В России в настоящее время функционирует всего около 300 гражданских аэропортов. Большинство из них расположено в отдаленных северных районах, относится к категории мелких и крупные самолеты не принимает. Понятно, что особого интереса для террористов они не представляют, поскольку наибольший эффект приносят удары по важнейшим политическим и экономическим центрам. Об этом свидетельствует и подрыв двух самолетов, вылетевших из московского аэропорта Домодедово.
После 11 сентября 2001 года всем стало ясно, что борьба с авиационным терроризмом приобрела особое значение. В связи с этим в 2002 году в структуре гражданской авиации России была создана система государственного контроля в области воздушной безопасности, которая должна координировать защиту воздушных судов и аэропортов от террористов. Количество инспекторов, обязанных контролировать службы безопасности аэропортов, было определено в 14 человек для центрального аппарата и по 1-2 в территориальных управлениях. С тех пор ничего о службе инспекторов не слышно, что не мудрено при таком их мизерном количестве.
Между тем борьбой с проникновением террористов на воздушный транспорт заняты: службы безопасности аэропортов, транспортная милиция, специальные отделы ФСБ. Насколько надежно они перекрывают каналы доставки на борт воздушных судов взрывчатки и оружия, можно судить по недавней двойной трагедии в российском небе. Очевидно, что в условиях рутинной службы бдительность притупляется, а спецслужбы не способны раскрыть все замыслы экстремистов. Тем более что террористы совершенствуют методику уничтожения быстрей, чем противостоящие им службы - методику противодействия.
Взрывы самолетов показали, что сопровождение пассажирских бортов скрытой охраной потеряло смысл - их не захватывают, а просто уничтожают. Рубеж обороны проходит в аэропорту, здесь полагается задерживать взрывчатку. Технологии обнаружения любых взрывчатых веществ разработаны еще в прошлом веке, в том числе в России. Но уже наступил XXI век, а их все еще не поставили на службу обществу.
В Курчатовском институте разработан нейтронный томограф наземного контроля, основанный на физических эффектах, возникающих при рассеивании быстрых нейтронов. С его помощью можно обнаружить все известные виды взрывчатых веществ, наркотики и вообще все что угодно, лишь бы было соответствующее программное обеспечение. Особо следует отметить, что аппаратура полностью радиационнобезопасна. Томограф неоднократно демонстрировался на международных выставках, но в Домодедово его не оказалось. Понятно, что аппаратура дорогостоящая, но ведь не дороже человеческих жизней!
Еще одно предложение Курчатовского института - антитеррористическая система мониторинга полета авиалайнеров. Но она должна носить глобальный характер, только в этом случае система окажется эффективной. В нее должны входить наземные станции слежения и контроля на территории стран-участниц и следящие информационные комплексы, установленные непосредственно в салонах авиалайнеров. Проще говоря, скрытые управляемые телекамеры транслируют все, что происходит на борту. Экипаж самолета и эксперты на земле могут оценить поведение и психологическое состояние каждого пассажира. Опасного субъекта можно будет заблаговременно обезвредить с помощью электрошокера и наручников. Если же произойдет захват авиалайнера, обстановка на борту будет под контролем вплоть до спецоперации по освобождению заложников.
Эту систему мониторинга можно хоть сейчас внедрить в США, где имеется сеть из 130 станций, обеспечивающих связь с самолетами, в каждом из которых установлен телефон-автомат. По этим радиоканалам видеоинформацию можно передавать по всей территории США. В России это возможно лишь в районах Москвы и Петербурга. Но ничто не мешает использовать спутниковую связь. Кроме того, такая система может дублировать работу архаичных "черных ящиков", часто выходящих из строя при катастрофах, и контролировать действия экипажа.
Но кто заплатит за безопасность? Аэропортам не по карману нейтронные томографы, авиакомпаниям жалко несколько десятков тысяч долларов на оборудование самолетов видеосистемами, а наземным службам не хочется брать на себя еще и обслуживание видеоканалов. Но снижение уровня безопасности приводит к снижению пассажиропотока. А в итоге платят все, даже те, кто никогда не летает самолетом, ведь немалые компенсации жертвам террористов платятся из общей государственной казны.