0
1667
Газета Войны и конфликты Интернет-версия

25.02.2005 00:00:00

Виктор Заварзин: «В военной среде начинается ропот»

Тэги: льготы, монетизация, заварзин


– Накануне Дня защитника Отечества во многих городах прошли офицерские собрания, свидетельствующие о росте оппозиционных настроений в армии. Заранее было ясно, что праздник ознаменуется многими протестными акциями военнослужащих и отставников. Насколько вы с ними солидарны?

 

– Считаю это чисто политическими мероприятиями. Не дело действующих офицеров этим заниматься. Армия сильна принципом единоначалия. Если служишь – будь добр выполнять приказы командиров, все то, что требуют от тебя Конституция, законы страны и присяга.

 

– Однако офицеры утверждают, что трудно следовать присяге, находясь на грани нищеты, а после увольнения в запас оказываться в еще более бедственном положении. Будет ли добиваться ваш комитет 20-процентной индексации не только денежного довольствия для военнослужащих, но и пенсий отставников?

 

– Индексация – не инициатива Минфина. Этого комитет добивался совместно с Минобороны. Такое решение принял Владимир Путин, дав указание правительству. Однако и здесь вопросов у депутатов еще очень много. Мы знаем, что индексация сегодня осуществляется не на основе индексации их денежного содержания (оклад по должности и оклад по воинскому званию), а посредством установления новых видов дополнительных выплат. Для молодых офицеров, не думающих о пенсии, такой порядок приемлем, но он не устраивает офицеров старшего возраста: их пенсия не зависит от суммы денежного довольствия. Как свидетельствуют данные, в этой сфере начинается ропот. А стабильность социального положения в среде отставников прямо влияет на стабильность всего общества.

 

– Можно ли считать, что реформа льгот эту ситуацию только усугубила?

 

– В связи с 122-м законом ветераны армии утратили право на их приравнивание по мерам социальной поддержки к ветеранам труда, имеющим льготы по проезду, по оплате жилья и коммунальных услуг, телефона и так далее. Это обстоятельство тоже беспокоит отставников. Волнует ветеранов и проблема перерасчета пенсий, который осуществляется в двух случаях: при увеличении денежного довольствия военнослужащих и повышении стоимости жизни. Непонятно – к какой из названных норм относится предполагаемое повышение пенсий военным на 240 рублей! В соответствии с нормой какого закона эта цифра установлена? Почему для одного пенсионера прибавка составляет 6%, а для другого – 3%? Как объяснять людям это повышение? Эти вопросы не праздные. На внеочередном заседании комитета по реализации закона 122 мы их задавали представителям Минобороны и Минфина. К сожалению, четкого ответа пока не получили. Хотя начальник Службы экономики и финансов ведомства Любовь Куделина сообщила депутатам, что пенсии отставникам будут проиндексированы позже. Наш комитет будет добиваться скорейшего решения этого вопроса.

 

– Минобороны инициирует отмену практически всех отсрочек от призыва на военную службу, на что остро реагируют общественность и СМИ. Поддержит ли комитет инициативы военного ведомства?

 

– Сегодня в армию призывается менее 10% молодых людей. Законом "О воинской обязанности и военной службе", принятым в 1998 году, предусмотрено 6 оснований для освобождения от призыва на военную службу и 15 оснований для отсрочки от призыва на военную службу. Еще порядка 10 оснований для отсрочки от призыва в настоящее время предусмотрено указами президента РФ. Итого набирается 34 категории граждан, законно не призываемых на военную службу. Ситуация с призывом сегодня критическая, а количество отсрочек от службы неуклонно продолжает расти: только за 2000–2004 годы Госдума рассмотрела более 30 законопроектов на эту тему! Мы считаем, что конституционная обязанность граждан – проходить военную службу – должна выполняться всеми гражданами Российской Федерации. Сегодня же исполнение этой обязанности – исключение из правил. У нас по закону отсрочку имеют даже призывники-мужья престарелых и несовершеннолетних жен! Кроме того, отсрочка от призыва на военную службу уже давно рассматривается многими как один из дешевых способов оказания дополнительной "социальной поддержки" слоям населения, находящимся в группе риска, а также привлечения граждан в ту или иную отрасль экономики. В итоге отсрочкой пользуется колоссальная армия граждан: сотрудники МВД, ГУИН Минюста РФ, Госнаркоконтроля, таможни, налоговых органов, МИДа, прокуратуры. Не призываются сельские педагоги и врачи, священнослужители, работники более 400 госорганизаций, перечень которых определен правительством Российской Федерации. Пересмотр оснований для освобождения и отсрочек необходим. К тому же с 2008 года мы планируем сократить срок военной службы вдвое – до 1 года. Что неминуемо потребует призыва в 2 раза большего, чем сейчас. Комитет уверен, что сокращение оснований для освобождения и отсрочек не должно оказать негативного воздействия на сферу общественных правоотношений, тем более на науку и образование. Такой отказ не должен касаться тех, кто уже воспользуется отсрочкой на момент вступления в силу соответствующего закона. Мы будем настаивать на компенсации студентам – например, в виде бесплатного обучения после службы в армии.

 

– Инициаторы отмены отсрочек говорят, что скоро некого станет призывать. Может быть, нам надо иметь меньшую армию?

 

– Серьезный разговор на эту тему возможен только после реализации Федеральной целевой программы "Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей" на 2004–2007 годы. Посмотрим результаты и подумаем – следует ли вовсе отказаться от института призыва. Пока же речь об этом не идет! Переход на комплектование исключительно на контрактной основе эффективен только в случае совмещения с реформой системы подготовки граждан к военной службе и поддержания людских мобилизационных ресурсов. При этом необходимо учитывать и экономическое состояние страны.

 

– Как вы относитесь к идее обязательного введения в школах НВП?

 

– Речь идет о законопроекте, устраняющем законодательную коллизию между законами «Об образовании» и «О воинской обязанности и военной службе». Суть его в следующем. Первый был принят в 1992 году и предусматривал подготовку граждан в образовательных учреждениях только на добровольной основе, а принятый в 1998-м второй закон сделал эту подготовку обязательной. Позже, 17 августа 2002 года, президент утвердил «Основы государственной политики Российской Федерации по военному строительству на период до 2010 года», где черным по белому написано: «До 2005 года восстановить практику военно-патриотического воспитания граждан и подготовку их к военной службе в образовательных учреждениях, на предприятиях, в организациях всех форм собственности». Эта подготовка преподавалась и преподается в рамках предмета «Основы безопасности жизнедеятельности», так что ничего нового законопроект не предусматривает. Весной депутаты устранят существующее законодательное противоречие. Дополнительных финансовых затрат проект не повлечет. Относительно привлечения школьников к сборам – выпускники сегодня проходят не военные, а учебные сборы как часть программы ОБЖ. Меня, кстати, летом минувшего года приглашали на такое мероприятие в Ленинградскую область. Школьники остались довольны: их не испугали ни комары, ни солдатская каша.

 

– Почему наши законы не выполняются? Послали воинский контингент в Индонезию, но где положенное решение Совета Федерации на этот счет?

 

– В соответствии с Конституцией Совфед дает согласие на посылку за пределы страны российского воинского контингента. Так было, когда принималось решение о направлении наших военных в Приднестровье, Таджикистан, Абхазию, а также в случае с участием российских военных в миротворческой операции в Косово. В Индонезию же был направлен не воинский контингент, а военно-полевой госпиталь Приволжско-Уральского военного округа – для оказания гуманитарной помощи. Подчеркну: российские представители находились там без оружия, выполняя не миротворческие, а исключительно гуманитарные функции. Хирурги, травматологи, анестезиологи, кардиологи и терапевты спасали людей, инфекционисты проводили комплекс противоэпидемиологических мероприятий. Кроме того, наши врачи-психологи оказывали помощь местному населению. Россия просто откликнулась на просьбу Индонезии о помощи ко всему мировому сообществу.

 

– Административную реформу в силовых структурах некоторые военачальники не восприняли, уволившись в знак протеста. Как вы оцениваете «перестройку» в армии?

 

– Основная цель преобразований – упорядочение управления в системе ВС и освобождение от несвойственных ей функций. Реформа проведена правильно. В 2005 году завершается реализация пятилетнего плана военного строительства. В настоящее время разрабатывается концепция строительства ВС на период до 2021 года, определяется замысел строительства и развития Вооруженных сил на период до 2016 года, составляются государственные программы вооружения на период до 2015 года, оперативного оборудования территории Российской Федерации в целях обороны страны на период до 2025 года. В работе участвует и комитет по обороне, совершенствуя правовые основы деятельности ВС в условиях рыночных отношений. Безусловно, изменения будут. Их цель – качественное повышение возможностей нашей армии до уровня гибкого реагирования на военные угрозы.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
689
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
774
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
1118
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
893

Другие новости