0
1350
Газета Войны и конфликты Интернет-версия

17.12.2004 00:00:00

Москва и Пекин закрепят военный союз на поле боя

Тэги: москва, пекин, учения, союз


13декабря в рамках своего визита в Китай министр обороны России Сергей Иванов заявил о том, что он и его коллега генерал Цао Ганчуань приняли решение "впервые в истории двух стран провести на территории Китая серьезные военные учения", причем они состоятся уже в 2005 г. В свою очередь, глава китайского военного ведомства, подтвердив это, отметил, что обе армии "имеют высокий уровень боевой подготовки" и "на этих учениях мы сможем научиться многому друг у друга".

Заявления весьма неожиданные и явно рассчитанные на сенсационность. Достаточно вспомнить, что в предыдущие четыре десятилетия Китай и Россия, ставшая преемником Советского Союза, постоянно готовились к войне друг с другом. "Проба сил" состоялась в марте 1969 г. на острове Даманском, тогда были довольно крупные потери с той и с другой стороны. Все эти годы на российском Дальнем Востоке стояла мощнейшая войсковая и флотская группировка, а на рубеже 1980-х образовалась даже ставка дальневосточного командования. Напряжение было такое, что в конце 1970-х даже в Уссурийском суворовском училище совсем юные кадеты начали изучать китайский язык. Здесь и сейчас дислоцируются 4 общевойсковые армии и один армейский корпус, включающий 3 танковые дивизии, действия которых в случае чего может обеспечить сильная авиаподдержка. Конечно, в последние годы это напряжение определенным образом спало, страны развивали сотрудничество в военной области, но "груз Даманского" всегда тяготел над этим развитием. И вдруг - учения, да еще и серьезные, и не в перспективе, а, по сути, вот-вот.

ПРОТИВ КОГО ДРУЖБА?

В чем серьезность будущих маневров, то есть какого они будут характера, где именно будут проходить и какой численностью войска могут быть на них привлечены, ни Иванов, ни Цао Ганчуань не уточнили. Попытки "НВО" выяснить это, только усилили интригу. В пресс-службе российского Минобороны было заявлено, что на данный вопрос может ответить только сам Сергей Иванов. А в аппарате военного атташе КНР в России генерал-майора Ван Хай Юня сообщили, что данная информация может быть получена только после прибытия генерала из Пекина, где он в данный момент находится.

Между тем, зная дальневосточный театр военных действий, можно с большой долей вероятности предположить, где могут разыграться учебные бои. По мнению знатока этого региона, руководителя Центра военного прогнозирования Института политического и военного анализа полковника Анатолия Цыганка, "если учения будут морские, то они, по всей вероятности, пройдут в северной акватории Японского моря, то есть примерно на равных расстояниях об баз базирования китайского и российского флотов". Однако выхода пусть не армады, а даже двух-трех кораблей с каждой стороны на виду у Японии и США эксперт все же исключает:

"В этом случае насмарку пошла бы вся политика России на Дальнем Востоке и вроде бы налаживающиеся отношения Москвы и Токио вновь бы серьезно охладились. Да и Вашингтон бы весьма напрягся".

Так что учения, по мнению Цыганка, скорее всего будут сухопутными и пройдут "в радиусе" Сергеевского полигона в Приморском крае, где по ту сторону границы у китайцев имеется свое маневровое поле. Видимо, китайские военные хотят изучить возможности той техники, вооружения, обмундирования для воздушного десанта, которые Россия уже поставляет или собирается поставить в Поднебесную. Численность войск при всей заявленной серьезности учений вряд ли превысит один-два полка с каждой стороны. Может быть привлечена авиация. Характер учениям будет придан такой, чтобы соседи и Соединенные Штаты не подумали, что в военном отношении Москва и Пекин начали "дружить против кого-то". В этом смысле, считает Цыганок, российские генштабисты вряд ли придумают что-то новое, нежели уничтожение большой группы боевиков, что уже отрабатывалось в Сергеевке этим летом. Не смешить же Россию и мир "военно-вооруженной борьбой" с бандами браконьеров, которые сегодня буквально кишат по обе стороны пограничной реки Уссури.

ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПАСЬЯНС

Много здесь и политических подводных течений. Глава китайского военного ведомства заявил, что "дружественные отношения между нашими военными силами не направлены против третьих стран. Учения проводятся исключительно для развития китайских и российских войск и для сохранения стабильности в нашем регионе".

Однако все это, как считают эксперты, "от лукавого". По словам Анатолия Цыганка, "отлично известно, что Китай издавна считает своим противником США". "Соответственно в таковые попадают и все сателлиты Вашингтона на Дальнем Востоке, как-то: Тайвань, Южная Корея и Япония. Но они же - и давние недруги России", - считает он. И в этом контексте представляется совершенно не случайным, что российский министр обороны подчеркнуто сформулировал отношение Москвы к китайско-тайваньской проблеме: Россия, мол, внимательно следит "за обстановкой вокруг Тайваня" и выступает "против сепаратизма и различных планов", которые не учитывают интересы китайской стороны.

Кроме того, по мнению, высказанному "НВО" членом Совета по внешней и оборонной политике Виталием Шлыковым, "у Китая остаются территориальные претензии к различным странам, Пекин считает, что у страны на определенных этапах его истории было отнято около 5 млн. кв. км, и не собирается отказываться от своих исторических претензий". В том числе и на "исконно китайские" российские площади к северу от Амура и востоку от Уссури.

Еще один эксперт, бывший сотрудник ГРУ, специализирующийся по Китаю и Дальнему Востоку, вообще считает, что "Китай создает мощнейший флот и переносит границы своих интересов на стратегическую глубину вплоть до берегов Калифорнии". В комментарии "НВО" он предположил, что к 2050 г. Пекин планирует стать реальной силой в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Поэтому заинтересованность Китая в определенном форсировании военного сотрудничества с Россией, по мнению экспертов, очевидна. В Пекине просто не могут не видеть явные военные преимущества в развитии этих отношений буквально во всех смыслах. Экспорт вооружений из России приобрел для Китая основополагающее значение, поскольку в условиях военного эмбарго, объявленного Китаю США и странами ЕС 15 лет назад, это является практически единственной возможностью приобретения новейшей боевой техники и поддержания боеспособности национальных вооруженных сил на уровне современных требований. И в духе обозначенной нынешней политики Китай хочет получить от России наступательные системы вооружений для своих сухопутных войск, которые российская сторона в течение длительного времени также отказывалась продавать Пекину.

Общая сумма контрактов на поставку российских вооружений и военной техники в Китай за последние пять лет составила 5 млрд. долларов. Пекину уже были проданы и истребители Су-27, и лицензия на их производство, а также два эсминца проекта 956 (типа "Современный"), оснащенных сверхзвуковыми крылатыми ракетами "Москит", не имеющих мировых аналогов.

Со своей стороны, Москва, развивая военные отношения с Пекином, по мнению экспертов, пытается укрепить свое неустойчивое военно-стратегическое положение на Дальнем Востоке. Военный потенциал России в последние годы значительно понизился. Компенсировать потери в определенной степени смог бы военно-стратегический союз с Пекином. По мнению эксперта Шлыкова, "очевидно, что идет сложная игра, направленная прежде всего против Вашингтона".

В то же время Шлыков считает, что "шараханье России из стороны в сторону" крайне отличается от достаточно стабильных взглядов Пекина на свою оборонную политику. "В Пекине мыслят на перспективу, на десятилетия, а в Москве живут между очередным подъемом или падением цен на нефть", - заявил он "НВО". Москва предлагает Пекину многое, но китайцы, полагает эксперт, примут далеко не все: "Они будут вежливо улыбаться и продолжать изучать Россию с точки зрения долгосрочных интересов Поднебесной. В том числе это касается и восточных и северных российских территорий".

Кстати говоря, по мнению военного эксперта Анатолия Цыганка, вооружая Китай, Россия будет вольно или невольно способствовать тому, что примерно через 10 лет Пекин приобретет такой военный потенциал, который позволит по-иному решать проблемы этих "временно оккупированных" земель. Не исключено, что и с позиции силы. И в этом контексте аналитик полагает, что если предложение насчет совместных учений исходило от генерала Цао Ганчуаня, то Сергею Иванову вряд ли следовало так демонстративно поспешно за него ухватываться. По его мнению, очевидно, что во время маневров китайская разведка будет пристально изучать как военно-стратегические подходы России в решении вопросов в регионе, так и тактику российских подразделений, используемые радиочастоты, возможности системы ПВО и т.д. И ясно, что делать она это будет не "на всякий случай"...


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
337
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
309
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
471
"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

Дарья Гармоненко

Партия готова отступить от принципа жесткого отбора преданных ей депутатов

0
290

Другие новости