В 1986 году 15 экспертов – специалистов высокого уровня в области наукоемких технологий, обороны и безопасности – подготовили по заказу президента США Рональда Рейгана доклад «Пути достижения новых космических рубежей: гражданская космическая программа США на ближайшие 50 лет» (Pioneering the Space frontiers: Civilian Space for the next 50 years), заслушанный в Конгрессе США.
Неоколониализм в космосе
Основной акцент программы – обеспечение мирового лидерства США в области освоения космоса. В программу заложены следующие принципы: первое – солнечная система – «дом» для всего человечества; второе – обеспечение политической свободы, стимулирование духа свободного предпринимательства и индивидуальной инициативы в новых мирах; третье – использование новых видов (типов) ресурсов на благо человечества; четвертое – эффективность и постепенное систематическое наращивание космического потенциала; пятое – возрастающая роль международного сотрудничества с соблюдением лидерства США. Как здесь не вспомнить слова Збигнева Бжезинского: «┘два равноценных интереса Америки: в ближайшей перспективе – сохранение своей исключительной глобальной власти, а в далекой перспективе – ее трансформацию во все более институционализирующееся глобальное сотрудничество. Употребляя терминологию более жестоких времен древних империй, три великие обязанности имперской геостратегии заключаются в предотвращении сговора между вассалами и сохранении их зависимости от общей безопасности, сохранении покорности подчиненных и обеспечении их защиты и недопущении объединения варваров».
Долгосрочные перспективы неоколонизации аналитиками США рассматриваются серьезно, с выделением военных, экономических и научных стратегических подходов на период до 50 лет. К самой отдаленной проблеме можно отнести колонизацию планет Солнечной системы, в частности Марса и Луны. Из 12 пунктов доклада Национальной комиссии США по космосу, первое место занимает вопрос: «Первоначальное введение в строй и постоянная эксплуатация космической станции на околоземной орбите». А следующим пунктом является «разработка и эксплуатация экономичных транспортных средств нового поколения для доставки грузов и пассажиров на низкие околоземные орбиты и обратно». К 2004 г. оба эти пункта уже стали рутиной. Третий пункт программы: «Создание транспортных систем для доставки людей и грузов с низких околоземных орбит в Солнечную систему». Данный пункт в настоящее время тоже не является чем-то отдаленным – марсианская программа уже набрала достаточный научно-технический потенциал.
Дальнейшие пункты обсуждаемой программы США касаются колонизации Луны и Марса. В докладе аналитики делают вывод о неизбежности осуществления СССР (теперь РФ) пилотируемого полета на Марс. Наше государство представлено в роли главного и единственного стратегического конкурента.
Аналитики США, подготовившие доклад, относят к «преградам» в развитии космической индустрии конкуренцию правительственных ведомств в освоении космоса, повышающих себестоимость работ. В условиях информационных технологий привлечение частных коммерческих организаций и гражданских организаций должно быть ограничено и подконтрольно военному ведомству. Если рассматривать этот вопрос применительно к уровню сегодняшнего развития технических средств разведки, поиск финансирования в частном секторе приводит только к катастрофическому отставанию России в космической гонке: сегодня только подконтрольность Министерству обороны и приоритетное направление в области аналитического военного планирования может позволить бороться с амбициями постиндустриальных держав в космических технологиях. От усиливающихся «соревнований» в космосе в годы холодной войны и через необходимость сдерживания военных угроз в террористическо-однополярном мире к неоколонизации – таков характер эволюции современных «космических войн», затрагивающих обороноспособность любой страны.
Высотная зона войны
Очевидно, что космическая экспансия развивается интенсивно, поставленные задачи сверхдержавами выполняются и проблемы военного сдерживания на уровне термосферы выходят на первый план. Проблема обеспечения сдерживания военных угроз – это контроль космического пространства, в частности, речь идет о так называемой «приграничной области» между верхней границей воздушного пространства и нижней границей космического пространства (высоты от 30–40 до 100–120 км) – это зона гиперзвуковых летательных аппаратов, входящая в состав мезосферы (50–90 км) и термосферы (выше 90 км).
В определении характера угроз безопасности России выделяют интенсивное внедрение новых технологий в военную сферу и возрастание зависимости военных действий на суше, в воздухе и на море от боевых действий в космосе. Использование космического пространства и возможностей космических систем рассматривается во всем мире как один из важнейших компонентов политической, экономической и военной безопасности государства. Таким образом, многоплановые задачи различных видов и родов войск постепенно сводятся к одной – контролю и освоению космического пространства. Так, в Армии США идет работа над созданием единой системы подготовки военнослужащих с целью общей обороны воздушно-космического пространства: разные виды и рода войск участвуют в системе воздушно-космической обороны, объединяя усилия и структуры. Воздушно-космическую оборону нельзя рассматривать как систему какого-то отдельного вида Вооруженных сил, так как ни один вид или род войск отдельно не в состоянии обеспечить воздушно-космическую оборону.