Среди многих аспектов оценки мирового военного баланса эксперты Лондонского международного института стратегических исследований не обошли стороной и военный бюджет России на 2004 год. В своем ежегодном труде «Военный баланс 2004–2005» они отметили, что масштабы реальных военных расходов РФ трудно поддаются оценке. Основная часть бюджета МО, как всегда, закрыта. Анализировать реальные военные расходы РФ совсем не просто еще и потому, что в официально объявляемые объемы ассигнований военному ведомству, которые в обобщенном виде исчисляются в процентах от валового национального продукта (ВНП), не включаются некоторые расходы, имеющие отношение к национальной безопасности.
Прошедшие десять лет усилия МО по совершенствованию структуры ВС были направлены в основном на сокращение численности войск. На совещании высшего командного состава, состоявшемся в ноябре прошлого года, министр обороны Сергеи Иванов заявил, что основная часть мероприятий по «комплексу структурных изменений завершена». Состав ВС России сократился с 4,8 млн. человек до 1,2 миллиона. Хотя, как считают эксперты, вполне вероятно, что в недалеком будущем армия может быть сокращена еще на 400 тысяч человек. Министр также заявил, что теперь внимание МО должно быть переключено на «боевую подготовку и повышение боеготовности войск», что включает переоснащение войск современными образцами вооружений и военной техникой (ВВТ).
Планы перевооружения видов ВС новыми системами и средствами вооруженной борьбы сформулированы в программе разработок и закупок ВВТ на период 2002–2012 гг. Основной упор в этой программе сделан на военные исследования и разработки. На эти цели до 2006 года предполагается выделять основную часть ассигнований. После этого большая часть средств будет выделяться на закупки новых образцов вооружений и военной техники (ВВТ).
Как положительный фактор финансирования военного строительства в РФ эксперты отметили последовательный рост ассигнований на государственный заказ МО. Эти средства выделяются на закупки ВВТ, на исследования и разработки, а также на ремонт и модернизацию систем вооружений и военной техники. Однако специалисты Международного института стратегических исследований обратили внимание на тот факт, что продолжающийся ежегодный рост военных расходов России вовсе не свидетельствует о большой вероятности успешной реализации государственной программы разработок и закупок вооружений в 2002–2012 гг. Высказывают они сомнение в соблюдении сроков, установленных этой программой. Эксперты из Лондона отмечают, что серьезные опасения по этому поводу существуют и в России. Эти утверждения подкрепляются ссылкой на заявление председателя комитета Государственной Думы по обороне Виктора Заварзина. В одном из своих выступлений глава комитета предупредил, что если ассигнования на закупки ВВТ в ближайшем будущем не будут увеличены с 61 млрд. рублей, как это имеет место в настоящее время, до минимально необходимой суммы в 250 млрд., то все сроки разработок и закупок вооружений будут сорваны.
В отчете Счетной палаты РФ, которая проводила ревизию оборонных расходов, указывается, что МО ежегодно теряет миллиарды рублей, поскольку реальные темпы роста цен на ВВТ существенно превосходят прогнозные оценки военных и суммы, обозначенные в контрактах. Успешной реализации программ разработок и закупок ВВТ препятствует отсутствие «единой системы управления разработками, производством, эксплуатацией, модернизацией и утилизацией ВВТ». В 2004 году была предпринята попытка исправить сложившееся положение вещей. В начале апреля этого года Указом президента РФ Владимира Путина в рамках МО была создана Федеральная служба по оборонному заказу. Она наделена полномочиями по размещению заказов военного ведомства на предприятиях оборонно-промышленного комплекса на конкурсной основе. Специалисты МО планируют за счет такого подхода к формированию оборонного заказа сократить свои расходы на приобретение ВВТ на 15%.
В 2004-м МО было выделено 411 млрд. рублей, что составляет 2,69% ВНП России. В 2003 году на оборону было выделено 2,59% ВНП. В рамках федерального бюджета расходы МО возросли с 14,69 до 15,47%. Бюджет был пропорционально увеличен по основной части статей. При этом дополнительные ассигнования были выделены на повышение денежного довольствия военнослужащих и его индексирования, на исследования и разработки, а также на закупки ВВТ. Однако объемы ассигнований на пенсионное обеспечение и проведение военной реформы, которые выделяются вне бюджета МО, в 2004 году были сокращены.
Анализируя проект военного бюджета России на 2005 финансовый год, лондонские эксперты пришли к выводу, что ассигнования МО возрастут еще на 28% и составят около 528 млрд. рублей, то есть увеличатся почти на 4 млрд. долларов.
═
Таблица 1
Оценочные показатели федеральных расходов на обеспечение | ||
Статья расходов/Финансовый год/ Объем ассигнований | 2003 (млн. руб./%) | 2004 (млн. руб./%) |
Содержание личного состава | 141,075/43 | 161,057/41 |
Подготовка, обучение и МТО | 55,246/17 | 64,601/17 |
Закупки ВВТ | 55,200/17 | 61,083/16 |
Исследования и разработки | 45,485/14 | 55,074/14 |
Административные расходы | 1,526/1 | 1,504/1 |
Прочие расходы | 27,032/8 | 46,082/11 |
Итого | 325,564/100 | 389,401/100 |
Другие программы обеспечения национальной обороны | ||
Военные программы министерства атомной энергии | 13,012 | 16,826 |
Мобилизация войск и переподготовка резерва | 4,160 | 4,687 |
Коллективная безопасность и миротворческие операции | 1,435 | 214 |
Расходы отраслей экономики на национальную оборону | 352 | 342 |
Итого | 344,523 | 411,472 |
Валовой национальный продукт | 13,050,000 | 15,278,000 |
Бюджет МО в % от ВНП | 2.64 | 2.69 |
Федеральный бюджет | 2,345,641 | 2,659,447 |
Объем ассигнований на национальную оборону в % от федерального бюджета | 14.69 | 15.47 |
Таблица 2
Объемы закупок ВВТ в 2004 финансовом году для обеспечения | |
Радиоэлектронная борьба | 29.2 |
Боевые корабли | 16.8 |
Самолеты | 111.0 |
Бронетехника | 5.3 |
Боеприпасы | 4.8 |
Артиллерия | 1.8 |
Стрелковое вооружение | 1.0 |
Таблица 3
Дополнительные расходы на обеспечение национальной обороны, выделяемые | ||
Статья расходов/Финансовый год | 2003 | 2004 |
Военная наука | Данные засекречены | Данные засекречены |
Внутренние войска | 18,489 | 21,530 |
Пограничные войска | 24,065 | 29,993 |
Государственная безопасность | 47,992 | 49,736 |
Пенсионное обеспечение военных пенсионеров | 67,720 | 66,605 |
Пенсионное обеспечение сотрудников других ведомств, обеспечивающих национальную безопасность | 40,027 | 44,173 |
Ликвидация и утилизация ВВТ | 10,759 | 10,364 |
Обеспечение мобилизационной готовности экономики | 0,500 | 1,100 |
Военная реформа | 15,800 | 7,245 |
Закрытые административно-территориальные образования | 14,066 | 14,061 |
Чрезвычайные ситуации | 21,208 | 26,258 |
Программа жилищного строительства МО | 6,000 | нет данных |
Обязательства по международным договорам | 1,587 | 1,392 |
Итого | 612,736 | 683,929 |
Доходы от экспорта вооружений (млрд. долл.) | 3.4 | нет данных |