0
1260
Газета Войны и конфликты Интернет-версия

10.09.2004 00:00:00

Президент России объяснил, что слабых бьют

Тэги: беслан, силовики, операция, провал, эксперты


Кроме президентского заявления о том, что "слабых бьют", в России еще не прозвучала ни одна официальная оценка действий подразделений силовых структур в Беслане. Но, по словам источника близкого к Генштабу, российские военные характеризуют операцию в Северной Осетии как крайне непрофессиональную. Большего беспорядка и неразберихи, считают армейские специалисты, трудно себе представить. ФСБ, МВД, ГРУ, 58-я армия Минобороны и североосетинские силовые структуры действовали, как бог на душу положит. Не было слаженного, единого руководства действиями силовых подразделений. Впервые в истории спецподразделений России погибло 10 высококлассных профессионалов, прикрывавших выход детей и других заложников из стен школы.

Одно из интернет-изданий приводит слова специалиста из ФСБ: "Несмотря на героизм, который проявили ребята, во всей этой истории остается много вопросов. Понятно, что такого развития событий никто не ожидал. Но все же в штабе заранее должны были проработать определенный алгоритм действий на случай непредвиденной ситуации. Это наверняка позволило бы избежать таких масштабных потерь".

ЗАПАДНЫЕ ЭКСПЕРТЫ КРИТИКУЮТ

Английское информационное агентство "Рейтер" опубликовало мнение бывшего бойца британских аэромобильных сил специального назначения Хью МакМаннерса: "Чего отчаянно хотели российские власти, так это провести контролируемую операцию и контролируемую осаду с контролируемым окончанием. Однако получилось что угодно, только не это".

Все эксперты единодушны в мнении, что спасательная операция носила импровизированный характер. Они в один голос заявляют, что российские спецслужбы, даже не собираясь штурмовать школу, должны были бы иметь план действий в том случае, если бы боевики начали казнить заложников.

Один из старейших сотрудников антитеррористической службы Израиля Итай Гиль считает, что "независимо от того, кто начал бой, у русских должен был быть план полномасштабного штурма школы на случай худшего варианта развития событий".

В резких тонах аналитики критикуют и форму проведения спасательной операции, характеризуя ее как "перестрелку в духе Дикого Запада". Сотрудник вашингтонского Центра стратегических и оборонных исследований так выразил свое мнение: "Они посчитали, что у них есть операционные возможности, которых у них не было, и они использовали устаревшую технику исполнения". "Я бы хотел знать, обращались ли они за помощью к иностранным экспертам или из чувства национальной гордости решили сделать это в одиночку... Те, кто начал штурм, были храбрыми, но не подготовленными. Они начали примитивный штурм, который повлек за собой много смертей", - заявил эксперт.

Многие специалисты отметили неспособность российских силовых ведомств организовать блокирование района событий и отсечь местных жителей, чтобы не дать им смешаться с бойцами силовых структур и боевиками. "В любой нормальной стране был бы создан периметр безопасности с радиусом один километр, и в этой зоне не было бы ни единого гражданского лица", - заявил по данному поводу эксперт Европейского центра стратегической разведки и безопасности Клод Моник.

МНЕНИЕ РОССИЙСКОГО ЭКСПЕРТА

Свое мнение по поводу трагедии в Беслане корреспонденту "НВО" высказал бывший сотрудник ГРУ полковник Виталий Шлыков. Он считает, что события в Северной Осетии в очередной раз продемонстрировали полную неспособность силовых структур противостоять угрозе терроризма. Современная структура подразделений, предназначенных для борьбы с террористами, неадекватна решаемым задачам.

Специальные подразделения силовых ведомств создавались еще в СССР, в том числе и для проведения контртеррористических операций. Однако в те времена террористы, как правило, выдвигали конкретные требования, а захваты заложников не носили столь масштабного характера. Они обычно требовали денег, возможности беспрепятственно покинуть страну или освобождения своих сторонников. Тогда у власти была возможность вести длительные переговоры и добиваться определенных результатов без значительных жертв.

Сегодня ситуация совершенно другая. Современные террористы выдвигают глобальные требования. Они не считаются с жертвами и готовы уничтожать сотни и сотни ни в чем неповинных граждан. Ведение с ними каких-либо переговоров бессмысленно. Поэтому на ту или иную террористическую акцию необходима немедленная реакция властных структур. Стремление вести переговоры только усугубляет ситуацию и позволяет бандитам организоваться в каждом конкретном случае, что в конечном итоге приводит к большим жертвам.

Специалисты определяют современный терроризм как применение негосударственного насилия или угрозы насилия с целью вызвать панику в обществе, ослабить и даже свергнуть правительство и вызвать политические изменения. Террористические акции направлены на дестабилизацию государственных режимов, возбуждение у населения обеспокоенности из-за своей беззащитности, смену в результате этого государственной власти в стране, а также на достижение каких-либо иных политических, религиозных или этнических целей. Данная характеристика современного терроризма, как считает эксперт, сегодня является одним из самых объективных его определений.

Население России мало верит в способность власти обеспечить защиту от террористов. Поэтому возникает необходимость дать ему возможность обретения чувства собственной защищенности. А это может быть эффективно реализовано только путем использования принципа милиционного построения антитеррористических формирований по территориальному принципу. Подобная система, как напомнил эксперт, существовала до 1925 года и показала свою действенность в борьбе с бандитизмом в послереволюционной России.

Нечто аналогичное сейчас происходит в Чечне, где формируются национальные подразделения для борьбы с террористами. По мнению Шлыкова, только такие формирования способны эффективно и в короткие сроки уничтожать боевиков. Бойцы в силу национальной принадлежности, знания местных особенностей и возможности активного использования самых различных источников информации смогут более эффективно собирать данные об оперативной обстановке и будут более информированы о деятельности боевиков. Они не будут вести с ним бессмысленные переговоры, а моментально и жестко реагировать на их действия. Эксперт считает, что если бы в Беслане школа была окружена не толпой находящихся от горя за пределами разума родственников заложников, а народной милицией, то трагедия не была бы доведена до таких масштабов.

Такой подход к борьбе с террором очень эффективно применяется в Израиле, где создана, по сути дела, милиционная армия. По милиционному принципу формируются спецподразделения в Швейцарии, Норвегии, Швеции, Сингапуре и ряде других стран.

В Израиле для проведения антитеррористических акций был создан специальный штаб, который первоначально подчинялся главе Общей службы безопасности страны ШАБАК. Однако это оказалось малоэффективно, и он был переподчинен премьер-министру и включен в структуру его канцелярии. К работе в штабе были привлечены профессионалы из внешней разведки "Моссад", ШАБАК, военной разведки АМАН, из армии и полиции. Эти специалисты составили ядро новой организации.

Огромный опыт в борьбе с террором накопили и США. Еще в докладе президента "Стратегия национальной безопасности в следующем столетии", представленном Конгрессу в октябре 1998 года, отмечалось, что угроза международного терроризма носит глобальный характер. Свое противодействие террористам американцы строят на следующих принципах: никаких уступок террористам; оказание всестороннего давления на страны, поддерживающие терроризм, использование легальных механизмов наказания международных террористов и оказание помощи в этой сфере другим странам.

Конгресс США постоянно развивает законодательную базу борьбы с террором, которая сегодня насчитывает несколько десятков актов. После трагедии 11 сентября Белый дом инициировал создание Министерства внутренней безопасности. Этому ведомству выделяется более 50% всех средств, отведенных в национальном бюджете для противодействия терроризму. В 2005 году ему планируется выделить около 40 млрд. долларов. В реализации мероприятий по обеспечению защиты от террористов министерство опирается на национальную гвардию, которая фактически построена по милиционному принципу.

Вооруженные силы США также привлекаются к антитеррористической деятельности. Для этого разработаны необходимые правовые и административные основы. В соответствии с американским законодательством участие ВС в антитеррористических акциях базируется на четком определении условий проведения подобных операций и на строгой координации действий военных с другими силовыми структурами

Командирам всех степеней предоставляется право принятия любых мер по ответному реагированию на террористические акции вплоть до применения специальных сил и средств. В случае совершения террористического акта против военного объекта, дислоцированного за рубежом, командиры обладают аналогичными правами. Но в этом случае они обязаны согласовывать свои действия с представителями стран пребывания и Государственным департаментом США.

Использование ВС в борьбе с террористами вне района их дислокации осуществляется только по указанию президента. В этом случае соответствующие части и подразделения решают поставленные задачи, руководствуясь указаниями уполномоченных президентом структур, при сохранении непосредственной подчиненности командирам таких формирований.

Недавно руководство ФБР добилось значительного расширения полномочий своих агентов в сфере борьбы с терроризмом. До настоящего времени сотрудники ФБР, собиравшие информацию о потенциальных террористах, практически не могли передавать ее агентам, ведущим те же дела, но в чисто криминальном аспекте. Теперь они получили возможность свободно обмениваться такими данными. Раньше ФБР, заведя дело на человека, пытавшегося незаконно приобрести взрывчатку, обвиняло его в совершении только этого преступления. По новым правилам в материалы дела может быть включена информация и о том, как подозреваемый намеревался использовать взрывчатку, а также данные о его возможных связях с террористами.

Нововведения значительно расширяют и права агентов ФБР по слежению за американцами, прослушиванию их телефонных разговоров и по проникновению в ряд других сфер частной жизни граждан. Ордера на такую деятельность будут выдавать не обычные суды криминальной юрисдикции, а специальная судебная структура при Министерстве юстиции страны.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
713
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1396
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1229
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2326

Другие новости