0
981
Газета Войны и конфликты Интернет-версия

24.09.2004 00:00:00

Борьба за души защитников Родины оказалась отодвинута на задний план

Тэги: ГЛАВПУР, Калита


- Александр Николаевич, военные эксперты утверждают, что развал ГЛАВПУРа и всей вертикали партийно-политического воспитания в армии привел ко многим порокам: казнокрадству, дедовщине, массовому бегству из воинских частей личного состава, уклонению от призыва... В ходе административной реформы аппарата Минобороны Главное управление воспитательной работы (ГУВР МО РФ) подчинили Главному управлению кадров (ГУК). Значит ли это, что еще больше понизилось значение воспитания и всей системы морально-психологической подготовки воинов?

- По своему опыту замечу, что самым весомым рычагом влияния, например, в Советской Армии был кадровый. Вопросы назначений в армии решались через соответствующие партийные организации. Заместитель командира по политической части, парторг всесторонне обсуждали человеческие и командные качества кандидата на какую-либо должность, военнослужащим срочной службы писали характеристики для поступления в институты, органы МВД, на оборонные предприятия. Это была целостная система воспитания. Запмолит мог не только влиять своим словом на командиров и личный состав, но реально решал судьбу каждого конкретного военнослужащего. Сейчас же воспитатель в войсках может только поговорить с военнослужащими и ничего более.

Однако переподчинение ГУВРа ГУКу не только не понизило статус первого, а, наоборот, создает теперь целостную систему воспитания в нашей армии. В состав ГУКа включены Главное управление военных вузов, ГУВР. Таким образом, у министра обороны появился один командный рычаг по воспитанию кадров. На мой взгляд, это позволит назначать командиров всех степеней в соответствии с их деловыми, моральными, профессиональными качествами. Ведь вся информация о военнослужащих концентрируется теперь в одних руках.

Однако эта работа, считаю, проведена не до конца. Новую воспитательно-кадровую структуру в ходе административных преобразований надо было непосредственно подчинить министру обороны. Для этого начальник Главного управления кадров должен стать заместителем министра обороны по работе с личным составом, а не быть, как ныне, начальником ГУКа и одновременно замом министра обороны. Вот это понижает статус всей воспитательной деятельности в войсках. Тогда в нашей армии создастся по примеру Советской Армии командная воспитательная вертикаль, когда заму министра по воспитательной работе станут подчиняться все руководители, которые ведают вопросами обучения, воспитания, назначения на должности в нашей армии. В этом случае можно объединять усилия разных структур по действительно эффективной воспитательной работе, вести результативную кадровую работу в войсках.

- А все ли в Вооруженных силах имеется для результативной воспитательной работы?

- Нынешнее Главное управление воспитательной работы Минобороны Рф не имеет многого. Так, в период чеченских войн мы столкнулись с тем, что в войсках не оказалось подразделений, которые ранее назывались спецпропагандистскими. Они еще в 1991 году были переданы в ведение Главного разведывательного управления Генштаба. А разведке по роду ее деятельности они оказались не нужны. Вот и получилось, что во время боевых действий не нашлось специалистов для снаряжения специальных агитационных боеприпасов листовками. Приходилось разбрасывать их с вертолетов и рисковать жизнями пилотов и дорогостоящей техникой.

Нет в войсках и специалистов, которые могут профессионально вести радио и телепередачи на разных языках. Это весьма эффективное пропагандистское оружие для убеждения народа на его родном языке, тех же неформальных, террористических формирований. Считаю, что спецпропагандистскую структуру надо воссоздавать и передавать ее под начало ГУВРа.

Сознание у нынешних военнослужащих совершенно иное, чем в советские времена. Поэтому средства воздействия на умы военнослужащих должны быть уже иные. Не примитивные листовки или даже газеты с журналами. Те же американцы в Афганистане, Ираке сбрасывают в пропагандистских целях аудиоплееры с кассетами. У нас же, к сожалению, нынешние технические средства пропаганды остались на уровне Второй мировой войны. Наши войска необходимо, как и американские, оснастить современными телецентрами, радиоузлами, дать воинам портативные приемники, телевизоры. А ныне даже центральная военная газета "Красная звезда" подписывается в единичном экземпляре на взводы и роты. Армейские клубы, библиотеки, комнаты отдыха зачастую оснащены допотопной аппаратурой и давно уже не являются центрами досуга и воспитания. В войсках нет целостной системы технических средств пропаганды, которые могут использоваться в воспитательных и пропагандистских целях.

- А что, на ваш взгляд, самое сложное в армейском воспитательном процессе?

- Острословы говорят, что лучше иметь сейф с документами, чем одного отличника боевой подготовки. На мой взгляд, а в армии я уже 35 календарных лет, самое трудное - это самим воспитателям служить и убеждать подчиненных по принципу "делай, как я". Заместители командиров по воспитательной работе прежде всего должны быть всесторонне подготовленными людьми. В военные воспитатели не должны идти случайные люди, которые не смогли работать на командных или технических должностях в войсках.

- В таком случае может целесообразно сейчас возродить военные училища, где будут профессионально готовить армейских и флотских воспитателей?

- Самостоятельных военных воспитательных училищ не надо. Просто при командных и инженерных военвузах создать специализированные отделения или факультеты, на которых будут готовить профессионалов - командиров и воспитателей. Эти офицеры будут в совершенстве знать педагогику, психологию и все азы командирской и инженерной службы, чтобы в случае необходимости заменить командира в бою. Такие воспитатели непременно станут пользоваться авторитетом и влиянием на личный состав. Ну, а заместителей по воспитательной работе высшего армейского звена - командиров дивизий, командующих армий должен готовить Военный университет Минобороны, который вновь стал академией воспитательной работы Вооруженных сил РФ. Здесь они получат весомую оперативно-тактическую подготовку, научатся управлять воспитательной работой в крупных воинских коллективах, психологически и морально воздействовать на войска противника.

- Тогда, очевидно, необходимо коренным образом изменить в армии и всю кадровую политику?

- Да, нередко назначение на различные, в том числе престижные, должности в армии и на флоте идет по безукоризненно чистой анкете да еще по телефонному праву. Мол, волевой, трудолюбивый, инициативный. Но приходит офицер в подразделение, и оказывается, что он не может руководить подчиненными. В итоге грубость, неуважение личности, рукоприкладство. Такой, с позволения сказать, руководитель, а тем более военный воспитатель только настраивает против себя военнослужащих. В этом плане нам надо многое восстанавливать из прежнего опыта старой царской российской армии. Раз в году командир полка собирал от офицеров-подчиненных анкеты, где они указывали, кого бы хотели видеть своим командиром. Эти данные знал только командир полка. Они были решающими при назначении офицеров на вышестоящие должности. Сто лет назад в нашей русской армии это была самая справедливая в мире кадровая система. Мне думается, ее надо возродить в нынешней Российской армии.

- Вы считаете, что трагедии в Беслане способствовали провалы в воспитательной работе в российской военной организации, провалы в работе с общественностью?

- Сейчас всем понятно, что в нашей стране нет системы борьбы с терроризмом ни в правоохранительных структурах, ни среди населения. В стране должен быть создан какой-то общественный орган, который будет контролировать деятельность силовиков. Принимать жалобы от населения, потому что, например, как в милиции не реагируют на заявления по воровству, оскорблению личности, угрозе жизни и безопасности граждан, так и в армии командиры скрывают правонарушения. Это окажет на МВД и МО РФ очень большое воспитательное воздействие.

Кроме того, если сейчас государство не может защитить своих граждан от посягательства на их жизни, то люди сами себя должны защищать. Я лично сторонник пересмотра закона об оружии. Пусть полноценные, здоровые люди могут приобретать настоящее оружие самообороны, а не газовые "хлопушки" или охотничьи ружья. Но у этой проблемы много сторонников и противников. Даже события в Беслане показали, что жители с охотничьими ружьями, которые пошли защищать своих сограждан и детей, вполне могли создать непредсказуемую ситуацию, помешать действиям спецслужб. Поэтому в этом непростом вопросе надо все точно продумать и принять наиболее верные решения. И самое главное - ни на час, ни на день не успокаиваться, а вести целенаправленную работу по воспитанию вооруженных защитников отечества всеми доступными мерами, в том числе и экономическими.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
1017
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
1213
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
1667
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
1362

Другие новости