновременно захватят два разных объекта в двух разных местах. Впервые мы попытаемся организовать "синхронный" переговорный процесс с ними. "Террористам" будет предоставлена возможность импровизаций при выдвижении своих требований. В свою очередь, со стороны спецслужб, оперативного штаба, которым о "домашних заготовках" условных террористов ничего не будет известно, важно понять, насколько профессионально можно построить переговоры в таких условиях. То есть и в этот раз мы моделируем самый сложный ход развития ситуации.

- И все же "шум" - это признак того, что теракт свершился, то есть спецслужбы боевиков проморгали (в этом смысле достаточно вспомнить захват заложников на мюзикле "Норд-Ост" на Дубровке в Москве в 2002 году и прорывы групп боевиков Исламского движения Узбекистана из Афганистана в 1999-м и 2000-м). Так почему бы в рамках учений вам не отработать тему предотвращения теракта?

- Потому что предотвратить теракт можно единственным известным способом - когда своевременно поступает информация о намерениях злоумышленников. Поэтому в плане отработки каких-то тренировочных задач здесь никаких учений быть не может. Это уже - реальная практика. Уверяю вас, что если такая информация появляется, спецслужбы, в частности в России, как говорится, бросая все прочее, начинают ее проверять с использованием всего своего арсенала, работают на упреждение. Самый сложный здесь вопрос, чтобы источник информации оказался в нужное время в нужном месте.

ТАК ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ТЕРРОРИЗМ?

- Выше вы сказали о важности понимания единых целей в антитеррористической борьбе. Каковы в этом смысле нынешние тенденции - не только на пространстве СНГ, но и в мире?

- По моему мнению, несмотря на все предпринимаемые усилия, в мире пока нет монолитного, что ли, единства в понимании того, как все-таки обуздать терроризм. Хотя работа в этом отношении ведется, сближение позиций наблюдается┘

Но дело еще в том, что в настоящее время даже не выработано единое определение, что такое терроризм. А если так, то имеет место разница в оценках экстремистских деяний той или иной группы лиц. Кто-то таковые считает проявлениями терроризма, а кому-то выгодно то же самое именовать "национально-освободительным движением". За примером далеко ходить не надо - это Чечня. Даже в некоторых странах СНГ, которые сами чуть ли не изо дня в день сталкиваются с проявлениями терроризма, чеченских боевиков, бандитов стесняются называть своими именами.

Уже не первый год эксперты ООН готовят Всеобъемлющую конвенцию по борьбе с международным терроризмом, и им поставлена задача найти формулировку, что же это все-таки такое - терроризм.

Это один аспект проблемы. Другой - финансовый. Взять те же страны СНГ. За последние годы в десяти из них появились законы по борьбе с терроризмом. Что не может не радовать, ибо это - попытки подойти к системе соответствующих мер, которые подразумевают самый широкий спектр мероприятий: гражданских, полицейских, специальных и многих других. Однако введение такой системы связано с немалыми расходами. На примере России могу сказать, что в 2000 году предложенная ФСБ программа по борьбе с терроризмом по объективным причинам не могла быть профинансирована полностью. Тогда таких средств в государстве не было. Сегодня картина меняется. Насколько мне известно, с 2005 года такая программа будет финансироваться. Из этого видно, что очень многое зависит от потенциала каждого конкретного государства, его финансовых и материальных возможностей. А программа без финансового обеспечения - это так, голая декларация.

- Но, может быть, сами спецслужбы запрашивают такие "неподъемные" суммы?

- Одно могу сказать. Специалисты, которые занимаются разработкой этих программ - а такие профессионалы есть и в России, и в других государствах СНГ, - всегда просят минимум средств. Хотя для эффективной борьбы нужны суммы на порядки больше. Благо хоть раз в год группы государств выделяют деньги на проведение антитеррористических учений┘

- АТЦ сотрудничает с соответствующими ооновскими структурами, как там оценивают эффективность борьбы с перекрытием каналов финансирования террористов?

- Тут тоже свои сложности. По данным Организации по борьбе с незаконным отмыванием денег (ФАТФ), на замороженных счетах суммы мизерные. Существует ряд схем по финансированию террористов, против которых пока не выработано четких юридических норм борьбы. Кроме этого, не решена проблема "вскрытия" банковских и коммерческих тайн организаций, которые подозреваются в террористической деятельности и которые признаны террористическими.

БАНКИ ДАННЫХ О ТЕРРОРИСТАХ В СНГ

- Недавно в Сочи прошли два важнейших совещания, которые, как вы говорите, призваны были еще более "сблизить позиции". Насколько для вас, как руководителя международной антитеррористической структуры, очевидно, что это сближение произошло?

- На Совете руководителей органов безопасности и спецслужб АТЦ и руководителям спецслужб участвующих стран было дано поручение выйти на единый перечень террористических организаций. Как известно, в прошлом году Верховным судом России были признаны террористическими 15 таких организаций, деятельность их на территории России запрещена. Так вот, Совет признал этот опыт положительным. Конечно, для каждого региона СНГ, а это и Закавказье, и Центральная Азия, и Западная часть Содружества, есть, безусловно, свои взгляды и влияние тех или иных структур на принятие необходимого единого решения. Поэтому в итоге могут получиться некоторые различия с упомянутым российским списком. Но думаю, что мы эту проблему решим. И даже вполне возможно - до конца текущего года.

- В Сочи в целях активизации розыска террористов было принято решение о создании единой фонотеки голосов, принадлежащих лицам, причастным к террористической деятельности. Как она будет создаваться и где храниться?

- Подобного рода базы данных используются многими спецслужбами мира, в том числе и соответствующими структурами некоторых стран СНГ. Но все это как бы разрознено, бессистемно. Между тем такая фонотека помогала бы быстро устанавливать личность террористов, озвучивающих те или иные угрозы. То, что это надо делать, с точки зрения оперативного розыска сомнений у руководителей спецслужб стран СНГ не вызывало. Поэтому за создание подобной коллекции голосов все участники Совета высказались единодушно.

Механизм же реализации этих предложений лежит в рамках изучения ситуации, что у какого государства в настоящий момент есть, кто какой техникой располагает. Необходимо определить и то, как будет формироваться банк данных - то ли исключительно по голосам, то ли по территории проявления, то ли по характеру проявления, то есть по степени угроз┘ Где территориально будет располагаться фонотека? Ну, это не какой-нибудь эмиссионный центр, поэтому думаю, что для любой спецслужбы, если этот банк будет эффективно действовать, его географическое положение не принципиально. Варианты оперативной связи между нами налажены. Мое мнение, что этот фонотечный банк должен находиться в России, учитывая технический потенциал и опыт ФСБ. К тому же для многих государств СНГ содержать у себя такой банк - довольно обременительное предприятие, требующее немалых средств и участия высококлассных специалистов.

- Какие еще задачи будет решать АТЦ в ближайшей перспективе?

- Как известно, за годы своего существования наш Центр накопил и достаточно активно пополняет специализированный банк данных о террористических организациях, а также о лицах и неправительственных организациях, которые оказывают поддержку этим структурам. Нам было поручено на базе нашего банка сформировать дополнительный подраздел.

- Какой?

- В настоящее время ряд спецслужб и региональных антитеррористических организаций сталкиваются с попытками несанкционированного проникновения к электронным базам данных и информационным массивам, в которых сосредоточены данные о конкретных террористических организациях, особенностях их финансирования, о базах, лагерях подготовки боевиков и так далее. Нам поручено весь массив данных о подобного рода попытках электронных проникновений, который в настоящий момент накоплен в спецслужбах СНГ, проанализировать и выдать соответствующие рекомендации.

- А какова степень востребования уже накопленных данных спецслужбами стран СНГ, в том числе и России?

- Именно российская сторона к нему больше всего и обращается. Но это не значит, что мы собираем преимущественно данные, которые могут помочь только ФСБ в расследовании тех или иных дел. У нас много сведений, которые больше интересны партнерам. Часто приходят запросы из Астаны, из Киева. Информации же у нас действительно собрано уже достаточно много - со всей территории Содружества.

С точки зрения собственно розыска мы аккумулируем списки лиц, которые разыскиваются как по линии внутренних дел, так и спецслужб. Только по нашей информации в прошлом году было разыскано несколько представителей стран Центральной Азии, которые подозревались в совершении терактов.

В идеале АТЦ вообще может стоять во главе организации работы нескольких государств по направлениям, которые эти государства заинтересуют.

- В Узбекистане минувшей весной произошел ряд террористических актов с участием смертников. Ташкент обращался в АТЦ за помощью?

- В плане розыска тех или иных лиц мы спецслужбам Узбекистана свои услуги предложили, а за конкретной помощью они обращаться не стали. Что еще можно сказать? Сейчас мы работаем в рамках реализации положения по борьбе с терроризмом на пространстве СНГ на 2003-2004 годы. Ташкент эту программу не подписал. Соответственно его и участие...

Туркмения тоже никак не формулировала на недавней сочинской встрече руководителей спецслужб государств Содружества свою позицию, хотя представители этой страны на заседании присутствовали (чего, кстати говоря, не было раньше), они все принимали к сведению.

- А как вы вообще оцениваете обстановку в Центрально-Азиатском регионе?

- Несмотря на то что на протяжении последних лет в регионе очевидных вылазок боевиков не наблюдается, подобных тем, которые были в 1999 и 2000 годах, когда была открытая агрессия со стороны вооруженных формирований Исламского движения Узбекистана (ИДУ), говорить о том, что территории государств Центральной Азии полностью очищены от "идушников" и им подобных лиц, я бы поостерегся.

Кроме того, талибская проблема коалиционными антитеррористическими силами в Афганистане до конца не решена. Думаю поэтому, что в этом смысле степень сдерживания потенциальных вылазок террористов силами 201-й дивизии в Таджикистане и российской авиабазы в киргизском Канте, а также силами быстрого реагирования в рамках ОДКБ остается весьма высокой.

- Недавно министр обороны Грузии заявил о создании двустороннего антитеррористического центра с Россией. Какая роль здесь может быть отведена АТЦ? Это будет еще один филиал Центра, закавказский, по типу центрально-азиатского в Бишкеке?

- Пока это все на уровне разговоров. Хотя примерно с год назад вопросы такого порядка мы со своими коллегами из Министерства безопасности Грузии изучали даже с выездом в Тбилиси. Тогда у них отношение на тот период времени было, скажем так, настороженно-потребительское. То есть эта "головная боль" им была ни к чему. Сейчас в Грузии многое меняется, но пока, насколько мне известно, ни ФСБ России, ни Министерство госбезопасности Грузии никаких переговоров по поводу создания подобной структуры не ведет. Представителю Грузии в АТЦ никаких поручений по этому поводу также не давалось. Поэтому и о возможном участии в этом процессе АТЦ говорить пока рано.

- А вообще структура АТЦ как-то изменилась за четыре года?

- Нет, но нам удалось сохранить определенную в 2000 году штатную численность в количестве 60 человек, хотя другие "военизированные" структуры СНГ в это время сокращались. Реально в настоящее время работают 55 человек. Нет представителей Азербайджана (Баку предпочитает двустороннее сотрудничество), Узбекистана и Туркмении.

АНАЛОГОВ АТЦ НА ЗАПАДЕ НЕТ

- Вы недавно вернулись из Нью-Йорка, где состоялась презентация Центра. Какой интерес к АТЦ проявляют в Контртеррористическом комитете (КТК) Совбеза ООН?

- Наших партнеров особенно интересует как практика проведения нами "живых" мероприятий, прежде всего учений, так и наш банк данных по борьбе с международной преступностью, а также механизмы обмена информацией между спецслужбами на пространстве СНГ. Проявляют они интерес и к содержанию и реализации программ по борьбе с терроризмом и экстремизмом, которые составляются в АТЦ. Первая из них реализована, вторая реализуется, готовится третья - на 2005-2007 годы. С моей точки зрения, такой интерес неудивителен, потому что аналогов АТЦ ни в Европе, ни в Азии, ни в Америке пока нет.

- Неужели в США и Европе, где уже сравнительно давно борются с международным терроризмом, до сих пор не пришли к понимаю того, что необходим некий международный координирующий центр?

- Факт, но такого единого центра, который бы занимался анализом информации о террористической деятельности, пока, к сожалению, на Западе нет - этот вопрос возможно решить только на уровне глав государств.

В самом КТК есть понимание того, что в том состоянии, в котором эта структура сейчас находится, она уже не отвечает современной обстановке в плане борьбы с терроризмом. Поэтому грядет реформирование. Насколько мне известно, помимо прочего планируется создание так называемых полевых миссий. То есть сотрудники КТК хотят таким образом найти возможность выезжать и изучать обстановку на местах. Скажем, в том же Центрально-Азиатском регионе или в каком-нибудь конкретном государстве. И в этом смысле мы идем впереди наших западных коллег. Потому что наша техническая помощь, которую мы оказываем странам Содружества, максимально, конкретно приближена к жизни.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Дистанционное голосование массированно протестируют на низовых выборах

0
757
Судебная система России легко заглотила большого генерала

Судебная система России легко заглотила большого генерала

Иван Родин

По версии следствия, замглавы Минобороны Иванов смешал личные интересы с государственными

0
1282
Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Екатерина Трифонова

Принимать решения без присутствия всех сторон процесса получается не всегда

0
934
Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

0
491

Другие новости