0
1592
Газета Войны и конфликты Интернет-версия

15.07.2005 00:00:00

Международная безопасность: взгляды из Стокгольма и Москвы

Тэги: ежегодник, безопасность, вооружение


В конце мая в России появилось очередное международное фундаментальное издание, посвященное вопросам безопасности: "Ежегодник СИПРИ 2004. Вооружения, разоружение и международная безопасность". Почти на тысяче страниц этого труда, насыщенного множеством фактографических и справочных данных, ведущие специалисты мирового экспертного сообщества излагают свои взгляды на сегодняшнюю ситуацию и будущее современного мира.

Главной темой аналитических изысканий экспертов является Ирак. Они дают свои оценки возможных вариантов развития конфликта в этом регионе Ближнего Востока и их влияния на решение проблем обеспечения стабильности в мире. В сборнике дается характеристика крупных вооруженных конфликтов, проходивших в мире на фоне войны в Ираке, рассматриваются вопросы проведения миротворческих операций и анализируются военные расходы ведущих стран мира. В ряде глав специалисты СИПРИ оценивают ситуацию в области распространения оружия массового уничтожения (ОМУ), развития вооружений, торговли оружием и обеспечения экспортного контроля.

В разделах "Ежегодника", написанных российскими экспертами, излагаются их взгляды на проблемы распространения ядерного оружия и других видов ОМУ, на расширение НАТО и взаимодействие России со странами блока, а также на реформирование национальных ВС. Кроме того, аналитики дают оценки военного бюджета на 2005 год и рассматривают вопросы гражданского контроля над силовыми структурами РФ.

Сборник подготовил коллектив одного из авторитетнейших институтов мирового экспертного сообщества Стокгольмского международного института исследований проблем мира (СИПРИ). Русскоязычную версию сборника, ежегодно, вот уже 35-й раз, выходящего на английском языке, эксперты СИПРИ создавали совместно со специалистами Института мировой экономики и международных отношений Российской академии наук (ИМЭМО РАН) при содействии Федерального министерства обороны, гражданской защиты и спорта Швейцарии. На русском языке "Ежегодник", презентация которого состоялась 25 мая в конференц-зале ИМЭМО РАН, выпускается двенадцатый раз.

ИРАК

Иракской проблеме посвящена отдельная глава первого раздела и часть предисловия, написанного директором СИПРИ Алисой Бейлс. В своем выступлении на презентации она подчеркнула: "Не следует делать вид, будто иракский "эпизод" или "кризис" уже преодолены... Не только внутренняя стабильность Ирака и его национально-государственная идентичность не обретены, но сохраняется вероятность целого ряда негативных сценариев развития, часть из которых сегодня даже невозможно предвидеть и которые самым непредсказуемым образом могут повлиять на политику и взаимоотношения соседних с Ираком и удаленных от него государств, как, пожалуй, ни одна из современных конфликтных ситуаций в мире".

Эксперты СИПРИ указывают, что решение о начале войны в Ираке было принято Белым домом в одностороннем порядке. Подобное отступление от сложившейся мировой практики привело к глубокому расколу мирового сообщества. Вопрос о целесообразности и легитимности этой войны до сих пор остается открытым.

В мире существует две точки зрения по иракской проблеме. Сторонники президента США Джорджа Буша утверждают, что коалиционные силы разгромили один из "наиболее кровавых режимов в мире" и ликвидировали "опасность создания им несущего стратегическую угрозу арсенала ОМУ или предоставления этого оружия террористам". Они также считают, что действия коалиции открыли "новые перспективы для политических перемен на Ближнем Востоке".

Противники этой войны уверены, что угроза появления у Ирака оружия массового уничтожения (ОМУ) и опасность для остального мира были сильно преувеличены. Людские потери в этом конфликте были неоправданно высокими, а международный мировой порядок "получил серьезные повреждения".

Аналитики отмечают, что, несмотря на закрепление в 2002 году в Стратегии национальной безопасности США доктрины упреждающей войны, в перспективе американцы вряд ли будут столь активно стремиться к проведению подобных операций. Это обусловлено прежде всего тем, что стабилизация ситуации после проведения боевых действий в Ираке оказалась для Вашингтона чрезвычайно проблематичной задачей, к тому же требующей больших финансовых затрат и широкой международной поддержки.

Сегодня окончательные итоги войны в Ираке и ее последствия для Ближнего Востока продолжают оставаться в высшей степени неопределенными. Несомненным остается только одно - иракская кампания 2003 года еще больше обострила проблемы распространения ОМУ и терроризма. Будущее развитие этого региона является одной из главных проблем безопасности современного мире. Война в Ираке в значительной мере обусловила процессы трансформации международных союзов и институтов. Эксперты утверждают, что выявленные ими тенденции будут и дальше определять структуру основных элементов международной безопасности в XXI веке.

МИРОТВОРЧЕСКИЕ МИССИИ

В сборнике приводятся результаты исследований ведущих мировых экспертов и аналитиков по проблемам миротворческой деятельности и функционированию ряда международных институтов. Особое внимание эти темы привлекают не случайно. Еще в 2003 году раскол внутри Совета Безопасности ООН по иракской угрозе основательно потряс всю эту организацию.

Тем не менее авторы сборника убеждены, что хотя в 2003 году приоритету ООН при решении вопросов мира и безопасности был нанесен существенный ущерб, эта организация будет продолжать играть одну из ведущих ролей в миротворческих операциях, прежде всего в ситуациях постконфликтного укреплении мира.

Эксперты отмечают, что в настоящее время ООН остается единственным международным органом, способным объединить наиболее широкий круг государств и организаций в сфере безопасности и развития из всех географических регионов и в определенной степени обеспечить координацию многоплановых миротворческих операций.

Региональные институциональные организации, временные коалиции государств и многие ведущие страны мира на сегодняшний день не в состоянии заменить ООН. Однако, как показывает практика, в ряде случаев региональные силы в силу знания исторических, этнических, социальных, экономических и политических факторов, лежащих в основе чрезвычайных ситуаций, могут обеспечить необходимый военный потенциал для быстрого и эффективного проведения миротворческих операций. Они также способны задействовать механизмы оказания срочной помощи и обеспечения устойчивого развития в проблемных регионах.

Специалисты также указывают на то, что уже сегодня необходимо в срочном порядке разработать основные принципы руководства миротворческими операциями на стратегическом и оперативном уровнях. Это необходимо для того, чтобы партнерские отношения ООН и региональных сил при проведении таких операций отвечали складывающимся требованиям совместного управления миром и обеспечения международной безопасности. Указанные принципы должны включать порядок осуществления командных функций, координации, транспарентности и субординации как на поле боя, так и на уровне штабов. Разработка соответствующих процедур особенно необходима для временных коалиций государств, поскольку их организационных рамки и формальные связи с ООН не находятся еще на требуемом уровне административного взаимодействия.

Авторы сборника полагают, что региональные силы, и в особенности "коалиции желающих", при проведении операций на практическом уровне смогут извлечь существенную выгоду из опыта ООН. Оперативные связи необходимо рассматривать в качестве основного принципа для любого подобного объединения и организационно их следует оформлять по модели отношений, сложившихся между ООН и региональными организациями, располагающими потенциалом по управлению той или иной кризисной ситуацией. Определенный опыт необходимо также извлечь из проходящих и завершенных совместных миротворческих операций.

КОНТРОЛЬ ВООРУЖЕНИЙ И ЭКСПОРТА

В "Ежегоднике" отмечается, что на современном этапе преимущественный акцент был сделан на воспрещение распространения ОМУ. Это было обусловлено в основном успешной ликвидацией вероятной угрозы широкомасштабного конфликта на континенте. Хотя в связи с этим вопрос о завершении адаптации Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) в течение нескольких лет оставался открытым, это не привело к видимому ухудшению политических отношений европейских стран и контроль над обычными вооружениями в Европе претерпел положительные сдвиги. Частично специалисты это объясняют тем, что, несмотря на то что адаптированный Договор и не вступил в силу, некоторые его элементы практически реализовывались. Сегодня Запад продолжает настаивать на том, чтобы Россия обеспечила выполнение своих политических обязательств по ДОВСЕ, даже ценой негативного воздействия на перспективы установления режима адаптированного ДОВСЕ.

Расширение НАТО на восток качественным образом изменило ситуацию контроля над обычными вооружениями. Основные переговоры по ДОВСЕ теперь ведутся в рамках Совета Россия-НАТО. Эксперты СИПРИ отмечают, что "в 2003 году и начале 2004 года Россия прибегала ко все более сильной дипломатической и политической риторике относительно того, что присоединение новых государств к НАТО поставит ее в "невыгодное положение" с точки зрения безопасности и нанесет "смертельный удар" европейскому режиму контроля над обычными вооружениями". Хотя НАТО и Россия в конце концов пришли к пониманию необходимости разрешения этой проблемы, альянс продолжает настаивать, что невыполнение Россией стамбульских обещаний существенно затрудняет принятие адаптированного ДОВСЕ. Россия дала понять НАТО, что "намерена использовать неназванные "механизмы гарантий и дополнительные меры" по осуществлению мониторинга вооружений и военной деятельности у своих границ". Составители "Ежегодника" считают, что в вопросе контроля над обычными вооружениями "многое зависит от поведения России на ее южном периметре" границ.

По вопросу контроля над экспортом вооружений эксперты выразили мнение, что у государств, участвовавших в деятельности многосторонних неформальных групп для укрепления эффективности своих национальных систем в данной сфере, существует понимание необходимости принятия дополнительных мер по воспрещению распространения ОМУ и средств его доставки. В сборнике также отмечается важная роль в обеспечении контроля экспорта обычных вооружений Вассенаарских соглашений (ВС).

Напомним, что ВС были достигнуты в 1996 году. Главная цель этого механизма - содействие международной и региональной стабильности и безопасности путем обеспечения транспарентности в передачах обычных вооружений, товаров и технологий двойного назначения. Под этим документом подписались 36 промышленно развитых государств, включая Россию. Соглашениями предусматривается добровольный обмен информацией между странами-участниками в отношении поставок или отказа в поставках в третьи страны товаров и технологий двойного применения, указанных в прилагаемых к соглашению списках. Государства-участники два раза в год предоставляют друг другу сведения о поставках обычных вооружений.

Укрепление экспортного контроля, указывают составители сборника, является частью мероприятий по созданию эффективного инструментария противодействия распространению как ОМУ, так и обычных вооружений. Одним из элементов этого широкомасштабного процесса является разработка механизмов обеспечения международной безопасности, включая ликвидацию - в отдельных случаях - избыточного военного потенциала и опасных материалов в некоторых странах.

ПРИЛОЖЕНИЯ

В качестве приложения к русскому изданию "СИПРИ 2004" вышел сборник некоторых трудов ИМЭМО "Специальное приложение ИМЭМО". В нем анализируются события, происходившие в период до середины 2004 года. В этой части "Ежегодника" представлены статьи отечественных экспертов, ученых и аналитиков по различным аспектам международно-правового режима ограничения и нераспространения ОМУ.

Российские эксперты заявляют, что цивилизованные страны мира все более склоняются к тому, что противодействие распространению ОМУ дипломатическими средствами является малоэффективным механизмом. Поэтому возникает потребность реализации стратегии активного противодействия этим процессам. По мнению специалистов, в настоящее время резко повышается значение мер оперативного реагирования, включая и силовые, направленных против правительств, не выполняющих международные договоры по нераспространению, дельцов "черного рынка" материалов и технологий массового уничтожения, а также террористические группировки разного толка.

В приложении рассматривается и вопрос о расширении НАТО. Отмечается, что хотя западные политики постоянно и заявляют о безопасности для России всех мероприятий по расширению ЕС и НАТО, подавляющее большинство российских политиков и ученых отдают себе полный отчет в фактической изолированности России от этих процессов. Игнорирование западными странами обеспокоенности РФ по ряду основополагающих проблем, прежде всего по расширению НАТО, привело к шагам России по созданию механизмов альтернативных инструментам обеспечения безопасности стран Североатлантического альянса и ЕС, включая организацию Договора о коллективной безопасности и Шанхайскую организацию сотрудничества.

Представлены здесь материалы и по строительству ВС России. В них дается характеристика планов российского военного ведомства. Эксперты, в частности, отмечают, что в вышедшем в 2003 году программном документе МО РФ "Актуальные задачи развития Вооруженных сил Российской Федерации", ставшем, по существу, первой "Белой книгой" России по вопросам обороны, в целом даются правильные оценки. Они затрагивают вопросы позиций России на мировой арене, а также современные вызовы национальной безопасности, включая ОМУ и средства доставки, международный терроризм, этническую нестабильность, деятельность радикальных религиозных конфессий, распространение наркотиков и организованную преступность. Такая позиция РФ практически полностью совпадает с взглядами и практикой Западных стран в оборонной сфере.

Вместе с тем российские эксперты высказывают озабоченность по поводу утверждений руководства МО о завершенности процесса реформирования армии. По их мнению, этот процесс не только еще крайне далек от завершения, но практически еще и не начат, поскольку все его мероприятия свелись к чисто механическому сокращению численности ВС. Они считают, что проведение реформирования армии по таким показателям, как военное планирование, структурные преобразования, адаптация к новым угрозам, сроки перехода на контрактную армию и т.д., должны находиться в процессе непрерывного пересмотра и уточнения.

Рассматривая проблемы гражданского контроля над армией, авторы сборника подчеркивают важность экономической обоснованности военных планов и программ, и прежде всего открытости оборонного бюджета страны. Сегодня основная часть военного бюджета России остается закрытой и военному руководству не приходится в открытой дискуссии с законодателями отстаивать свои взгляды на развитие ВС и обоснованность бюджетных заявок. Однако эксперты убеждены, что простой открытости расходов МО еще мало для эффективного гражданского контроля его деятельности. Они полагают, что при условии сохранения государственной тайны для общества должны быть открыты основные программы НИОКР и закупок ВВТ с полным обоснованием установленных приоритетов в условиях ограниченности ресурсов. Тем более что значительная часть данных по этим аспектам предоставляется Россией странам НАТО в соответствии с международными договорными обязательствами.

В других приложениях к "Ежегоднику" публикуются краткие содержания международных договоров и других документов, а также объемные справочные материалы по вопросам накапливания вооружений, разоружения и миротворчества.

Все исследования авторов сборника СИПРИ базируются на достоверных и подробных статистических данных, составляющих существенную часть издания. Приводятся сведения о военных расходах, оборонной индустрии и торговле оружием, ядерном, химическом, биологическом оружии и средствах его доставки, а также о противоракетной обороне.

Предлагаемые статистические данные, аналитические разработки и выводы позволяют увидеть новые или получившие новую значимость источники угроз международной безопасности. Материалы, публикуемые в сборнике, могут представить значительный интерес для научного сообщества, политиков, законодателей, дипломатов, военных и работников оборонного комплекса, журналистов, а также гуманитарных, миротворческих, экологических и правозащитных движений и неправительственных организаций.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
363
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
338
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
517
"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

Дарья Гармоненко

Партия готова отступить от принципа жесткого отбора преданных ей депутатов

0
316

Другие новости