0
1511
Газета Войны и конфликты Интернет-версия

26.11.2004

Варианты решения палестинской проблемы ограничены

Андрей Бакланов

Об авторе: Андрей Георгиевич Бакланов - посол Российской Федерации в Королевстве Саудовская Аравия.

Тэги: палестина, арафат, проблемы, варианты


Уход Арафата - неординарной личности, державшей вплоть до самого последнего времени ключи ко многим процессам, происходившим на палестинских землях, - предполагает необходимость подвести черту под его эпохой и продумать, что же можно сделать для придания свежего импульса попыткам - если не решить палестинскую проблему, то хотя бы создать условия для возобновления движения к урегулированию палестино-израильского конфликта.

ПРОТИВОСТОЯНИЕ

На протяжении многих лет противостояния выдвигались десятки планов построения отношений между палестинцами и израильтянами. Несмотря на все их разнообразие, можно свести эти предложения всего лишь к четырем принципиальным схемам:

первая: сохранение израильской оккупации палестинских земель;

вторая: создание на землях, оккупированных в 1967 году (сектор Газы, Западный берег реки Иордан), органов палестинского административного самоуправления (автономии) с весьма ограниченными прерогативами - при оставлении за Израилем полномочий в сфере внешних связей, обороны и ряде других областей;

третья: создание на указанных территориях "палестинского района" как части конфедеративного объединения в составе либо Иордании, либо Израиля;

четвертая: независимое палестинское государство со столицей в Восточном Иерусалиме.

В Израиле различные политические силы по-разному видели решение палестинской проблемы. Многие не верили в способность палестинского образования - в любой его форме и тем более в виде суверенного государства, - мирно сосуществовать с Израилем без предъявления все новых и новых требований, в том числе территориального порядка. С другой стороны, израильтяне, принадлежавшие к самым различным партиям и группам, сходились во мнении, что нахождение в пределах территории Израиля основной массы арабов-палестинцев может привести к созданию внутри страны "пятой колонны", которая со временем будет "подавлять" евреев своей численностью.

С учетом этих опасений начиная с середины 1970-х годов значительная часть израильских политиков стала склоняться к формуле предоставления палестинцам - естественно, по результатам неспешных и обстоятельных переговоров - "ограниченного самоуправления", другими словами - проживания вне территориальных рамок собственно Израиля, но под плотным "присмотром" последнего. Консервативные элементы при этом подчеркивали "целесообразность" использования - в качестве решающего козыря для торга с палестинцами - наличия в руках Израиля оккупированных земель.

Что касается Арафата, то он всегда декларировал свою приверженность только одному варианту решения палестинской проблемы - созданию независимого палестинского государства.

Однако, на деле три с половиной десятилетия нахождения Ясира Арафата на ключевых постах в палестинских структурах привели к реализации как раз той схемы, которая в наибольшей степени устраивала израильтян - ограниченной автономии палестинцев. Все попытки подвести переговорный процесс к рассмотрению ключевых вопросов палестино-израильского урегулирования - образования "настоящего" палестинского государства, решения проблемы палестинских беженцев, определения параметров территориального размежевания с Израилем, судьбы Иерусалима, в том числе "распределения" суверенитета над святыми местами, - так ничего до сих пор и не дали.

Палестинские анклавы на территории Израиля.

В последние годы камнем преткновения стали вопросы обеспечения безопасности. При этом создался запутанный клубок взаимных претензий и накопившихся обид. Израильтяне требовали - в качестве предварительного условия для начала серьезного разговора по вопросам "существа" урегулирования - полного прекращения терактов против мирного населения своей страны. Палестинские радикалы говорили, что эти теракты - неизбежное следствие сохраняющейся оккупации палестинских земель. Официальное руководство Палестинской национальной администрации акции террористического характера осуждало, но,вместе с тем признавало резонность доводов в отношении "первичности" проблемы вывода израильских войск с оккупированных территорий. Последнее по времени развитие ситуации - линия Ариэля Шарона на "одностороннее размежевание" с палестинцами - вариант, который вызвал немало вопросов, в том числе у палестинцев.

На этом, прямо скажем, крайне противоречивом рубеже, собственно, и находятся сегодня палестино-израильские дела.

ВАРИАНТЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ

Что может быть осуществлено для преодоления тупика?

Просматривается как минимум три возможных варианта развития событий.

Первый - осуществление так называемой "дорожной карты" - плана поэтапного создания палестинского государства, сосуществующего рядом с Израилем. Этот план, выработанный "четверкой" международных посредников в составе России, США, ЕС и ООН, был утвержден СБ ООН. Наверное, его претворение в жизнь стало бы оптимальным вариантом.

Второй вариант, по-видимому, мог бы заключаться в признании ограниченности и тупиковости попыток "поделить" все "составляющие" государственного суверенитета на крайне ограниченной территории палестино-израильского противостояния, переходе от стратегии "размежевания" сторон к стратегии "синтеза" усилий в поиске "работающих" схем безопасности. Речь могла бы пойти о создании своего рода "единого пространства безопасности" на всех палестинских и израильских землях. Для проведения в жизнь такой концепции потребуется формирование органов совместного мониторинга ситуации и принятия решений как законодательного, так и оперативно-распорядительного характера, проведение совместного патрулирования и т.п.

Третий вариант - это создание региональной системы безопасности с вхождением в нее палестино-израильского компонента в качестве ключевого и наиболее важного. Другими словами, можно было бы попытаться выйти на решение палестинской проблемы с "общерегионального угла" в увязке с созданием - в масштабе всего Ближнего Востока - соответствующих институтов и инструментов обеспечения безопасности.

Точной отсчета здесь, к примеру, могло бы быть осуществление идеи, сформулированной расположенными в этом районе странами - Израилем и Иорданией в мирном договоре, подписанном между ними в 1994 году, - созыва Конференции по безопасности и сотрудничеству на Ближнем Востоке. Такой форум мог бы выработать комплекс мер доверия, проверки и мониторинга, возможно, с привлечением сил по поддержанию мира.

Еще более продуктивным вариантом могло бы стать восстановление деятельности так называемых многосторонних рабочих групп в рамках ближневосточного мирного процесса, в первую очередь группы по контролю за вооружениями и региональной безопасности. Примечательно, что старт многостороннему направлению мирного процесса был дан в Москве в январе 1992 года. Однако после 1996 года функционирование многосторонних групп было, к сожалению, приостановлено.

Конечно, многое зависит от того, как конкретно будет складываться обстановка на палестинских территориях. Обращает на себя внимание вероятное расширение круга претендентов на власть в палестинских землях. В течение длительного времени безусловным политическим лидером здесь была Организация Освобождения Палестины, ее наиболее мощная "внутренняя структура" - движение ФАТХ. Радикальные же группировки - ХАМАС, Джихад во властные структуры не входили и резко критиковали практическую деятельность палестинской администрации. Сейчас же оппозиционные элементы выдвигают во все более определенной форме заявку на власть, рассчитывая потеснить ООП, первоначально в ходе выборов в различные органы самоуправления на местах.

Ситуация в палестино-израильских делах в данный момент стала одним из приоритетов во внешнеполитической активности ведущих государств мира. При этом в различной форме всеми высказывается по существу один тезис - смена лидеров на палестинских землях не должна привести к деградации ситуации, опасному разогреву обстановки.

В беседах представители стран региона, неизменно подчеркивают, что без решения палестинской проблемы трудно рассчитывать на достижение мира в регионе Ближнего Востока. Так ставят вопрос и руководители Саудовской Аравии - страны, которая разработала и инициировала мирную ближневосточную инициативу, одобренную саммитом Лиги Арабских Государств в Бейруте в 2002 году.

В Эр-Рияде с большим доверием относятся к нашей линии в ближневосточных делах, ожидают, что российская дипломатия сыграет вескую роль в разрешении сложных проблем этого района мира.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Председатель 73-й сессии ГА ООН: Единственный путь для решения проблем - это коллективный подход

Председатель 73-й сессии ГА ООН: Единственный путь для решения проблем - это коллективный подход

0
417
Четверть века после Осло: на что надеяться?

Четверть века после Осло: на что надеяться?

Наум Беркович

В израильско-палестинских отношениях господствует безысходная неопределенность

0
974
У Минска и Москвы остались вопросы друг к другу

У Минска и Москвы остались вопросы друг к другу

Антон Ходасевич

Встреча Лукашенко и Путина в Сочи не сняла всех проблем

0
3141
Вероломство и одиночество ХАМАС

Вероломство и одиночество ХАМАС

Захар Гельман

Израильское руководство призывают готовиться к новому витку противостояния

0
2871

Другие новости

Загрузка...
24smi.org