0
335
Газета Войны и конфликты Интернет-версия

03.09.2004

Нечеловеческий фактор

Тэги: технологии, авиатранспорт, террор


В России в настоящее время функционирует всего около 300 гражданских аэропортов. Большинство из них расположено в отдаленных северных районах, относится к категории мелких и крупные самолеты не принимает. Понятно, что особого интереса для террористов они не представляют, поскольку наибольший эффект приносят удары по важнейшим политическим и экономическим центрам. Об этом свидетельствует и подрыв двух самолетов, вылетевших из московского аэропорта Домодедово.

После 11 сентября 2001 года всем стало ясно, что борьба с авиационным терроризмом приобрела особое значение. В связи с этим в 2002 году в структуре гражданской авиации России была создана система государственного контроля в области воздушной безопасности, которая должна координировать защиту воздушных судов и аэропортов от террористов. Количество инспекторов, обязанных контролировать службы безопасности аэропортов, было определено в 14 человек для центрального аппарата и по 1-2 в территориальных управлениях. С тех пор ничего о службе инспекторов не слышно, что не мудрено при таком их мизерном количестве.

Между тем борьбой с проникновением террористов на воздушный транспорт заняты: службы безопасности аэропортов, транспортная милиция, специальные отделы ФСБ. Насколько надежно они перекрывают каналы доставки на борт воздушных судов взрывчатки и оружия, можно судить по недавней двойной трагедии в российском небе. Очевидно, что в условиях рутинной службы бдительность притупляется, а спецслужбы не способны раскрыть все замыслы экстремистов. Тем более что террористы совершенствуют методику уничтожения быстрей, чем противостоящие им службы - методику противодействия.

Взрывы самолетов показали, что сопровождение пассажирских бортов скрытой охраной потеряло смысл - их не захватывают, а просто уничтожают. Рубеж обороны проходит в аэропорту, здесь полагается задерживать взрывчатку. Технологии обнаружения любых взрывчатых веществ разработаны еще в прошлом веке, в том числе в России. Но уже наступил XXI век, а их все еще не поставили на службу обществу.

В Курчатовском институте разработан нейтронный томограф наземного контроля, основанный на физических эффектах, возникающих при рассеивании быстрых нейтронов. С его помощью можно обнаружить все известные виды взрывчатых веществ, наркотики и вообще все что угодно, лишь бы было соответствующее программное обеспечение. Особо следует отметить, что аппаратура полностью радиационнобезопасна. Томограф неоднократно демонстрировался на международных выставках, но в Домодедово его не оказалось. Понятно, что аппаратура дорогостоящая, но ведь не дороже человеческих жизней!

Еще одно предложение Курчатовского института - антитеррористическая система мониторинга полета авиалайнеров. Но она должна носить глобальный характер, только в этом случае система окажется эффективной. В нее должны входить наземные станции слежения и контроля на территории стран-участниц и следящие информационные комплексы, установленные непосредственно в салонах авиалайнеров. Проще говоря, скрытые управляемые телекамеры транслируют все, что происходит на борту. Экипаж самолета и эксперты на земле могут оценить поведение и психологическое состояние каждого пассажира. Опасного субъекта можно будет заблаговременно обезвредить с помощью электрошокера и наручников. Если же произойдет захват авиалайнера, обстановка на борту будет под контролем вплоть до спецоперации по освобождению заложников.

Эту систему мониторинга можно хоть сейчас внедрить в США, где имеется сеть из 130 станций, обеспечивающих связь с самолетами, в каждом из которых установлен телефон-автомат. По этим радиоканалам видеоинформацию можно передавать по всей территории США. В России это возможно лишь в районах Москвы и Петербурга. Но ничто не мешает использовать спутниковую связь. Кроме того, такая система может дублировать работу архаичных "черных ящиков", часто выходящих из строя при катастрофах, и контролировать действия экипажа.

Но кто заплатит за безопасность? Аэропортам не по карману нейтронные томографы, авиакомпаниям жалко несколько десятков тысяч долларов на оборудование самолетов видеосистемами, а наземным службам не хочется брать на себя еще и обслуживание видеоканалов. Но снижение уровня безопасности приводит к снижению пассажиропотока. А в итоге платят все, даже те, кто никогда не летает самолетом, ведь немалые компенсации жертвам террористов платятся из общей государственной казны.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Военная операция в Идлибе начнется в ноябре

Военная операция в Идлибе начнется в ноябре

Владимир Мухин

Война Дамаска и Москвы с террористами в Сирии грозит перерасти в войну с Израилем и американской коалицией

0
2623
Чиновники скребут  по нефтяным сусекам

Чиновники скребут по нефтяным сусекам

Михаил Сергеев

До падения добычи осталось два-три года

0
1680
ШОС: Терроризм и экстремизм должны безжалостно искореняться в любых их проявлениях

ШОС: Терроризм и экстремизм должны безжалостно искореняться в любых их проявлениях

0
444
Трибуна для битвы политических титанов

Трибуна для битвы политических титанов

Юрий Паниев

ООН по-прежнему остается главной площадкой для обсуждения вопросов войны и мира

0
725

Другие новости

Загрузка...
24smi.org