0
2384
Газета Войны и конфликты Интернет-версия

22.10.2004 00:00:00

Москва Обзавелась самой большой военной базой за рубежом

Тэги: Таджикистан, россия, военная база


Расквартированная в Таджикистане 201-я российская мотострелковая дивизия (мсд) прекратила свое существование. С 17 октября она именуется 4-й военной базой Министерства обороны РФ. В этот день президент Владимир Путин и его таджикский коллега Эмомали Рахмонов торжественно открыли базу.

ПРАЗДНИК ДЛЯ ВАШИНГТОНА

Двусторонний договор о придании 201-й мсд статуса российской военной базы в Таджикистане был подписан еще 16 апреля 1999 г. База должна была начать функционировать через год-два, но вместо этого Москва и Душанбе более пяти лет упражнялись в "перетягивании одеяла": кому сколько за что платить и на каких условиях. В поселке Гипрозем в 15 км от Душанбе (именно здесь с некоторых пор дислоцируются штаб и военный городок 4-й базы) на поднятие флага, речи, возложение цветов к памятнику и беседу с командиром у президентов Путина и Рахмонова ушло с полчаса, тем самым они поставили формальную точку в переговорной пятилетке. Согласно договоренностям, вся земля и вся недвижимость на территории российской военной базы передается России безвозмездно. Сам российский лидер по этому поводу сказал: "Договор о статусе и условиях пребывания российской военной базы на территории Республики Таджикистан окончательно оформлен юридически и вступил в силу. Это делает ваше пребывание здесь законным, стабильным, долгосрочным". За все это Москва списывает Душанбе долги, строит в стране и вводит в эксплуатацию две крупных ГЭС и алюминиевые заводы.

С военно-политической точки зрения, как полагают эксперты, практически ничего не изменилось. Просто "полномочия" 201-й дивизии перешли теперь к 4-й базе, и, по словам российского президента, вместе с авиационной базой в Канте (Киргизия) база в Таджикистане становится "надежным звеном единой системы коллективной безопасности в регионе". Главное назначение этой системы Путин обозначил еще год назад, открывая авиабазу в Канте, в Гипроземе же лишь повторил: создание условий для нейтрализации террористических и экстремистских вылазок на всем пространстве СНГ и в России и оказание содействия в борьбе с наркотрафиком и организованной преступностью. Не случайно, что и Соединенные Штаты, устами посла США в Таджикистане Ричарда Хоглэнда, не то что без какой-либо нервозности, но, как показалось наблюдателям, даже с излишней умиленностью оценили данный факт: посланец Вашингтона назвал открытие базы праздником.

В то же время, как сказал "НВО" официальный представитель 201-й мсд подполковник Павел Конев, "пока никаких документов, регламентирующих нашу деятельность в новом качестве, в штаб дивизии не поступало". По опыту, на это может уйти от нескольких недель до нескольких месяцев. Однако строительство инфраструктуры "новой" базы в Гипрозем-городке, по словам Конева, уже идет полным ходом. Штаб 201-й уже въехал в штабное помещение дислоцированного здесь 92-го полка, для руководства которого, в свою очередь, построили новое здание. Кроме этого возведены четыре одноэтажные казармы "нового типа" (которые, кстати говоря, российские военные уже окрестили "путинскими" - первую из них именно Путин открывал в апреле прошлого года во время своего предыдущего посещения 201-й дивизии и даже играл в ней в нарды с контрактником), в которых уже разместился личный состав. На очереди - строительство дома офицеров и детского сада, хранилищ, госпиталя, общежития семейного типа. "Проблем с поставками стройматериалов до сего дня не было, - сказал "НВО" подполковник Конев, - частично мы получаем оборудование из России, частично оно местного происхождения".

БТР БОРИСА ГРОМОВА ЕЩЕ В СТРОЮ

Официальные лица ни словом не обмолвились, будет ли вновь открытая база усиливаться личным составом, а также довооружаться или перевооружаться. В настоящее время ее части и подразделения помимо Душанбе и Гипрозема дислоцируются в Кулябе (149-й полк) и Курган-Тюбе (191-й полк). Численность же личного состава, по сведениям источников "НВО" в 201-й дивизии, за последние годы только сокращалась и уменьшилась с 8 до 5 тыс. военнослужащих. Эти 5 тыс., по словам министра обороны Сергея Иванова, и будут составлять личный состав 4-й военной базы.

Что касается вооружения, то, по различным источникам, база имеет около 150 танков Т-72, 300 бронетранспортеров (БТР) и боевых машин пехоты (БМП), 140 орудий и минометов, включая гаубичную артиллерию и 18 реактивных систем залпового огня БМ-21 "Град", до 180 единиц зенитных средств, в том числе 20 зенитных ракетных комплексов "Оса", более 60 противотанковых средств и не менее 35 минометов ПМ-38. Семь тактических групп дивизии продолжают находиться на заставах Московского и Пянджского погранотрядов на самых опасных с точки зрения ситуации на таджикско-афганской границе направлениях. Воздушную поддержку осуществляют 5 штурмовиков Су-25 и 10 вертолетов (4 Ми-8 и 6 Ми-24) 670-й авиационной группы.

Если послушать министра обороны Сергея Иванова, то может создаться впечатление, что об этих 15 единицах авиатехники он ничего не слыхал. В Таджикистане он заявил журналистам буквально следующее: "У базы обязательно будет авиационная компонента, при этом местом ее базирования станет аэродром "Айни", находящийся в 20 км от Душанбе". По его словам, эта "авиационная компонента" будет насчитывать 4-5 истребителей и вертолеты. То есть что было, то и останется с той лишь разницей, что авиаторов "выселят" с душанбинского аэродрома, где они сейчас базируются. В самом деле там очень мало места для размещения французских транспортников и громадных американских топливозаправщиков. Что же до "4-5 истребителей" (а не штурмовиков), то это скорее оговорка в устах гражданского министра обороны, нежели намек на замену одного типа самолетов другим.

По мнению экспертов, если дополнительные авиасредства 4-й базе действительно без надобности: рядом Кант (где, кстати, в эти недели происходит очередное пополнение самолетами), то состояние наземной техники и вооружений оставляет, мягко говоря, желать лучшего. Корреспонденту "НВО" не раз приходилось бывать в частях 201-й мотострелковой, и он своими глазами видел, как на тактические учения выезжал "исторический" БТР-80КШ, на котором командующий 40-й армией генерал Борис Громов в 1989-м пересекал мост, покидая Афганистан. То есть возраст многих образцов техники превышает 20 лет. БМП-2 без единого капитального ремонта также набегали здесь 24-25 тыс. км. На корпусах некоторых из этих машин можно прочитать закрашенные надписи, которые солдаты нацарапали еще в 70-х: "ДМБ-80". Танки Т-72А также самых первых выпусков. Впрочем, другие эксперты считают, что вероятный противник в этом регионе не обладает современными видами вооружений, и поэтому, мол, боевая мощь дивизии-базы обеспечивает выполнение поставленных перед ней задач, и стабильность в регионе сохраняется.

Если эта проблема - прерогатива руководства страны и высшего военного командования, то у назначенного в августе нового командира 201-й, или теперь начальника 4-й базы, полковника Сергея Юдина другая головная боль. В частности, в своем кабинете в Гипрозем-городке, докладывая президентам России и Таджикистана, одной из главных поставленных командованием задач российской военной базы в республике он назвал "ее полное формирование на контрактной основе". Это прозвучало тем более удивительно, что в 201-й дивизии вот уже более десяти лет всегда служили исключительно контрактники, и проблем с их набором никогда не было: условия службы (день за три) и заметно повышенный оклад по сравнению с теми, кто служит в России, привлекали. Оказывается, в этом году эта проблема с недобором контрактников возникла.

В штабе самой дивизии еще в начале октября сообщили, что "более тысячи военнослужащих срочной службы из различных военных округов (не из одного Приволжско-Уральского, к которому приписана дивизия. - "НВО") пополнят ее подразделения. Первые военнослужащие срочной службы уже доставлены военными самолетами в Таджикистан". В 201-й откровенно признают, что частичная замена контрактников на военнослужащих по призыву вызвана трудностями с набором добровольцев для службы в должностях солдат и сержантов в частях дивизии и главной причиной этого называют низкий уровень денежного содержания. Действительно, в настоящее время солдат, сержант контрактной службы получает в Таджикистане от 4 до 6 тыс. рублей. "Желающих служить за такие деньги в непростых условиях Среднеазиатского региона немного. В результате во многих подразделениях дивизии имеется большой некомплект", - констатируют в штабе 4-й базы. По мнению источника "НВО", "смешанный принцип комплектования будет сохранен до тех пор, пока не будет увеличено денежное содержание контрактников, причем не менее, чем в два, а то и в три раза".

"ОКНО" В НУРЕКЕ И "ОКНА" НА ПЯНДЖЕ

Из "военного пакета" подписанных в Душанбе соглашений министра обороны Сергея Иванова больше всего обрадовала сделка о передаче в собственность России военно-стратегического оптико-электронного узла "Нурек" системы контроля космического пространства и о порядке его функционирования. За этот объект (он известен также как "Окно") Москва списала Душанбе 242 млн. долларов долга. Как пояснил Иванов, "мы арендуем землю, на которой расположена база в Нуреке, на 49 лет с символической платой в 39 американских центов в год. Это позволит космическим войскам чувствовать себя уверенно как минимум на протяжении ближайших 50 лет".

Что касается пограничной тематики, то было подписано соглашение, согласно которому российские "зеленые фуражки" свернут свое войсковое присутствие на таджикско-афганском рубеже до конца 2006 г. Как сообщил помощник российского президента Сергей Приходько, до этого времени будет проходить подготовка таджикских кадров с помощью России и укрепляться техническое оснащение на Пяндже. Одновременно начинается создание в Таджикистане российской оперативной пограничной группы.

Эта договоренность, как считают большинство не только российских, но и международных экспертов, является самой сомнительной среди всех подписанных в Душанбе бумаг. Против "снятия" российских пограничников с Пянджского рубежа неоднократно выступали представители ООН ("НВО" подробно рассказало об этом в # 20) и, по крайней мере дважды (2 июля и 24 сентября) публично высказывался директор Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков Виктор Черкесов. Который, между тем, со своим таджикским коллегой, директором национального Агентства по контролю за наркотиками генерал-лейтенантом Рустамом Назаровым, подписал в Душанбе соглашение о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств.

Достигнутые в таджикской столице "пограничные договоренности" не оправдали и надежд тамошнего общества. Как удалось выяснить корреспонденту "НВО", большинство таджиков по многим причинам недовольны тем, что российские "зеленые фуражки" в ближайшие год-два покинут страну. "Мы ждали, - как заметил один из источников "НВО", - что вопрос пребывания российского пограничного контингента будет определенным образом скорректирован вплоть до того, что россияне в зеленых фуражках останутся здесь еще надолго. Ведь это и рабочие места, и хорошие по местным меркам заработки. А кроме того, люди боятся. Из-за Пянджа уже раздаются голоса, что как только русские уйдут, таджиков начнут убивать". По мнению этого источника, "в этом случае ни наши пограничники, ни внутренние войска и армия не смогут должным образом защитить население от банд запянджских наркоголоворезов".

В этом последнем замечании явно виден намек на то, что Россия не должна оставить в беде "братьев-таджиков". И поэтому открытие российской военной базы в республике оценивают здесь весьма положительно. Ее сдерживающая роль во всякого рода возможных проявлениях агрессии или экстремизма здесь ни у кого не вызывает сомнений. В Таджикистане помнят также, что именно российские военные, включая пограничников, в начале 1990-х остановили в стране кровавую бойню и помогли спасти ее от развала, а в середине того же десятилетия, благодаря российскому военному присутствию, Рахмонову удалось стабилизировать обстановку в республике и укрепить свою власть. Возможно, теперь он считает, что она достаточно сильна, чтобы избавиться хотя бы от "пограничной части" воинского контингента из России.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
668
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
661
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
1145
"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

Дарья Гармоненко

Партия готова отступить от принципа жесткого отбора преданных ей депутатов

0
543

Другие новости