0
2601
Газета Войны и конфликты Интернет-версия

16.07.2004 00:00:00

Нештатная посадка у Широкого Буерака

Константин Чуприн

Об авторе: Константин Владимирович Чуприн - журналист, Саратовская область.

Тэги: космос, фоторазведка, спутник, шпион, зенит


космос, фоторазведка, спутник, шпион, зенит «Зенит» готовят к полету.
Фото из книги «Ракетно-космическая техника»

Становление и развитие отечественной космонавтики тесно связаны с Саратовской областью. На космос работали оборонные предприятия Саратова, саратовская земля дала путевку в небо учившемуся здесь в аэроклубе Юрию Гагарину, она же в лице жителей Терновского района радушно приняла его после возвращения из исторического полета. Не остались в стороне от великой космической эпопеи и Балаковский район вместе с Вольском. Им тоже однажды пришлось встречать космического гостя – правда, неодушевленного.

Гость тот был кусочком колоссальной подводной части советского космического айсберга – военной, до последнего времени остававшейся совершенно неизвестной широкой публике.

Речь идет об известном в городе Балакове случае с «падением спутника» в Волгу между селом Широкий Буерак Вольского района и нынешней дамбой пруда-охладителя Балаковской АЭС. Случилось это весной 1968 г. (когда атомной станции там еще не было). На заре беспредельной гласности конца 80-х – начала 90-х годов данный случай решили расследовать журналисты – сначала из журнала «Огонек», а затем и балаковские. Нашли очевидцев из числа речников, которые рассказали о приводнившемся на парашюте шаре, вскоре затонувшем, и о том, как на Волгу затем прибыли военные моряки-каспийцы, занимавшиеся поиском таинственного объекта. Впрочем, в его космическом происхождении даже у случайных свидетелей сомнений не было. Однако ни о названии объекта, ни о его назначении никакой информации журналистам раздобыть не удалось.

Искали тогда в Волге не спутник целиком, а его спускаемый аппарат с отснятой фотопленкой. Именно так, на парашютах, возвращались на Землю капсулы спутников фоторазведки после завершения ими шпионской миссии на орбите.

В Советском Союзе разработка разведывательных спутников велась одновременно с подготовкой полета в космос человека. В результате гагаринский корабль «Восток» и первый наш спутник-шпион «Зенит» получились внешне почти не отличающимися друг от друга. Только вместо космонавта в спускаемом аппарате «Зенита» размещались фотокамеры CА-20 и СА-10 и аппаратура радиоразведки «Куст-12М». За свою миссию «Зенит» мог сфотографировать 5,4 млн. квадратных километров земной поверхности. Была попытка снабдить эти спутники еще и аппаратурой телевизионной разведки «Байкал», но та оказалась неэффективной.

Запуски «Зенитов» с помощью ракет-носителей «Восток» начались на космодроме Байконур в первой половине 60-х годов, а в 1964 г. космическая система обзорной фоторазведки «Зенит-2» (со спутниками 11Ф61) была официально принята на вооружение Советской армии. С 1967 г. эти спутники стали выводить на орбиту «Союзами» с космодрома Плесецк. Всего запустили 81 спутник данной системы (последний – в мае 1970 г.), часть из которых была потеряна в результате различных технических инцидентов.

Так вот, неудачей закончился и полет одного из спутников серии «Зенит-2», которому присвоили псевдоним «Космос-216». «Космос-216» массой 4720 кг был запущен 20 апреля 1968 г. на орбиту с параметрами: высота в перигее 199 км, в апогее 277 км, наклонение 51,8 градуса, но при возвращении через 8 дней спускаемого аппарата на Землю последний нештатно приводнился на Волге и через 42 минуты затонул. До момента потери спускаемого аппарата его сопровождал вертолет поисковой службы.

Это и есть тот самый «балаковский» спутник. Некоторые свидетели утверждают, что в районе затопления аппарата раздался взрыв. Это похоже на правду, ведь спускаемые капсулы «Зенитов» на случай нештатной посадки снабжались автоматическим устройством подрыва АПО, уничтожавшим капсулу во избежание ее захвата противником. Вполне возможно, что электронные мозги «Космоса-216» как раз и выдали команду на подрыв. Есть приводимые в западных источниках сведения, что в результате инцидента с «Космосом-216» было потеряно 85% собранной спутником информации – значит, 15% все же удалось спасти? Если это так, то работавшая в районе падения спускаемого аппарата поисково-спасательная партия Военно-морского флота что-то подняла со дна реки.

Одно время ходили разговоры, что, дескать, «падение спутника» привело к радиоактивному заражению Волги. Это, впрочем, всего лишь обывательские домыслы. Но «космический Чернобыль» однажды имел место.

Космическая эра для российских атомщиков началась с появления в начале 60-х гг. прошлого века бортового ядерного реактора-электрогенератора «Ромашка» – источника энергопитания космических летательных аппаратов. В дальнейшем такие работы были связаны с созданием спутниковой системы морской космической разведки и целеуказания МКРЦ «Легенда», предназначенной для обнаружения кораблей вероятного противника и выдачи данных для применения по ним нашим флотом крылатых ракет – в частности, ПКР «Гранит» атомных подводных лодок проектов 949 и 949А. В состав «Легенды» вместе со спутниками радиотехнической разведки УС-П (17Ф17) вошли спутники УС-А (17Ф16) – орбитальные радарные посты, способные «вынюхивать» в океане американские авианосцы в любое время суток и при любой погоде. Бортовым источником питания локатора УС-А служила ядерная энергетическая установка, созданная в НПО «Красная звезда» Минсредмаша.

Спутники радиолокационной разведки УС-А запускались с космодрома Байконур ракетами-носителями «Циклон-2» на орбиту высотой порядка 280 км. На такой высоте для спутникового радиолокатора двухстороннего бокового обзора создавались наиболее благоприятные условия функционирования, однако продолжительность активного существования самого спутника была невелика. Во избежание падения на Землю ядерного реактора после завершения спутником своей миссии атомная энергетическая установка от него отделялась и забрасывалась на так называемую орбиту захоронения высотой в 1000 км.

Однако в истории успешной в целом эксплуатации системы «Легенда» был весьма досадный и опасный случай, когда запущенный 18 сентября 1977 г. 4300-килограммовый спутник серии УС-А (псевдоним «Космос-954», параметры орбиты: перигей 259 км, апогей 277 км, наклонение 65 градусов) вышел из-под контроля и упал на Землю (вернее, упали его обломки). Произошло это 24 января 1978 г., причем советский радиоактивный космический мусор оказался разбросанным на северо-западе Канады на площади в несколько тысяч квадратных километров. Разгорелся международный скандал, и к затратам СССР на гонку вооружений и на содержание алчных «прогрессивных» режимов по всему миру прибавилась еще и выплата Канаде 3 млн. долл. в качестве компенсации ее издержек при проведении операции «Морнинг Лайт» по сбору этих обломков и дезактивации местности.

В дальнейшем у СССР произошло еще несколько инцидентов с атомными спутниками Военно-морского флота, но серьезные последствия, аналогичные тем, что имели место в случае с «Космосом-954», удалось предотвратить. Впрочем, историческое первенство в космических ядерных авариях принадлежит не нам, а США – в 1964 г. не смог выйти на орбиту американский навигационный спутник с реактором на борту, и этот реактор развалился в атмосфере вместе со спутником на куски.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Юрий Юдин

85 лет тому назад отдельным сборником вышла книга «Малахитовая шкатулка»

0
1286
Нелюбовь к букве «р»

Нелюбовь к букве «р»

Александр Хорт

Пародия на произведения Евгения Водолазкина и Леонида Юзефовича

0
912
Стихотворец и статс-секретарь

Стихотворец и статс-секретарь

Виктор Леонидов

Сергей Некрасов не только воссоздал образ и труды Гавриила Державина, но и реконструировал сам дух литературы того времени

0
439
Хочу истлеть в земле родимой…

Хочу истлеть в земле родимой…

Виктор Леонидов

Русский поэт, павший в 1944 году недалеко от Белграда, герой Сербии Алексей Дураков

0
613

Другие новости